Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Грех нарушения субботы чрезвычайно тяжек; из-за него нередко случаются пожары

Сказано в Торе: «Шамор (храни) день субботний, чтобы освящать его» (Дварим, 5:12), и «хранить» означает: остерегаться, чтобы не совершить запрещенную работу. Сказано шамор — повеление, выраженное в грамматической форме макор, и это указывает нам на необходимость постоянно быть внимательными и остерегаться, чтобы не совершить запрещенную работу в субботу, заботясь об этом заранее — с начала недели. [Подобно сказанному выше, в связи с субботними усладами, по поводу слова захор (помни) (Шмот, 20:8): нужно постоянно помнить о субботе, уже с первого дня недели (см. гл. 4, со слов: «И также знай»)]. Это означает: тот, кто едет по какому-то делу или начинает какое-то предприятие в будни, должен с самого начала продумать все свои действия, чтобы не дойти в итоге до нарушения субботы. Ведь если он затянет с этим до самого кануна субботы, то, как это бывает, никакая спешка уже не поможет — из-за плохой дороги или чего-нибудь еще. [Из-за многих наших грехов у извозчиков нередко случается, что они из-за своей лености задерживаются в большом городе и отправляются в обратный путь слишком поздно, не думая о том, что это приведет их к нарушению субботы][1].

Грех нарушения субботы чрезвычайно тяжек; из-за него нередко случаются пожары, как сказали наши мудрецы (Шабат, 119б): «Пожары бывают лишь в тех местах, где нарушают субботу, как сказано: “А если вы не послушаете Меня в том, чтобы освящать день субботний и не носить ноши, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то Я зажгу огонь в воротах Иерусалима, и пожрет он дворцы его, и не погаснет” (Ирмияу, 17:27)». Дело здесь вот в чем. Соблюдение субботы влечет за собой благословение Г-спода и тем самым приносит богатство, как это видно из сказанного нашими мудрецами по поводу слов Писания: «Благословение Г-спода — обогащает» (Мишлей, 10:22), и говорится в Берешит раба, 11:1, что речь идет о субботе, ибо суббота приносит в мир изобилие. Нарушение субботы, напротив, приводит к внезапной потере имущества — из-за пожара или другого происшествия, лишающего человека его достояния, как, например, грабеж и т. п. [В этом состоит одна из причин нередкого ныне явления, когда состоятельные люди в краткий срок разоряются — потому, что, из-за многих наших грехов, распространилось нарушение субботы]. Тем более, если достояние человека приумножилось именно благодаря нарушению субботы: нет никакого сомнения, что в конечном счете что-то случится, и он неожиданно потеряет все. Ведь кашерное (приобретенное в согласии с законами Торы) имущество приходит из сокровищницы Царя мира, Который предназначил и приготовил его данному человеку. И Царь охраняет это имущество от вредителей и разных неожиданностей, чтобы с ним ничего не случилось, — так же, как отец, давший подарок сыну, следит, чтобы с подаренной вещью ничего не произошло. Совершенно иначе обстоит дело с имуществом, приобретенным путем нарушения запретов Торы: грабежом, обиранием ближнего или нарушением субботы. Оно не пришло из сокровищницы Царя мира, а было захвачено человеком самовольно[2], и потому через какое-то время его постигают с Небес всевозможные случайности и беды, которые губят заодно и честно нажитое добро, приобретенное ранее. Это — как в случае, когда появляется дурная кровь в теле человека: сколько он должен страдать от кровопусканий и прочих процедур, чтобы избавиться от нее, — ведь вместе с дурной кровью из тела выходит и хорошая.

Именно об этом говорит Тора: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя» (Бемидбар, 6:24); сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Бемидбар раба, 11:5): «“Благословит тебя” — имуществом; “охранит тебя” — от всего, что может повредить». Другими словами, имущество, пришедшее по благословению Г-спода (то есть то, которым Он благословил человека), Он охраняет от всего, что может его повредить и уничтожить. Совершенно иначе с имуществом, которое человек взял сам (в запретное время, чужое и т. п.): Б-г совершенно не охраняет его. Оно может потерпеть ущерб от всего, что приносит вред, и об этом говорит Писание: «Нажил богатство путем незаконным — в середине жизни оно оставит его» (Ирмияу, 17:11). Это может произойти двумя путями: либо имущество оставит человека, либо он сам — свое имущество. И даже если он пренебрегает только запретами, приведенными в книгах Пророков и Писаний (но не в самой Торе)*1, он может потерять из-за этого свое имущество, как сказали наши мудрецы: «По следующим трем причинам владельцы имущества лишаются его и т. д.» (Гитин, 38б), и одна из них — та, что обходят и обозревают в субботу свои владения[3], преступая при этом сказанное у пророка: «И почтишь ее (субботу)… не отыскивая себе дела и не ведя разговоры (запрещенные в субботу)» (Йешаяу, 58:13). Тем более это относится к грехам, связанным с нарушением запретов Торы, — человек в конечном счете наверняка лишится из-за них своего добра, и пропадет его богатство в результате какого-нибудь бедствия*2. Не говоря уж о страшном наказании, ожидающем его в будущем мире, — если только он не раскается и не вернется к своему Творцу.

*1 Из-за многих наших грехов есть немало мест, где отдельные люди, разрушающие ограды Торы (о необходимости которых см. Пиркей авот 1:1), игнорируют запрет просить нееврея исполнить для них в субботу запрещенную работу, например, вскипятить чай в самоваре. Насколько же велик этот грех, если, даже когда нееврей делает работу по своей инициативе, но еврей понимает, что она сделана для него, ему запрещено пить этот чай (см. Мишна брура, 307:11)! И даже если еврей захочет дать нееврею первому воспользоваться плодами его труда, — тем не менее, поскольку изначально работа исполнялась ради еврея, ее плоды запрещены ему[4]. Тем более — если еврей велел ему исполнить ту работу: запрещено как просить об этом, так и пользоваться потом ее плодами, — и даже если просил еще до наступления субботы, как об этом говорится в Орах хаим, 276:1 и 306:9.

Я слышал красивое объяснение великого мудреца Торы р. Ицхака Айзика из Сувалка, будь благословенна память праведника [автора комментария Беер Ицхак на книгу Виленского гаона Адерет Элияу], где он объясняет сказанное нашими мудрецами (Авода зара, 27б) о том, что слова Писания: «Разрушающего ограду ужалит змея» (Коэлет, 10:8) относятся к тому, кто разрушает ограды, установленные мудрецами. Дело здесь в следующем. Если спросить его, почему он так поступает, он ответит: «А что я, собственно, делаю? Ведь я не нарушаю запретов Торы!» Но это не так. Ведь всякий раз, когда наши мудрецы устанавливали ту или иную ограду, они делали это потому, что своим острым взором видели, что без этой ограды люди могут в конечном счете дойти до нарушения запрета самой Торы. Поэтому наказание проламывающего ограду мудрецов имеет сходство с укусом змеи. Ведь змея жалит только в пятку; страдает от этого как будто только часть ноги ниже колена, и, казалось бы, нет никакой опасности![5] Тем не менее, как мы знаем, от укуса змеи человек умирает, поскольку яд не остается в пятке, а распространяется по всему телу и доходит до самой головы. Так и здесь: человек начинает с нарушения запретов мудрецов, охраняющих субботний покой, и заканчивает нарушением запретов Торы.

То же и в нашем примере: люди, которые начинают с нарушения запретов мудрецов, доходят в конце концов до несоблюдения запретов, нарушение которых должно караться (по законам Торы) смертной казнью скила (сбрасывание со скалы). Сначала они приказывают нееврею, чтобы он приготовил им самовар с кипятком в другой комнате и подал на стол заварку из чайных листьев в отдельной склянке. Однако с течением времени, когда подобное нарушение станет уже для них в силу привычки как будто чем-то разрешенным, дурное побуждение подводит к тому, что нееврей только ставит самовар на стол, а сам хозяин-еврей устанавливает на этот самовар сверху сосуд с заваркой. При этом он преступает несколько запретов Торы. Вначале, ставя сосуд на самовар, он преступает запрет варки и запрет гасить или уменьшать огонь, поскольку при накрывании углей несколько уменьшается их жар. [Это подобно сказанному нашими мудрецами (Бейца, 22а) о том, что тот, кто отливает для своих нужд масло из горящего масляного светильника, нарушает запрет Торы гасить или уменьшать огонь, несмотря на то, что огонь уменьшается очень незначительно]. А потом, снимая чайник с самовара, он нарушает запрет разжигания огня, так как при этом угли разгораются. [Это подобно сказанному в другом месте (Критот, 20а): тот, кто перемешивает тлеющие угли, нарушает как запрет Торы разжигать огонь, так и запрет гасить и уменьшать его, поскольку он таким образом гасит верхние угли и разжигает нижние]. Тот, кто делает это умышленно, является законченным грешником. Он негоден быть свидетелем в суде и не может давать клятвы; он изгоняет свою душу из страны вечной жизни[6], и также его имущество в конечном счете гибнет, как это следует из Гемары, Гитин 38б, см. выше в этой главе. И даже если человек видит, что этот дурной обычай — ставить самовар посредством нееврея — получил распространение, — не дай Б-г учиться у тех, которые ему следуют! Ведь в Торе сказано: «Не следуй за большинством в дурных делах» (Шмот, 23:2), и комментаторы (Аэмек давар там) объяснили это так: человек не должен совершать дурные поступки, даже если многие это делают.

*2 И не удивляйся сказанному там, в Гемаре Гитин, видя, что из-за многих наших грехов немало людей, спокойно нарушающих субботу, преуспевают в своих материальных делах, и «судьба улыбается им». И не удивляйся сказанному в Мишне (Пеа, 1:1): «Вот достойные дела, плоды которых человек вкушает уже в этом мире, но основная награда за них хранится для мира грядущего»[7], — но разве нет людей, у которых нет ни одной из названных там заслуг, а они, тем не менее, имеют все блага этого мира? Однако если мы изучим должным образом происходящее с ними, увидим, что в конце концов падет проклятие на их добро — и сгинет оно совершенно, когда наполнится чаша их греха. Даже если мы видим, что они преуспевают всю свою жизнь, это не должно нас смущать.

Хочу пояснить это следующей страшной притчей. Один из царских слуг изменил царю, и ему был вынесен такой приговор: усадить его в парадном зале, подобающем достоинству его, но не давать никакой еды, пока он не умрет там от голода. О наказании было объявлено по всей стране, чтобы многие пришли посмотреть на него, устрашились и не осмеливались бы поступать как он. Стены в том зале сделали с окнами, можно было видеть его мучения снаружи. В первый день его наказания еще не было заметно, что ему плохо, — он еще не был столь уж голоден. Но на второй и третий день, когда голод усилился, люди видели, насколько велики его муки и как он стонет от них. А на пятый день, когда голод стал непереносим, все увидели, как он начал грызть зубами собственную кожу и мясо… Тем временем пришел человек, который еще не слышал о том, что происходит, и спросил у людей, стоящих там: из-за чего весь этот шум и суета? Ему ответили, что здесь одного из царских слуг наказывают голодом — муками, достигающими самых глубин души, и вот уже пятый день, как у него ничего не было во рту. Тот человек попросил, чтобы ему тоже дали посмотреть, и очень удивился: «Это у вас называется голодом? Я ясно вижу в окно, что он жует своими зубами мясо!» Ответили ему: «Горе тому, кто таким образом “ест мясо”! Он ест собственную плоть, понуждаемый к тому ужасными муками голода!»

Точно так же — и у нас: когда Г-сподь ниспосылает общине Израиля пропитание и все необходимое для жизни, Он дает все это лишь из «плодов» (упомянутых в приведенной выше мишне), однако «основной награды», полагающейся за исполненные заповеди, Он не касается никоим образом, поскольку она хранится для мира грядущего, как сказано в мишне (см. выше). Однако у людей, которые совершенно оставили пути Г-спода, это не так. Их устраняют из мира грядущего: если у них есть некая заслуга благодаря исполнению той или иной заповеди [например, такой человек однажды в детстве ответил амен или заработал каким-то образом заслугу, уже будучи взрослым], Г-сподь платит им «в лицо» также и основную награду, и тем самым они полностью теряют свою долю в будущем мире — ведь у них не остается никаких заслуг. Об этом сказано: «Платит ненавидящим Его “в лицо” им, чтобы погубить их» (Дварим, 7:10), и такая «награда» — это в действительности наказание, подобное наказанию того царского слуги, который ел собственную плоть. На это есть намек в Писаниях: «Глупец складывает руки — и ест собственную плоть» (Коэлет, 4:5) — именно «собственную плоть». Приведенное объяснение является также ответом на первый вопрос, поскольку те люди, которые спокойно нарушают субботу и, несмотря на это, «судьба улыбается им» все их дни, несомненно, получают все это только ради того, чтобы быть устраненными из мира грядущего, и чтобы не было у них никакого удела в стране вечной жизни.

Такие люди в этом мире подобны пьянице, который пропил все свои деньги и теперь закладывает всю свою одежду, чтобы продолжить пьянство. Он гол, бос, валяется на помойке — и при этом весел, распевает песни, поскольку, совершенно пьяный, не понимает бедственности своего положения. Лишь протрезвев, он поражается происшедшему с ним, начинает плакать и причитать: как же я попал в такое страшное положение? Точно так и здесь: дурное побуждение опьяняет таких людей все дни их жизни вожделениями настолько, что они не способны отличить левую руку от правой; оно отнимает у них все душевные силы и ведет их своими дурными советами против Г-спода и Его Торы, пока не остаются они голыми, лишенными всех одеяний своей души [то есть остаются лишенными заповедей, из которых создаются одеяния души, чтобы она предстала в них, получая высшие духовные наслаждения перед Царем славы, как это известно из святой книги Зоар (гл. Ваехи, 126б)]. Они испачканы грязью своих грехов и не понимают, как это случилось, что чужой — дурное побуждение — сожрал все их силы. Об этом сокрушается пророк: «Сожрали чужие силу его — а он и не знал; и седина проступила у него — а он и не знал» (Ошеа, 7:9). [Другими словами, чужие — это силы дурного побуждения: вожделений, влечения к чужому, гнева и т. п.; см. также далее, в заключительной части нашей книги, сказанное там об этом стихе Писания]. Так продолжается до тех пор, пока человек в конце концов не попадет в Геином и не увидит всю грязь, которая на нем, и множество ангелов-губителей, порожденных грехами его, — и все они наказывают его тяжкими муками… Только тогда очнется он от своего опьянения — и будет оплакивать себя: как же он поддался соблазну своего дурного побуждения, как дошел до столь ужасного состояния! О таком сказано в Писаниях: «Будешь стенать в будущем твоем, при истреблении плоти твоей и тела твоего. И скажешь: как ненавидел я наставление, и сердце мое гнушалось упрека» (Мишлей, 5:11, 12). Тогда-то грешник признается в грехах своих и скажет: «Я, такой-то, сын такого-то, совершил такой-то грех в таком-то месте в такой-то день в присутствии таких-то людей» (см. Ирувин 19а), — но это запоздалое раскаяние уже не поможет ему облегчить свое положение.

Из всего сказанного в предыдущих главах этой книги о том, как велика заслуга соблюдающего субботу, ясно, что каждому, кто боится Г-спода, следовало бы постоянно помнить о величайшей важности этой заповеди и повсеместно наставлять людей, чтобы не оступались и не нарушали субботу. Вот что говорит Ялкут Шимони в начале главы Ваякъэль (Шмот, гл.35): «Сказал Святой Творец Моше: “Cозывай большие собрания и разъясняй там народу законы субботы, чтобы будущие поколения научились у тебя созывать общину каждую субботу и собираться в Домах учения, чтобы обучать Израиль и давать ему указания, относящиеся к словам Торы, к запрещенному и разрешенному, чтобы Мое великое имя прославлялось среди сынов Моих”. Даже если человек сам очень осторожен во всем, что касается святости субботы, — тем не менее, если он имеет возможность протестовать (против нарушения субботы другими людьми) и не делает этого, на него падет ответственность за их грехи, как об этом сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Шабат, 54б)[8]. Обрати также внимание на следующее: даже о таком верном посланнике Б-жьем (Моше), о котором Он Сам свидетельствует: “Во всем доме Моем (именно) он облечен доверием” (Бемидбар, 12:7), рассказывают следующее (Шмот раба, 25:10): из-за того, что Моше сообщил народу законы субботы (в частности, о том, что в субботу манна не будет) с опозданием, некоторые люди вышли собирать его (в субботу)[9]. Г-сподь поставил это Моше в вину, сказав: “Доколе вы будете отказываться соблюдать Мои заповеди и Мои учения?” Из этих слов видно, что Г-сподь адресует упрек и ему. Мудрецы Торы должны извлечь для себя из этого урок: не быть нерадивым и изо всех сил наставлять народ соблюдать субботу должным образом. Это дело нельзя возлагать на недостаточно знающих и не имеющих авторитета людей из народа, которых не будут слушать; знатоки Торы должны заниматься этим сами.

Я знаю, что в некоторых святых общинах основаны группы людей, предупреждающих о приближении субботы. Они обходят улицы и общественные места, следя за своевременным закрытием лавок и зажиганием свечей, а также напоминают о необходимости своевременно укрыть горячую еду назавтра — чтобы это не делалось слишком поздно; обходят также бани, следя, чтобы посетители покидали их до наступления субботы, и т.п. Сколь же великое дело делают эти люди, помогающие евреям обрести заслугу исполнения столь святой заповеди![10] О них сказало Писание: “Наделяющие заслугами многих — как звезды будут вовеки веков” (Даниэль, 12:3). Нет сомнения, что заслуга субботы защитит их в будущем от всякого зла и вознаградит созерцанием сияния Б-жественной красы. Как же должны быть счастливы люди, удостоившиеся заниматься столь святым делом! Им следовало бы регулярно собираться и советоваться друг с другом — что делать, чтобы не ослаблять усилий в этом деле, — ведь из-за многих наших грехов здесь очень велика сила дурного побуждения. Было бы очень хорошо, если бы они старались укреплять себя в этом добром деле, как рабан Гамлиэль (см. Рош а-шана, 23б), который устраивал большие застолья для людей, приходивших (в Иерусалим, в высший суд Торы — Сангедрин) свидетельствовать о появлении новой луны. Так он приучал людей приходить и свидетельствовать. Также следовало бы поступать в период, когда читают недельную главу Бешалах, в которой Тора начинает призывать к соблюдению субботы (см. Шмот, 16:23)[11].

Если даже найдутся какие-то люди (из числа предупреждаемых о приближении субботы), которым все это придется не по вкусу, и они будут позорить и унижать ревнителей субботы, те никоим образом не должны принимать этого близко к сердцу. Ведь награда только увеличивается, если человек терпит обиду и унижение ради имени Г-спода. Подобное упоминается в Иерусалимском талмуде, в последней главе трактата Пеа (8:6) [я привел этот отрывок в моей книге Шмират а-лашон, Шаар а-Тора, гл. 6, см. там[12]]. Пусть не говорит человек: зачем мне ввязываться во все это, ведь, возможно, придется вступать в конфликт со сварливыми и дерзкими людьми… Однако в действительности такого рода ссоры и конфликты ни в коей мере не грех для него самого, поскольку они связаны с исполнением заповеди поучать и наставлять ближнего м. Ваикра, 19:17) [и возникают они из-за того, что поучаемый не желает слушать, даже когда с ним говорят мягко и сердечно]. Об исполняющих упомянутую заповедь говорит Писание: “Поучающим — благоволение, и снизойдет на них доброе благословение” (Мишлей, 24:25)»*3. Сколько же милости и расположения обретут они за это в глазах Г-спода! Ведь их действия подобны поступку того, кто спасает царского сына, тонущего в реке! Насколько же увеличится любовь отца к спасителю его сына! Ведь сказано: «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему» (Дварим, 14:1), — а когда еврей оскверняет субботу, душа его подвергается наказанию карет[13], и множество великих несчастий угрожают ему из-за этого… Поэтому нельзя проявлять нерадивость и надо предостерегать нарушающих субботу. Подобное находим также в книге Нехемии, который призывал к соблюдению субботы и вступал в спор по этому поводу со знатными людьми Иудеи (см. Нехемия, 13:15—22). Из слов пророка также следует, что главной причиной разрушения Первого Храма было нарушение субботы[14].

*3 Эти слова Писания объясняются следующим образом. В действительности, как показывает опыт, в конечном счете также и эти люди, бывшие вначале строптивыми и дерзкими, через какое-то время признают свою неправоту и принимают субботу своевременно, как положено. С чем это можно сравнить? У человека случился приступ безумия, он вознамерился покончить самоубийством — но какие-то люди ему помешали. Но вот приступ прошел — и он сам благодарит их за то, что не дали ему убить себя. Точно так же — и в обсуждаемой нами ситуации. Ведь известно, что человек совершает грех, только если входит в него дух глупости (Сота, 3а), — и это особо относится к грехам, за которые положена смерть или наказание карет, таким, как осквернение субботы: дух глупости в этом случае чрезвычайно силен. Если есть человек, который воюет с грешником в то время, когда тот одержим духом глупости, и этот человек принимает обиды и унижения, но не оставляет его, то после того, как в конце концов дух глупости покинет грешника и разум вернется к нему, он сам благословит порицавшего и наставлявшего его — за то, что тот спас его от гибели, и раскается в сердце своем за все огорчения, которые причинил тому человеку. Тебе же, порицающему и наставляющему ближнего, не следует таить на него в сердце обиду из-за того, что он поносил и унижал тебя вначале, — по нескольким причинам. Во-первых, в действительности не он поносил и унижал тебя; делало это лишь его дурное побуждение. Оно начинает действовать в человеке, когда он оскверняет субботу, радостное и довольное в час своего успеха, — ведь после оно сможет обвинять человека и изгнать его душу из страны живых [как известно, за грех умышленного нарушения субботы полагается наказание карет, даже если не было предупрежде-ния[15] (Рамбам, Илхот шабат, 1:1)]. Ты же, ведущий сражение за честь субботы, вышел против него, чтобы отнять у него его хлеб! И вот доказательство: как только дурное побуждение оставило того человека, он помирился с тобой! А еще сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Каждому, кто преодолевает свои естественные качества и побуждения (гнев, обида, желание отомстить и т.п.), прощают все его грехи» (Рош а-шана, 17а).

Кроме того, разве будет лавочник сердиться на покупателей, чем-то досадивших ему, и объявлять: «Тот, кто не является “хорошим покупателем”, пусть не приходит в мою лавку»? Ведь так он ничего не заработает! Умный лавочник терпелив. Иногда ему попадается хороший покупатель, с которым он зарабатывает без неприятных переживаний, а иногда — покупатель, который долго торгуется и терзает его, желая получить товар меньше чем за полцены. Тем не менее, умный торговец не пренебрегает и такими, как он, ибо в конце концов после всех торгов и дискуссий он зарабатывает свое и с ними. Точно так же и здесь: когда человек занят исполнением заповеди, в особенности — касающейся многих людей, он должен чувствовать себя как лавочник, который завез в свою лавку много хороших товаров, чтобы заработать на них[16], соответственно сказанному в Писании: «Если домогаться будешь его, как денег… То постигнешь страх перед Г-сподом» (Мишлей, 2:4, 5). Есть люди, которые сразу соглашаются, когда их упрекают и призывают принимать субботу вовремя. Однако есть и такие, которые не сразу воспринимают поучения; но даже и в этом случае есть польза. Ведь если не найдется никого, кто говорил бы с ними об этом, они могут дойти до того, что будут нарушать субботу и тогда, когда уже совсем стемнеет, и это навлечет на них наказание карет. Однако когда такого человека упрекают, это может оказаться полезным: он, по крайней мере, прекратит работать еще в то время, когда можно по ошибке сказать, что день еще не кончился. Это спасает его от наказания карет, и он лишь обязан принести жертву ашам талуй[18]. Весьма вероятно, что по прошествии времени этот человек будет принимать субботу как положено, в должное время, как об этом говорилось выше [вначале — не ради самой субботы, а только чтобы избежать публичного позора, а потом — и ради нее самой]. Даже если ты считаешь, что от твоих упреков не будет в конечном счете никакой пользы, поскольку нарушитель субботы не станет тебя слушать, тем не менее тебе, приходящему к нему с этими упреками, назначена награда от Г-спода, как писал Виленский гаон в комментариях на Мишлей (12:14) от имени Аризаля: поучающему ближнего, даже если тот не слушает его, положена награда от Святого Творца, поскольку он исполняет возложенное на него.

Заслуга того, кто сам способствует увеличению заслуг Израиля, призывая его исполнять заповеди, очень велика. Это видно из того, что сказали наши мудрецы, будь благословенна их память, об Элькане (отце пророка Шмуэля, см. Ялкут Шимони, 77): всякий раз, совершая ежегодное паломничество к мишкану (который тогда находился в Шило), он стремился увлечь за собой народ Израиля — чтобы все шли туда и удостоились исполнения заповеди[17]. Сказал ему Святой Творец: «Ты стараешься побудить народ Израиля исполнить заповедь; Я дам тебе сына, который увеличит заслуги Израиля!» И у Эльканы родился сын — пророк Шмуэль. И еще сказали наши мудрецы (Шабат, 23б): тот, кто всегда зажигает субботние свечи, удостоится сыновей — мудрецов Торы. Это обещано тем, кто сам аккуратен в исполнении заповеди зажигания свечей; тем более сказанное относится к тем, кто постоянно напоминает многим другим, чтобы и они исполняли эту заповедь в положенное время.

Когда народ Израиля жил на своей земле, был обычай трубить шестикратно перед наступлением субботы, возвещая о прекращении работ (Шабат, 35б); об этом упоминается также в Орах хаим, 256:1. А ныне распространился обычай, имеющий ту же цель: специальные люди, назначенные общиной, объявляют и оповещают народ; об этом говорится в Орах хаим в примечаниях Рамо. И если это было столь важно в поколении Рамо, — тем более важно в нашем; нет сомнения, что оповещать народ о приближении субботы — большая заповедь, которую нужно исполнять, не жалея сил. В случае, когда городские власти не позволяют объявлять о субботе на улицах и в общественных местах, нужно идти по домам, — и, как сказали наши мудрецы, «по мере страданий (перенесенных ради исполнения заповеди) — награда за нее» (Пиркей авот, 5:23). Это благое дело касается каждого, и тем более — тех, кто не удостоился иметь сыновей [а также и тех, у кого сыновья уехали в далекие страны и свернули с путей Г-спода, ибо эти люди, несомненно, ничем не лучше бездетных, как это мы будем объяснять далее]. Несомненно, им заповедано умножать свои старания удерживать других от нарушения субботы, и от них зависят заслуги всей общины.

На русском языке можно найти материалы о законах субботы в таких книгах, как «Помните Тору Моше», «Суббота, праздники, будни» под ред. р. Р. Энтина, «Практика иудаизма» р. М. Лау, «Кицур шулхан арух», «Царица суббота» р. Моше Пантелята.


[1] Сказанное здесь автором остается весьма актуальным и наше время — из-за дорожных пробок и пр. Остерегаться нужно также и в том, чтобы не подтолкнуть невольно другого на нарушение субботы: например, нанимая еврея-таксиста незадолго до наступления субботы или договариваясь с ним о поездке на слишком раннее время после ее окончания. Ведь мы обычно не знаем в отношении другого человека, насколько можно полагаться на его осторожность и педантичность, — зато знаем, насколько велико искушение заработать.

[2] Самовольно — против воли Творца. Это возможно в силу данной человеку свободы выбора, в соответствии со сказанным нашими мудрецами: «Путем, которым желает человек идти, ведут его (с Небес)» (Макот, 10б).

[3] Например, выходят в поля, чтобы увидеть, что нужно делать там в предстоящие рабочие дни и т. п., см. Орах хаим, 306:1. Мишна брура уточняет там, что запрет касается только тех случаев, когда со стороны ясно видна указанная цель выхода в поле.

[4] Автор не ставил своей задачей разъяснять здесь все детали этого закона, и, в частности, когда и каким образом можно пользоваться услугами нееврея в субботу; между тем эта сфера закона требует особого изучения и осторожности. Заметим только, что, к примеру, разрешено и было повсеместно распространено в местах с холодным климатом пользоваться услугами нееврея для растопки печей. И еще: всегда, когда разрешается нарушать запреты мудрецов, например, ради больного, предпочтительно делать это через нееврея. Также предпочтительно, чтобы он, по мере возможности, мыл посуду и делал другие, хотя и разрешенные еврею, но трудные или неприятные вещи, не соответствующие духу субботы. Поскольку эти законы непросты, со всеми вопросами на эту тему следует обращаться к раву.

[5] Так что змея могла бы оправдаться перед ужаленным ею человеком теми же словами: «Что я такого сделала?», — какими оправдывается человек, разрушающий ограды мудрецов. Таким образом, укус змеи для него — это наказание по принципу «мера за меру».

[6] Обрекает себя на упомянутое в Торе наказание карет.

[7] Указанная мишна, а также барайта (положение устной Торы, не вошедшее в Мишну), дополняющая ее, называют здесь следующие добрые дела: почитание отца и матери; помощь ближнему; ранний приход в Дом учения утром и вечером; приём в своём доме путников; посещение больных; помощь бедным невестам; проводы умершего; сосредоточенная молитва; восстановление мира между человеком и ближним его и между человеком и женой его; но изучение Торы равноценно всему этому вместе.

[8] Как сказано там, каждый несет ответственность в том месте и за тот круг людей, на которых у него есть влияние: кто-то — за своих домочадцев, кто-то — за жителей своего города, а кто-то — за всех евреев в мире.

[9] Рассказывает Тора (см. Шмот, 16:22, 23), что в первую пятницу после того, как начал выпадать манн, его собрали вдвое больше обычного, и все главы колен пришли к Моше узнать, что это значит. Он ответил им: «Это — то, о чем говорил Г-сподь: завтра — святая суббота Г-споду…» Моше не сказал: «то, о чем говорил я», — он передает эти слова Всевышнего только теперь, когда к нему пришли, а не сразу, когда услышал их. Из-за этой задержки некоторые вышли собирать манн в субботу, и Г-сподь поставил это в вину Моше.

[10] Сказанное автором относится к тем временам, когда евреи в большинстве своем были достаточно знакомы с законами субботы, готовы исполнять их, и только непунктуальность и желание заработать лишнюю копейку могли довести их до нарушения субботы. Сегодняшняя ситуация во всех отношениях сложнее, и, как правило, самое нужное и актуальное — распространять знания о законах субботы и о важности их соблюдения, организуя уроки и издавая книги на эту тему и т. п. (см. список книг на русском языке в конце этой главы).

[11] Тора сообщает там детали законов субботы. В этом стихе сказано следующее: «И сказал он (Моше) им: вот что сказал Г-сподь. Святая суббота Г-споду завтра; то, что печь вам, — (сегодня, но не завтра) пеките, и то, что варить вам, — (сегодня, но не завтра) варите».

[12] Там идет речь о людях, которые собирают пожертвования для помощи нуждающимся, и раби Элазар был одним из таких людей. В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что однажды, когда он узнал, что бедняки, которые ели и пили у него, молились за него, он сказал: «За это нет мне большой награды», а когда в другой раз узнал, что проклинали и унижали его, он сказал: «На этот раз ждет меня большая награда».

[13] «Отсекается» от своих духовных корней; см. сноску на эту тему в гл. 1.

[14] Как сказано: «Ведь так поступали отцы ваши, и навел Б-г наш на нас все эти бедствия, и также на город этот, — а вы еще увеличиваете гнев [Б-га] на Израиль, нарушая субботу» (там, 13:18).

[15] Смертный приговор за один из тяжких грехов, в частности, за нарушение субботы, может быть вынесен судом Торы (малым Сангедрином в составе не менее двадцати трех судей) при условии, что перед совершением греха грешник был предупрежден свидетелями о его тяжести и о наказании за него.

[16] Он знает, что должен теперь приложить много усилий и проявить немало терпения и настойчивости, чтобы сбыть свой товар и заработать на нем.

[17] Каждый год он шел другой дорогой и брал с собой всю свою семью, чтобы привлечь всеобщее внимание всюду, где они проходили, и уговаривал людей присоединиться к нему.

[18] Во времена, когда существует Храм; эта жертва приносится в случае сомнения, был ли совершен грех, за который следует принести очистительную жертву — хатат. Степень вины в этом случае гораздо меньше, чем при достоверном и умышленном нарушении субботы.


Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос. Читать дальше