Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди для суда; запрет убийства

286-я заповедь – запрещение судье принимать свидетельские показания  от человека, известного своими нечестивыми делами, а также принимать судебное решение на основе такого свидетельства. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не оказывай поддержки нечестивому, дающему лжесвидетельство” (Шмот 23:1). И объяснено (Мехильта, Шофтим): “Не оказывай поддержки нечестивому...” – это запрет принимать свидетельство от вымогателей и грабителей, как сказано: “Если выступит злонамеренный свидетель против кого-нибудь, чтобы своим свидетельством причинить ему зло...” (Дварим 19:16).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в третьей главе трактата Санхедрин (24б-27б).

 

 

287-я заповедь – запрещение судье принимать свидетельство родственников, как в защиту обвиняемого, так и против него. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Да не будут казнены отцы из-за детей, и дети да не будут казнены из-за отцов” (Дварим 24:16). В Сифри (Ки теце) в соответствии с устной традицией объясняется: “Да не будут казнены отцы по свидетельству сыновей, и дети да не будут казнены по свидетельству отцов”. И таков же закон в отношении имущественных тяжб.

Но Тора говорит именно о казни, чтобы подчеркнуть силу этого запрета. Ведь мы бы могли подумать: в деле, по которому может быть вынесен смертный приговор, родственник не станет способствовать гибели подсудимого, – а если уж даже родственник свидетельствует против обвиняемого, значит, можно, не опасаясь, выносить смертный приговор в соответствии с его показаниями. Поэтому-то Тора приводит в пример именно таких родственников, любовь между которыми наиболее крепка, – любовь отца к сыну и любовь сына к отцу. И мудрецы поясняют, что суду нельзя принимать свидетельство отца против сына – и даже такое свидетельство, на основании которого сын должен быть казнен. И знай, что это гзерат акатув – “постановление Торы”, не имеющий никакого рационального объяснения.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в третьей главе трактата Санхедрин (27б-28б).

 

 

288-я заповедь – запрещение суду приговаривать подсудимого к наказанию или выплатам, руководствуясь показаниями одного свидетеля, даже если этот свидетель заслуживает самого большого доверия. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Да не встанет один свидетель против человека по поводу любого преступления и любого греха... по словам двух свидетелей или по словам трех свидетелей пусть будет постановлено дело” (Дварим 19:15). А мудрецы добавляют (Сифри, Шофтим): “По показанию одного свидетеля не наказывают, но обязывают дать клятву” (например, в случае, когда единственный свидетель утверждает, что обвиняемый, действительно, задолжал истцу, а сам обвиняемый этот долг отрицает, суд требует, чтобы обвиняемый поклялся в истинности своих слов).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в различных местах трактатов Йевамот, Ктубот, Сота, Гитин и Кидушин, а также в различных местах раздела Незикин.

 

 

289-я заповедь – запрещение убивать друг друга. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не убивай” (Шмот 20:13, Дварим 5:17).

Преступивший этот запрет подлежит казни через отсечение головы. Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “Если же кто злонамеренно умертвит своего ближнего, действуя коварно, то и от Моего жертвенника возьми его на казнь” (Шмот 21:14).  

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Санхедрин (76б-81б) и во 2-ой главе трактата Макот.

 

 

Двести девяностая заповедь – запрещение суду приговаривать подсудимого к наказанию, опираясь на логический анализ происшествия и на улики, даже самые убедительные. Например, люди видели, как за человеком гнался его враг, чтобы убить его, а когда преследуемый укрылся в доме, преследователь ворвался туда вслед за ним. Чуть позже вбежавшие в дом люди обнаружили преследуемого уже в предсмертной агонии, а его ненавистник стоял над ним, обрызганный кровью, – с окровавленным ножом в руках. В таком случае Санхедрин не может вынести смертный приговор преследователю, поскольку не существует свидетелей, ясно видевших само преступление.

Запрет приговаривать к смертной казни такого подозреваемого содержится в Его речении, да будет Он превознесен: “Невиновного и правого не умерщвляй” (Шмот 23:7). А в Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Свидетели видели, как один еврей преследует другого, чтобы убить его, и они предупредили преследователя: “Ведь ты гонишься за евреем, сыном Завета, – если ты его убьешь, то будешь подлежать смертной казни”. А затем, упустив на какое-то время бегущих из виду, свидетели обнаружили беглеца в предсмертных судорогах, а преследователя стоящим над ним с окровавленным мечом. Мы бы могли подумать, что в таком случае преследователь подлежит смертной казни. Но Тора говорит: “Невиновного и правого не умерщвляй”.

И не покажется тебе, что этот закон трудно постичь, и не подумай, что это несправедливый суд. Ведь предполагаемые события могут быть очень близки к тому, что произошло в реальности, но могут быть и очень далеки от того, что случилось на самом деле, а могут быть где-то посередине. “Вероятно” – это очень широкое понятие. И если бы Тора разрешила нам приговаривать подозреваемого к наказанию в случаях, когда вероятность предполагаемых событий очень высокая – почти полная, как в упомянутых случаях, тогда бы начали приговаривать к наказанию и в менее очевидных случаях, а затем – в еще менее очевидных, до тех пор, пока бы не начали выносить приговоры и казнить людей, руководствуясь лишь косвенными уликами и умозаключениями судей.

Поэтому Ашем, да будет Он превознесен, закрыл эту лазейку и заповедал не приговаривать к наказанию, если на месте преступления не было свидетелей, ясно видевших само преступление – настолько ясно, что не остается места для какого-либо сомнения, – а не свидетелей, руководствующихся своими догадками и доводами ума.

И если мы не вынесем обвинительный приговор, руководствуясь логическими доводами и уликами, в случае, когда вероятность предполагаемого преступления очень велика, – в самом худом случае преступник останется ненаказанным. Но если мы начнем приговаривать к наказанию, руководствуясь лишь логическим анализом и воображением, рано или поздно может случиться, что мы приговорим к смертной казни “невиновного и правого” человека. И лучше уж оставить без наказания тысячу грешников, чем однажды казнить невинного человека.

И так же, если два свидетеля утверждают, что преступник совершил два преступления, каждое из которых карается смертной казнью, но каждый из свидетелей видел лишь одно из этих преступлений, но не видел второго, – в таком случае обвиняемого не казнят. Например, один из свидетелей утверждает:  обвиняемый выполнял запрещенную работу в Шабат, хотя был предупрежден, что такое нарушение карается смертной казнью. А второй свидетель говорит: обвиняемый поклонялся идолам, хотя был предупрежден, что такое действие карается смертной казнью. И тем не менее, такого подсудимого к побиению камнями не приговаривают. В Мехильте (Мишпатим) объяснено: “Один свидетель показывает, что обвиняемый поклонялся Солнцу, а второй видел, как тот поклонялся Луне. Может быть, этих двух свидетельств достаточно, чтобы покарать обвиняемого? Тора говорит: “Невиновного и правого не умерщвляй”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше