Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики
Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его

И еще в одном аспекте семейной жизни комплимент может помочь многим. Речь идет о естественном желании каждого из партнеров по браку, чтобы супруг думал и вел себя так же, как он, и чтобы не нужно было спорить по поводу каждой мелочи.

Как-то раз жена одного из моих учеников позвонила мне и спросила, почему ей не удается убедить мужа ни в чем.

Я спросил ее, считает ли ее муж, что она ценит его.

Она ответила: «Он знает, что я его не ценю».

«А смогли бы вы дать себя убедить человеку, который вас не ценит?» — спросил я.

— «Конечно, нет».

— «Если так, то вот и ответ на ваш вопрос. Если вы не привыкли хвалить мужа и говорить ему комплименты, то он чувствует, что вы его не цените, и поэтому вы не сможете убедить его ни в чем и заставить его изменить свои привычки, какие бы усилия вы для этого не предпринимали».

А если бы супруги давали друг другу ощущение, что их ценят, они смогли бы многое изменить в поведении партнера по браку.

Есть еще одна вещь, создающая эмоциональное напряжение между супругами. Когда у одного из супругов есть черты или привычки, которые второй супруг хотел бы поменять, то он начинает делать ему замечания, а не комплименты. «Критик» исходит из того, что из-за этих замечаний супруг изменится. Но если он проанализирует даже свою собственную жизнь, то неизбежно придет к выводу, что шанс изменить другого человека с помощью критики — ничтожен.

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его; так как ожидаемого изменения не происходит, вероятность изменения уменьшается еще больше и т.д. Самое разумное: сосредоточиться на комплиментах относительно положительных черт, которые есть в супруге. В результате этого получающий комплименты сделается более открытым и скорее захочет слушать ваше мнение, и шанс изменить его увеличится несравненно.

Комплимент помогает услышать критику и попытаться измениться в ее свете. В книге Притч (9:8) сказано: «Не увещевай насмешника, а то он возненавидит тебя; увещевай мудреца, и он полюбит тебя». Царь Шломо говорит то, что мы видим в повседневной жизни: нет смысла критиковать человека, который не готов выслушать и научиться чему-то; он только возненавидит вас. Если ты хочешь помочь кому-то продвинуться вперед, критикуя его, ищи мудреца. Мудрец — это человек, который хочет учиться и продвигаться, поэтому он с любовью выслушает конструктивную критику.

Рав Йешаяу Горовиц объясняет слова царя Шломо несколько по-другому. Не говори человеку: «Ты — насмешник!», он возненавидит тебя и не будет слушать. Если ты хочешь увещевать его и вернуть его на прямой путь, говори ему: «Ты — умный!» Под воздействием твоей похвалы, он будет готов слушать тебя, и ты сможешь оказать на него положительное влияние.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.