Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один нечестивец с корыстной целью нанял лжесвидетелей, чтобы обвинить честную женщину в измене… Дело дошло до рабби Элияу, Виленского Гаона

Один из уважаемых горожан и глав общины города Шклова выдал свою дочь замуж за достойного молодого человека, занятого изучением Торы. В доме, где поселилась молодая семья, было несколько квартир. В одной из них проживал молодой холостяк. Заметив исключительную красоту новой соседки, он возжелал чужую жену, и у него созрел коварный план, как устроить, чтобы она развелась со своим мужем, и он смог бы ее заполучить. Что же сделал этот нечестивец? Нанял двух «свидетелей», которые явились в Бейт-дин великого рабби Йеошуа Цейтлса, называемого «Сар из Ушицы». Очень убедительно и подробно они рассказали, как своими глазами видели, что эта женщина заперлась в комнате с известным в городе повесой и согрешила с ним. Все это было сказано в присутствии «обвиняемой», женщина разрыдалась и стала кричать, что она невиновна, и что все это — ложь от начала и до конца. Ее отец тоже твердил, что эти люди — лжесвидетели. Рабби Йеошуа придирчиво расспрашивал свидетелей, пытаясь найти противоречие в их словах, но напрасно — их показания были совершенно идентичными. А если факт измены считается установленным — женщина не может оставаться со своим мужем, им надо развестись.

Хотя по букве закона дело могло считаться решенным, рабби Йеошуа чувствовал правду. Но чтобы вывести ее на свет, одного ощущения мало — нужны доказательства. Не зная, как поступить, рабби Йеошуа собрался в дорогу и отправился в Вильно — к Виленскому Гаону рабби Элияу, слава о котором была широко распространена среди мудрецов Торы. Быть может, он в своей мудрости найдет выход из положения. Рабби Йеошуа взял с собой супругов, о которых шла речь, и свидетелей.

Когда они приехали к Гаону, и рабби Йеошуа изложил перед ним суть проблемы, рабби Элияу первым делом захотел еще раз выслушать показания свидетелей. И снова каждый из них по отдельности без запинки произнес то, что уже рассказывал перед рабби Йеошуа. Когда закончил говорить второй свидетель, Гаон поднялся с места и грозно вскричал: «Это — лжесвидетели!». Все присутствующие были поражены, а свидетели… затрепетали от страха и признались в том, что они ради наживы возвели такой страшный навет на честную и праведную женщину. И сразу же последовал приговор суда: невиновна!

Позже, когда «свидетелей» удалили, спросил рабби Йеошуа: «Да объяснит мне мой учитель, каким образом смог он определить, что свидетельство ложное?». Гаон ответил: «Сказано в Талмуде, что нужно допрашивать свидетелей по одному и проверять, совпадают ли их показания. И только если между ними нет противоречия, можно судить о деле. Но также сказано в Талмуде (и так написано в “Шулхан Арухе”), что если показания свидетелей совпадают дословно, необходимо тщательно проверить: не договорились ли они между собой? Ведь не могут два разных человека описывать увиденное совершенно одинаково. А если они согласовали между собой показания — значит, это не то, что они видели! Именно так и говорили эти люди: одними словами, и мне стало понятно, что они лжецы и обманщики. А они решили, что есть у меня пророческий дух, испугались и сознались; я же руководствовался только словами наших мудрецов!»

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.