Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а
Чудеса естественны и изначально заложены в план Творения. Вера, появившаяся благодаря им, — не исключение из правил.

Обратим внимание на два комментария: первый завершает книгу р. Моше Софера «Торат Моше», второй — завершает книгу его сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Сойфера «Ктав Софер». Оба толкования связывают последние и первые слова Торы, читающиеся, как известно, подряд в праздник Симхат Тора, когда Чтение Свитка завершается и сразу же возобновляется.

«И не восстал (ве-ло кам ולא קם) более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта над фараоном, и над всеми его слугами, и над всей землей его, и при всей крепкой руке и при всём страхе великом, что совершил Моше перед глазами всего Израиля.

В начале создал Б-г небо и землю».

Раби Моше пишет: «Объясняется это в связи с тем, что приводится (в Мидрашах): условился (hитна התנה) Вс-вышний с “Деянием Первозданным” (с только что созданным миром): всё создаётся на том условии, что при необходимости Творение изменит свою природу (т.е., если потребуется, в мире будут происходить сверхъестественные явления).

И из-за этого написано: “При всех знамениях и чудесах… и при всей крепкой руке”, — тут, в этом отрывке в конце Торы упоминаются (так объясняются слова “знамения”, “чудеса” и “крепкая рука” — напр., см. Раши) Рассечение Моря, Десять казней египетских (т.е. сверхъестественные явления), которые “совершил Моше перед глазами всего Израиля”, и сразу после этого читается (в начале Торы, и таким образом завершение связано с началом): “В начале создал Б-г небо и землю”, т.е. в начале сотворения поставлено условие возможности сверхъестественного, упомянутого в только что прочитанном конце Свитка».

Сын раби Моше р. Авраам-Шмуэль-Биньямин пишет: «Видится мне, что так соединяется конец Торы с началом: ведь “не восстал более в Израиле пророк как Моше” — именно потому, что благодаря Моше евреи обрели веру, им открылось, что Б-г — Создатель мира (и об этом написал р. Моше бен Нахман: упоминание Исхода из Египта при изложении заповеди Шабата учит, что о сотворении мира, связанном с Субботой, мы узнали благодаря чудесам Исхода — тогда Творец изменял природу вещей, а значит — создал всё, и в Его Силах изменять это при необходимости), и всего этого удостоились благодаря Моше, и он, как начавший это (т.е. первым открывший эту истину евреям), удостоился высочайшего уровня, ибо его “знал Б-г лицом к лицу”… И об этом сказано: “И не восстал более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта”, — т.е. Моше был послан ещё до того, как возникла в евреях эта вера, и благодаря этому стало ясно всему Израилю, что “в начале создал Б-г небо и землю”, поэтому — “не восстал более” такой, как Моше, способный соединить конец Торы с её началом».

Оба завершающих комментария, казалось бы, говорят об одном: конец и начало Торы соединяются упоминанием о чудесах, связанных с Сотворением мира. Однако р. Софер-отец говорит об изначальной «запрограммированности» сверхъестественного, упоминая только условие, поставленное Творцом, а р. Софер-сын концентрируется на заслугах Моше, говоря, что чудеса Египта дали народу веру в Сотворение мира.

Можно сказать, что р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, прекрасно знавший книги своего отца, дополняет и разъясняет краткий комментарий р. Моше. Действительно: зачем потребовалось «условие при Сотворении»? Ведь Создатель может изменять природу в любой момент по Собственной Воле и без изначальных договорённостей.

Чтобы ответить на это, в книге «Ктав Софер» отмечается: сверхъестественное понадобилось для укрепления веры в первом, главном поколении нашего народа, и поэтому изначальное условие было необходимо. Ведь, узнав, что сами чудеса — естественны, изначально заложены в план Творения, мы понимаем, что и вера, появившаяся благодаря им — не исключение из правил, не особое чудесное отличие, а — как и причина её возникновения — явление естественное, изначально входящее в систему мироздания.

Из «Книги для изучения Торы»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.