Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Возвратись Израиль до Господа Всесильного твоего…»

Этот волнующий пасук открывает афтару Шаббата, предшествующую Йом Кипуру, называемую из-за этого «Шаббатом возвращения». Язык пасука требует обьяснения. Подобало бы написать " Возвратись Израиль К Господу Всесильному твоему», подобно тому, как говорится «Возьмите с собою слова и возвратитесь К Господу» (Ошеа 14:3). В чем смысл слова «До» ?

Царь Менаше был из царей Иудеи и шел по очень плохим путям , пролил много крови, служил идолам, до того , что установил изваяние в Храме ! Несмотря на предупреждения пророков Нахума и Хавакука, которые были в его дни, он не изменил своих путей.

Вследствие его действий , на него поднялся царь Ашура и его армия, его связали и привезли с ними в Ашур, и там в лучших их традициях поместили его в медный котел с двойным дном, под которым зажгли огонь, а он — внутри. Его беда подвигла его обратиться ко всем божествам, которым он служил, и результата, понятно не было. Сказал Менаше: вспоминаю я , что мой отец учил меня пасуку : «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в будущие времена, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему». (Дварим 4:30). Вот я взываю к нему.Если он ответит(и я спасусь) — хорошо, а если нет — все одинаковы… А ангелы служения затыкали окна небосвода, чтобы его молитва не могла подняться перед Вездесущим и говорили перед Ним: Владыко Мира , разве у человека , установившего идола в Храме , может быть тшува ?

Сказал им Святой Благословен Он: если я не приму его, тогда дверь будет закрыта перед каждым бааль тшува. Что сделал Святой Благословен Он ? Подкопал подкоп под Троном Его Славы и услышал его мольбу.(Согласно Ялкуту Шимони на Книгу Царей).

Мы выучили чудесное послание. В вопросах духовности есть правила: подобно тому, как удостаивании многих приводит к благословению и изобилию, так и наоборот, тот , кто вводит в грех многих , ему утежеляют путь в тшуву. И поэтому, когда ангелы служения увидели молитву Менаше, который установил идола в Храме — пик греха с вызовом и неуважением, и по его путям пошел весь Израиль,они сказали, что сейчас , когда он получает своё наказание , нет места для тшувы, и его молитва уже не нуждается в ответе. Святой Благословен Он , видящий сердце, видел что его тшува честная и истинная. Сказал ангелам служения: хотя вы и правы, если не принять сейчас Менаше, в будущем злое начало сможет воспрепятствовать каждому человеку в возвращении с этой претензией — сейчас уже поздно( и подобно тому ,что утверждал Ахер ( так стали называть таная р. Элиша бен Авуя, после того как он сошел с дороги Торы — прим . переводчика) , который услышал голос с небес :«возвратитесь сыновья шаловливые, кроме Ахера, который знал Мою силу и восстал на Меня» (трактат «Хагига» , 15). И также у Ахера было место для возвращения, но понятно, что его поставили перед испытанием согласно уровню его величия , «знал Мою силу» и несмотря на это «восстал на Меня».

И теперь каждый , и в каждом положении, знает, что нет вещи, которая устоит перед тшувой. Потому, что , если Менаше приняли, примут также и его, только, разумеется, при условии, что это тшува полная и из глубин и чистоты его сердца.

И может быть , поэтому (использовано) выражение «До» , поскольку говорится о ситуации под Престолом Славы, т.е. не по правилам в духовных вопросах , потому что тшува пробивает все преграды и достигает Престола Славы.

Перевод с иврита.

Рав Йосеф Брук — рош ешивы «Нетивот Олам», Бней Брак.