Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто проявляет милосердие, может рассчитывать на то, что и к нему будет проявлено милосердие, как сказано: «…и дал Он тебе способность проявлять милосердие, и смилостивился над тобой и размножил тебя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
«Я повелел им, чтобы сеяли шесть лет, а седьмой — оставляли Мне, а они не делали так, поэтому будут изгнаны с земли, и она поневоле восполнит все шмитот, что должна Мне» (Сифри, глава Ръэ, 112).

 

Точно так же, как заповедь шмиты дает благословение Земле Израиля, пренебрежение этой заповедью лишает народ Израиля права находиться на этой земле. История это подтверждает…

В Торе написано, что произойдет, если народ Израиля не будет соблюдать заповедь субботнего года: «Тогда возжелает земля все субботы свои: все дни запустения, а вы — в земле своих врагов; тогда отдохнет земля и восполнит субботы свои» (Ваикра, 26). Объясняет Раши: «Тогда возжелает земля… и восполнит субботы свои — 70 лет вавилонского изгнания за 70 шмитот, которые не будут соблюдены».

На протяжении 850 лет, что народ Израиля провел на своей земле, прошло 120 шмитот. Из них не соблюдались как следует около 70 шмитот. И тогда еврейский народ был изгнан на 70 лет в Вавилонию. И так сказано в «Диврей а-ямим»: «…Пока не искупила земля свои субботы, все дни запустения отдыхала, пока не исполнилось семьдесят лет» (Диврей а-ямим II, 36:21). Там же Раши приводит точный расчет всех несоблюденных шмитот.

В Мишне и в Мидраше упоминаются трагедии, которые могут случиться, не дай Б-г, из-за пренебрежения заповедью шмиты:

«Мор (эпидемия) приходит в мир из-за плодов седьмого года» (Авот, 5:9).

«В четыре периода времени мор усиливается… на исходе шмиты — из-за плодов седьмого года» (там же).

«Изгнание приходит из-за недостаточного хранения заповедей земли» (там же).

«Из-за греха пренебрежения шмитой и йовелем приходит в мир изгнание, и народ изгоняют, и приходят другие и поселяются вместо них» (Шабат, 33а).

«Так произошло в дни Ирмияу — из-за того, что нарушали шмитот, были проданы чужому народу» (Мидраш Танхума, Беар, 1).

«Я повелел им, чтобы сеяли шесть лет, а седьмой — оставляли Мне, а они не делали так, поэтому будут изгнаны с земли, и она поневоле восполнит все шмитот, что должна Мне» (Сифри, глава Ръэ, 112).

«Спросил Моше: “Владыка вселенной, почему были проданы сыны Израиля этим царствам?” Сказал ему: “Потому что пренебрегали заповедью седьмого года”» (Мидраш Танхума, Беар, 1).

«Из-за страха перед мечом оставлена земля» — потому что не соблюдали шмиту как положено. Как сказано: «Седьмой год соблюдай и оставляй ее» (Эйха раба, 2:5).

А если так — разве удивительно, что именно во времена, близкие к шмите, случаются разные несчастья с жителями Земли Израиля?

Сотни лет назад в Земле Израиля соблюдали «Пост землетрясения седьмого года» — в память о страшном землетрясении, постигшем страну в 4508 г (848 г н. э.).

Ридваз — великий мудрец Торы, живший в Цфате больше века назад, в своей книге «Бейт Ридваз» перечисляет некоторые беды, случившиеся в сам год шмиты или сразу после него:

«После первого нарушения шмиты в 5649 (1889) г. саранча уничтожила весь урожай в стране. В 5657 (1897) г., после того как не была соблюдена шмита в 5656 (1896) г., весь урожай съели мыши. После 5663 (1903) г среди евреев началась тяжелая эпидемия холеры и скосила многих, а оставшиеся в поселениях совершенно обнищали… После нарушения шмиты 5670 (1910) г. многие поля были уничтожены пожарами… и больше не смогли плодоносить. А также был падеж скота в ужасающих размерах, а в сам год шмиты снова на евреев посыпались притесняющие законы, и бедность, с другой стороны, так усилилась, что треть евреев вынуждена была покинуть Землю Израиля».

Далее Ридваз обращается к Земле Израиля с мольбой: «Земля наша, не свидетельствуй против своих сыновей перед Отцом нашим небесным. Взгляни на беды талмидей хахамим и всего святого народа, который страдает, сожалеет и плачет из-за нарушения твоих суббот. И заступись за нас перед Творцом нашим, чтобы смилостивился над нами и избавил нас поскорее, и привел твоих сыновей издалека, и будут они соблюдать твои святые субботы в чистоте, как желаем мы, и как желаешь ты».

Почему несоблюдение шмиты наказывается изгнанием?

«Это наказание мерой за меру: тот, кто не соблюдает шмиту, показывает тем самым, что он не верит в благословение Всевышнего. И из этого следует, что нет у него также полной веры в то, что “Всевышнему принадлежит земля и все, что ее наполняет”, и он считает, что власть над землей находится в руках людей. Этот человек думает, что земля принадлежит ему, тем самым отрицая владычество Всевышнего над ней. Поэтому Святой, благословен Он, изгоняет его с земли, чтобы показать, что на самом деле все принадлежит Ему» (Маарам Шик, Авот, 5:49).

К огромному сожалению, в последние десятилетия также можно наблюдать связь между седьмым годом и трагическими событиями в Израиле. В конце 5726 (1966) г. началось напряженное противостояние с соседними странами, которое вылилось в Шестидневную войну в 1967 году. Кроме того, пишет рав Моше Штернбух в своей книге «Шмита кеилхата» (с. 111): «Мы получили строжайшее предупреждение с Небес, когда после нарушения шмиты, сразу по окончании 5733 года (в 1973-м) напали на нас враги прямо в Йом Кипур, и в этот святой день сотни солдат были убиты на своих постах…». И рав Штернбух завершает: «Эта кровопролитная война тоже напоминает нам, что необходимо соблюдать шмиту как положено».

Сразу по окончании шмиты 5747 (1987) г. вспыхнула первая интифада, многие ранее безопасные уголки Страны Израиля превратились в прибежища террористов, по всей стране начались теракты, бросание камней и бутылок с горючей смесью, поножовщина, и армия впервые осознала, что она не в состоянии искоренить эти явления.

5754 (1994) г. принес с собой новое явление, доселе не распространенное на Ближнем Востоке, — теракты-самоубийства. Если до того бдительность проявляли только в отношении «подозрительных предметов», то теперь перепуганные граждане начали шарахаться от собственной тени, и положение только ухудшалось…

Прямо в день начала 5761 (2001) г. началась вторая интифада, более тысячи солдат и мирных жителей погибли в серии ужасных терактов. Любой подозрительный пассажир, зайдя в автобус или в другое общественное место, был причиной массового бегства оттуда. В то время любое уважающее себя учреждение стало ставить охранника у входа.

В Талмуде сказано: «В шестом году слышны звуки войны, в седьмом — войны, по окончании седьмого — придет сын Давида» (Санедрин, 97а). Об этом сказал Хазон Иш: «Для того чтобы это исполнилось, нужно прежде всего соблюдать шмиту. Ибо если нет седьмого года — откуда возьмется исход седьмого года? Когда будет соблюдаться шмита как положено, тогда и Машиах сможет прийти на исходе седьмого года» (Пеэр а-дор).

Сейчас, когда тысячи земледельцев самоотверженно присоединились к группе соблюдающих шмиту, а остальной народ оказывает им исключительную поддержку, — мы все молимся, чтобы эта заслуга защитила народ Израиля и поскорее привела долгожданное Избавление!


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"