Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приложенные усилия есть сама награда. Потому что они не только помогают выдержать испытание, но и формируют личность. Сам человек и есть главное достижение успешно преодоленных испытаний. В этом его истинная суть.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Ноах был праведен даже «в поколениях своих», среди злодеев, а в поколении праведников был бы ещё праведней? Ноах был праведен только «в поколениях своих», а в поколении Авраама не значил бы ничего?

Приведём некоторые отрывки из развёрнутого, сложного комментария из книги «Пней Давид» р. Хаима-Йосефа-Давида Азулая (Хида). Объясняется самое начало главы:

«Вот порождения Ноаха, Ноах человеком праведным полноценным (тамим תמים) был в поколениях своих, с Б-гом ходил Ноах».

Сначала Хида приводит не самый известный, но очень важный отрывок из Мидраша («Шохар Тов»): Авраам спрашивает у Малкицедека (т.е., Шема — сына Ноаха, который под таким именем и в звании «Священника Б-га Вс-вышнего» посетил Авраама после победы над четырьмя царями — см. гл. «Лех Леха»): «Как ты вышел из ковчега?» (из этого вопроса — и не только из него — видим, что год пребывания в ковчеге был мучительным, непереносимым для обычного человека: непонятно, как можно было «выйти живым»). Сказал ему (Шем): Благодаря милостыне (би-цдака בצדקה), которую мы делали там. Сказал ему (Авраам): «Милостыню делал ты в ковчеге?! И разве бедняки были там? С кем ты делал милостыню (кому помогал материально)?» (Из первых слов Авраама (т.е., из кажущегося избыточным вопроса «милостыню ты делал в ковчеге?") видим, что наш праотец деятельность Ноаха в ковчеге не считал благотворительной: как приводится в комментарии Раши, Вс-вышний гневался и на самого Ноаха, не достаточно молившегося за своё поколение, и поэтому пребывание в ковчеге и спасение животных вроде бы следует рассматривать как наказание и обязанность, а не как заслугу и почётное право). Сказал ему: “С домашними и дикими животными и птицами [делали Милостыню]!” (Шем настоял, что предпринятые ради сохранения животного мира огромные сверхчеловеческие усилия семьи Ноаха (в Мидраше Танхума, например, приводится, что из-за возни с животными в ковчеге Ноах за целый год ни разу нормально не поспал — только дремал урывками), всё-таки были “милостыней”, т.е., заслугой, благодаря которой в итоге люди и выжили в ковчеге). В тот час сказал Авраам: “Если не сделавшие милостыню с домашними и дикими животными и птицами, не вышли бы из ковчега, а сделав — вышли, то я — тем более должен сделать милостыню сынам человеческим, которые — в Образе Вс-вышнего!” В тот час [сказано]: "И посадил сад (эшель אשל) в Беер-Шеве», — еда, питьё, проводы (переведённое как «сад» слово «эшель» — аббревиатура: буква «алеф» — начало слова «ахила (אכילה)», т.е., «еда», буква «шин» — начало слова «штия (שתיה)», т.е., «питьё», буква «ламед» — начало слова «лвия (לויה)», т.е., «проводы»; как известно, Авраам открыл в Беер-Шеве пункт бесплатного приёма и обслуживания путников, которых кормил, поил и потом провожал в дорогу).

Рабейну Хаим-Йосеф-Давид Азулай пишет: «Вот, оказывается, Ноах, о чьих деяниях и милостях в ковчеге рассказал Шем, был причиной решения праотца Авраама делать милости каждому из сотворённых. И в этом одно из достоинств Ноаха. С другой стороны у Ноаха есть недостаток, ведь Авраам сделал вывод из деяний Ноаха и умножил милости для людей, а сам Ноах такого вывода не сделал (хотя можно предположить, что Ноах воспринимал свою деятельность как обязанность, а не как заслугу — ведь так же думал и Авраам в начале беседы с Шемом)».

Далее Хида разъясняет с помощью этих двух взглядов — на достоинство и на недостаток — знаменитый отрывок Талмуда (из последней гл. трактата Санhедрин), где фраза «человек праведный был в поколениях своих» толкуется двумя способами — для восхваления и для принижения: или Ноах был праведен даже «в поколениях своих», т.е., среди злодеев, а в поколении праведников был бы ещё праведней; или Ноах был праведен только «в поколениях своих», а в поколении Авраама не значил бы ничего. Два этих классических подхода Хида связывает с вышеприведённым достоинством и недостатком: Ноах непременно отличился бы в более праведном поколении, однако — только не на фоне Авраама, постоянно напоминающего о не целостной благотворительности строителя ковчега, ведь именно Авраам сделал те умозаключения, которые должен был сделать сам Ноах.

Далее (продолжая объяснять, что деятельность Ноаха в ковчеге всё-таки считалась милостью и заслугой) Хида цитирует ключевой отрывок из разъяснений к этой главе из Мидраш Раба, где вместе с первыми словами главы разъясняется следующий отрывок из Притч царя Шломо (гл. 30):

«Плод праведника — Дерево Жизни, а берущий души — мудрец. Вот, праведнику на земле отплатится (йешулам ישולם), также если [он] злодей и грешник».

Мидраш комментирует: «Вот порождения Ноаха», — это то, что написано (Притчи царя Шломо, 11): «Плод праведника — Дерево Жизни» (объясняется, почему после слов «порождения Ноаха» сразу сказано о том, что он был «человек праведный»). Каковы плоды праведника? Это заповеди и деяния добрые (т.е., то, что делается для Б-га, и то, что делается для ближних). «А берущий души — мудрец» (там же, в Притчах), — сказано о том, что кормил и поддерживал [всех] 12 месяцев в ковчеге (отметим, что Ноах назван в Мидраше мудрецом за то, что год обслуживал животных — взял под свою опеку их души: чтобы это выдержать, нужно было обладать мудростью). И после всего восхваления этого [написано] (там же): «Вот, праведнику на земле отплатится», — собрался выйти (из ковчега) и получил плату?! Ведь сказал р. Уна от имени р. Элиэзера, сына р. Йоси hа-Глили: «Ноаха, когда выходил из ковчега, его укусил лев, сломал [ему ногу], и Ноах (из-за этого увечия) не годился для принесения жертв, которые вместо него принёс Шем, сын его (как комментирует р. Ханох Зундел в книге “Эц Йосеф”, из-за этого участия в жертвоприношении Шем (Малкицедек) был назван “священником Б-га Все-вышнего” при вышеупомянутой встрече с Авраамом, а сам Ноах, как отмечает р. Видал hа-Царфати в книге “Имрей Йошер”, лишился добавочного определения “полноценный” (см. первую цитату из гл.), и был назван при выходе из ковчега просто “праведником”, ведь слово “тамим” (полноценный) переводится и как “беспорочный”). Тем более — (там же в Притчах) "также если [он] злодей и грешник», — это сказано о поколении Потопа (т.е., если даже праведный Ноах был изувечен, тем более должны были быть наказаны грешники поколения Потопа).

Хида разъясняет этот Мидраш с помощью неожиданной, оригинальной аналогии с hалахическим установлением из Свода Законов Эвен hа-Эзер (гл. 80). Как приводится в Талмуде (трактат Ктубот, гл. 5), женщина, полностью находящаяся на содержании мужа, должна (в общем случае, если нет специальных договорённостей) привносить в семейный бюджет небольшой заработок, размер которого чётко определён. В Талмуде спрашивается: что, если жена, совершив сверхусилия, «перевыполнила план», заработала больше положенного? Может ли она не вносить образовавшийся избыток средств в семейный бюджет, использовать их по собственному усмотрению? Как разъясняется в hалахических книгах, этот вопрос — предмет спора мудрецов, и некоторые авторитеты (например, р. Хананель) установили закон в соответствие с мнением р. Акивы, считавшего, что «излишек посредством сверхусилий (hаадафа аль йедей hа-дхак העדפה על ידי הדחק)» принадлежит самой женщине. Как объяснил один из выдающихся «первых» мудрецов (ришоним) р. Ашер (РоШ), «сверхусилия», о которых говорится в Талмуде, — это работа по ночам.

Именно поэтому, пишет Хида, написано, что «заповеди и добрые дела» называются «порождениями Ноаха», т.е., принадлежат именно ему. Ведь можно было бы подумать, что как и жена, которая вносит свой небольшой заработок в бюджет семьи и имеет за это содержание от мужа, так и любой человек — исполняет Волю Б-га в этом мире и имеет за это от Творца помощь и пропитание (т.е., можно было бы подумать, что деятельность Ноаха — не заслуга, а обязанность).

Об этом сказано в Мидраше, что Ноах «кормил и поддерживал всех 12 месяцев в ковчеге», и как приведено выше от имени Мидраш Танхума, трудился днями и ночами, не смыкая глаз. Ноах работал больше, чем положено, приложил больше усилий, чем требовалось. Значит, в его заработке имеется «излишек посредством сверхусилий», принадлежащий ему самому, как устанавливает р. Хананель, и поэтому в годичных заботах Ноаха была, кроме исполнения обязанности, и собственная заслуга. Так, продолжает Хида, и у каждого праведника: как разъяснено выше, «излишек посредством сверхусилий» принадлежит ему самому.

И после всего этого восхваления, объясняется дальше в Мидраше, Ноах покалечился и не смог принести жертвы! А ведь муж обязан по Закону организовать и полностью оплатить лечение жены, если она заболевает не по своей вине (т.е., в случае обычной болезни, а не когда супруга, например, упрямо, принципиально не одевается в морозную погоду, и из-за этого всё время болеет)! Если безвинно покалеченный праведник может в нашем мире остаться надолго нездоровым, то уж точно, постулирует Мидраш, грешникам, которые болеют исключительно по собственной вине, нечего ждать чудесного дарового излечения…

Из «Книги для изучения Торы»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.