Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Виленский Гаон, Мудрость, Обман, Суд, Мирьям Климовская, Свидетели
Один из уважаемых горожан и глав общины города Шклова выдал свою дочь замуж за достойного молодого человека, занятого изучением Торы. В доме, где поселилась молодая семья, было несколько квартир. В одной из них проживал молодой холостяк. Заметив исключительную красоту новой соседки, он возжелал чужую жену, и у него созрел коварный план, как устроить, чтобы она развелась со своим мужем, и он смог бы ее заполучить. Что же сделал этот нечестивец? Нанял двух «свидетелей», которые явились в Бейт-дин великого рабби Йеошуа Цейтлса, называемого «Сар из Ушицы». Очень убедительно и подробно они рассказали, как своими глазами видели, что эта женщина заперлась в комнате с известным в городе повесой и согрешила с ним. Все это было сказано в присутствии «обвиняемой», женщина разрыдалась и стала кричать, что она невиновна, и что все это — ложь от начала и до конца. Ее отец тоже твердил, что эти люди — лжесвидетели. Рабби Йеошуа придирчиво расспрашивал свидетелей, пытаясь найти противоречие в их словах, но напрасно — их показания были совершенно идентичными. А если факт измены считается установленным — женщина не может оставаться со своим мужем, им надо развестись.
Хотя по букве закона дело могло считаться решенным, рабби Йеошуа чувствовал правду. Но чтобы вывести ее на свет, одного ощущения мало — нужны доказательства. Не зная, как поступить, рабби Йеошуа собрался в дорогу и отправился в Вильно — к Виленскому Гаону рабби Элияу, слава о котором была широко распространена среди мудрецов Торы. Быть может, он в своей мудрости найдет выход из положения. Рабби Йеошуа взял с собой супругов, о которых шла речь, и свидетелей.
Когда они приехали к Гаону, и рабби Йеошуа изложил перед ним суть проблемы, рабби Элияу первым делом захотел еще раз выслушать показания свидетелей. И снова каждый из них по отдельности без запинки произнес то, что уже рассказывал перед рабби Йеошуа. Когда закончил говорить второй свидетель, Гаон поднялся с места и грозно вскричал: «Это — лжесвидетели!». Все присутствующие были поражены, а свидетели… затрепетали от страха и признались в том, что они ради наживы возвели такой страшный навет на честную и праведную женщину. И сразу же последовал приговор суда: невиновна!
Позже, когда «свидетелей» удалили, спросил рабби Йеошуа: «Да объяснит мне мой учитель, каким образом смог он определить, что свидетельство ложное?». Гаон ответил: «Сказано в Талмуде, что нужно допрашивать свидетелей по одному и проверять, совпадают ли их показания. И только если между ними нет противоречия, можно судить о деле. Но также сказано в Талмуде (и так написано в “Шулхан Арухе”), что если показания свидетелей совпадают дословно, необходимо тщательно проверить: не договорились ли они между собой? Ведь не могут два разных человека описывать увиденное совершенно одинаково. А если они согласовали между собой показания — значит, это не то, что они видели! Именно так и говорили эти люди: одними словами, и мне стало понятно, что они лжецы и обманщики. А они решили, что есть у меня пророческий дух, испугались и сознались; я же руководствовался только словами наших мудрецов!»
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?