Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть всего — трепет перед Б-гом и исполнение Его заповедей, а потому это — суть и венец всего моего наставления

6:11 Все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил лишь для Своей Славы, согласно сказанному (Йешая 43:7): «Все, что названо Моим Именем, во славу Мою Я сотворил, создал и также сделал». И еще сказано (Шмот 15:18): «Б-г будет царствовать во веки веков».

(Здесь возникает вопрос). Вся эта глава говорит о Торе, а значит, помещать этот отрывок здесь не следовало!

Объяснить это можно следующим образом. Эта глава говорит об изучении Торы, а изучение Торы необходимо для того, чтобы соблюдать и исполнять заповеди Творца, тем самым прославляя Небеса. Другими словами, изучающий Тору не должен делать это ради собственного прославления, ибо все, созданное Творцом, создано ради прославления Небес; потому мишна сказала: Все, что сотворил Б-г в Своем мире… И хотя уже в самом начале главы (мишна 1) речь шла о человеке, который занимается Торой ради нее самой, там раби Меир отметил всего-навсего, что поступающий так удостаивается многого. А из этого можно заключить только, что если человек так не поступает, он «не удостаивается многого», однако это еще не означает, что воле Б-га соответствует только изучение Торы ради нее самой. Поэтому наша мишна поясняет, что все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил лишь для Своей Славы. Поэтому тому, кто изучает Тору не ради нее самой, «лучше бы не быть сотворенным». Ведь все в мире сотворено лишь для почитания Б-га, а этот человек занимается Торой ради того, чтобы почитали его самого — поэтому ему лучше было бы вообще не появляться в мире. В Талмуде (Брахот 17а) так и говорится: «Тому, кто занимается Торой не ради нее самой, лучше бы не быть сотворенным». И выше мы разъясняли это весьма подробно. Именно поэтому в конце главы, посвященной Торе, помещена мишна, разъясняющая, что все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил лишь для Своей Славы.

У этой фразы есть и еще одно значение. Мишна желает побудить человека изучать Тору таким образом, чтобы это его занятие служило прославлению Б-га. То есть, просто изучать Тору ради нее самой недостаточно: необходимо, чтобы этому сопутствовало и похвальное поведение. В трактате Йома (86а) сказано: «И люби Б-га, твоего Г-спода» (Дварим 6:4) — делай так, чтобы благодаря тебе в мире усиливалась любовь к Б-гу. Человек должен изучать Писание, Мишну, прислуживать мудрецам (то есть, учиться у них рассуждениям, Талмуду) и при этом разговаривать с людьми мягко, покупать и продавать честно. Что тогда люди скажут о нем? «Благо такому-то, что он изучал Тору! Благо его отцу, обучавшему его Торе! Благо его раввину, обучавшему его Торе! Горе тем, кто не изучает Торы! Видели ли вы такого-то, который изучал Тору? Как прекрасны его пути и как достойны его поступки!» О таком человеке Писание говорит (Йешая 49:3): «И сказал мне: Ты — Мой слуга, которым Я прославлюсь!» И вот, мудрец Торы должен быть таким, чтобы его Тора служила для прославления Б-га. Когда его поступки и все его поведение достойны похвалы, это и есть прославление Б-га через Тору. Так следует объяснить эту мишну, и это объяснение верно.

Однако, по-видимому, глава завершается этой мишной, поскольку составитель хотел поместить в конце трактата слова о том, что представляет собой конечная цель человека. Это — Б-г, конечная цель всего: ведь все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил лишь для Своей Славы. Мишна хочет сказать лишь, что конечная цель всего мира — Б-г, и ничто, кроме него, а потому в качестве конечного, последнего отрывка и главы, и всего трактата выбрала именно этот. И царь Шломо завершил книгу Коэлет, слова поучения, таким же образом (Коэлет 12): «И вот заключение, которое будет всеми услышано: перед Б-гом трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь человек». Он имеет в виду, что мир был сотворен только ради этого. Весь мир создан ради человека, а человек создан ради того, чтобы трепетать перед Б-гом и исполнять Его заповеди.

Таким образом, царь Шломо завершил свое поучение словами о том, что является конечной целью всего, и его примеру последовала мишна: она также завершила трактат, предназначенный для поучения, словами о конечной цели всего творения. Так и отец наставляет своего сына и направляет его на истинный путь, стараясь помочь ему, а в конце концов, говорит: «Чему же еще научить тебя? Вот слова, в которых вся суть и весь смысл!» Именно так поступил и царь Шломо, завершив свое поучение так: «Суть всего — трепет перед Б-гом и исполнение Его заповедей, а потому это — суть и венец всего моего наставления». Так же поступила и мишна, в последних словах подведя итог всему своему поучению: если конечная цель мира — прославление Б-га, то этим и надлежит человеку заниматься.

Стих, который приводит мишна (Йешая 43:7), — Все, что названо Моим Именем, во славу Мою… — следует понимать вот как. Все, что названо Моим Именем, — это человеческий род, который Б-г назвал Своим Именем. В трактате Бава батра (75б) говорится: «Праведников Б-г называет Своим Именем, согласно сказанному: Все, что названо Моим Именем…»

Это означает, что (например) Б-г называется «святым» — и праведники также называются «святыми»; и с остальными эпитетами, относимыми к Б-гу, дело обстоит так же. Б-г называется праведным — и праведники тоже… Так и получается, что праведники носят то же имя, что и Сам Б-г. А слова во славу Мою подразумевают весь остальной мир, созданный ради прославления Б-га. То есть, все остальные, даже и не праведники, тоже созданы во славу Святого, благословен Он, хоть и не названы в полной мере Его Именем, подобно праведникам. Смысл их существования также состоит в прославлении Б-га, поскольку все существующее предназначено только для этого.

Затем стих говорит: Я сотворил, создал и также сделал. Он использует три различных глагола: сотворил (бара), создал (яцар) (то есть, «сформировал») и сделал (аса). Поэтому возникает вопрос: в чем же состоят эти три действия?

Когда ты тщательно изучишь рассказ о сотворении мира, ты обнаружишь, что в нем использованы те же три глагола. Словом «сотворил» сначала описывается сотворение неба и земли (Берешит 1:1): «Вначале сотворил Б-г небеса и землю». Потом оно использовано при рассказе о возникновении живых существ (Берешит 1:21): «И сотворил Б-г огромных рыб». И в третий раз оно появляется при сотворении человека (Берешит 1:26): «И сотворил Б-г человека». Слово «создал» употребляется первый раз в рассказе о сотворении животных и диких зверей (Берешит 1:19): «И создал Б-г… земных зверей разного вида», — а затем второй раз в рассказе о сотворении человека (Берешит 2:7): «И создал Б-г человека из пыли земли», — и больше нигде. Слово «сделал» используется в рассказе о сотворении небесного свода (Берешит 1:7): «И сделал Б-г небесный свод»; затем — в рассказе о создании светил (Берешит 1:16): «И сделал Б-г два светила»; затем — в рассказе о сотворении зверей (Берешит 1:25): «И сделал Б-г всех земных зверей»; и в рассказе о человеке (Берешит 1:26): «Сделаем человека по нашему образу».

Вот что это означает. Слово «творение» связывается с духовной Б-жественной формой, которая соединяется с Его творениями. О человеке сказано (Берешит 9:6): «По образу Б-га сделал Он человека». Отсюда ты можешь заключить, что в форму человека вложено нечто Б-жественное. С небесами и землей тоже, вне всякого сомнения, связана Б-жественная форма, поскольку они представляют собой весь мир в целом; поэтому о них тоже сказано, что они были «сотворены». Рыбы, о которых говорит Тора, были не обычными рыбами, а «большими», и из-за своей необычайной величины они представляли собой нечто чудесное, другими словами, тоже были связаны с Б-жественной формой. (На самом деле) нечто Б-жественное заложено во все творения, как еще будет разъясняться, — однако Тора связала «сотворение» именно с этими тремя, поскольку в них оно проявилось яснее и нагляднее всего.

Глагол «создавать» относится к форме, погруженной в материю. Само это слово на святом языке (яцар) образовано из тех же букв, что и слово «форма» (цура). (В нижнем мире) форма может существовать только воплощенной в материи, когда материя несет ее на себе, поэтому слово «создание» подходит к приданию материи этой формы.

По этой же причине слово «создавать» применимо и к сотворению человека. Ведь всем известно и ясно видно, что животные и дикие звери обладают формой, погруженной в материю, поэтому их сотворение и названо «созданием». Но человек тоже обладает этой материальной формой, несмотря на то, что у него есть и другая, духовная Б-жественная форма. И именно эта материальная форма стала причиной того, что Тора сказала: «Создал Б-г человека». И (снова) неверно было бы считать, что это относится только к животным и человеку: все сотворенное имеет форму, погруженную в материю. Просто у человека и у животных она проявляется наиболее отчетливо, поэтому Тора только о них написала это прямо.

Глагол «сделать» Тора относит к сотворению небесного свода и светил, поскольку они представляют собой телесную материю, излучающую яркий свет, и вся их суть заключена в той материи, из которой они состоят. Поэтому Тора относит к ним слово «сделал», связанное именно с телесной материей. Животные состоят из материи и формы, и обе эти части в них одинаково заметны, поэтому к ним относятся оба глагола: «создал» и «сделал». К человеку же относятся все три глагола: «сотворил», «создал» и «сделал», — поскольку в человеке равно заметны три составляющих его части.

Таким образом, тебе (стал ясен смысл) трех глаголов, использованных при сотворении мира.

В трактате Хулин (60б) сказано: Сказал раби Йеошуа, сын Леви: «Во время сотворения мира все живые существа были сотворены завершенными телесно и ментально, в соответствии со своим желанием были сотворены, ибо сказано (Берешит 2:1): “И были завершены небо, земля и их воинство”, — а слово “воинство” похоже на слово “желание”. Раши в комментарии на это место объясняет, что слова “в соответствии со своим желанием” означают, что им была дарована та форма, которую они сами себе выбрали, а слова “завершенными ментально” (буквально, “с полным знанием”) — что Б-г сообщил им, что они будут сотворены, а они на это согласились.» Однако это объяснение чрезвычайно натянуто.

Тебе следует узнать истинное и ясное объяснение этого высказывания. Вначале Талмуд говорит, что все живые существа были сотворены «завершенными телесно», то есть, такого размера, какой имеют взрослые особи. То есть, не следует думать, что они были сотворены детенышами и выросли, подобно тому, как теленок вырастает в быка — нет, бык был сразу сотворен быком. «Завершенными ментально» относится к человеку и имеет в виду, что сразу же после сотворения он обладал разумом взрослого человека, то есть, не был ребенком, который вначале разумом не обладает, а обретает его лишь впоследствии. Теленок и ягненок, когда рождаются, тоже не имеют того разума, которым обладают взрослый бык и взрослый баран, и у лисенка нет того разума, который появится, когда он вырастет в лисицу; и так обстоит дело со всеми живыми существами. Но при сотворении все животные уже в самом начале жизни получили тот разум, которым должны были обладать в конце. Последнее же слово в Талмуде означает «в своей красоте». Ведь каждое живое существо по-своему красиво! И нет сомнения, что когда оно развивается и входит в силу, оно более великолепно, чем было при рождении.

И Талмуд объясняет, что та красота и то великолепие, которые живые существа должны были обрести взрослыми, они получили уже в самый момент творения. В человеке это великолепие носит название «образа Б-га», как уже разъяснялось.

Итак, три эти глагола (в рассказе Торы о сотворении мира) соответствуют материи, форме и связанной с творением Б-жественности, никак не смешивающейся с материей, из которой состоит все сотворенное. Поэтому и Талмуд (перечисляет три свойства сотворенных живых существ). Они были сотворены, во-первых, «завершенными телесно». То есть, речь идет о физическом росте — ведь понятие размера соотносится только с материей! Во-вторых, они были сотворены «завершенными ментально». Это соответствует форме, так как именно форма дает разум всем живым существам. Ведь, несомненно, разум представляет собой совершенство души, которая и есть форма всего живого, точно так же, как рост — совершенство тела. Ведь (Мишлей 19:2) «душа без разума не хороша»! Поэтому Талмуд и объясняет, что все живые существа были сотворены «завершенными ментально», то есть, с разумом. И, в-третьих, они обладают красотой и великолепием, то есть, Б-жественной формой, дарованной Им всем созданиям. Ведь мы уже много раз объясняли, что красота никак не связана с материей, что это — чисто духовное понятие.

Таким образом, все было сотворено совершенным с точки зрения материи, формы, то есть, души, и Б-жественности, дарованной творениям, то есть, их красоты. А доказывает Талмуд только третье утверждение, о красоте. Ведь поскольку установлено, что все были сотворены в своей полной красоте, то есть, сразу взошли на высшую ступень, доступную творениям, не остается сомнений, что и разум, то есть, более низкую ступень совершенства, они тоже обрели сразу же; а уж тем более полный рост — материальное совершенство самого низкого уровня. Также и упоминаемые в Торе «творение», «создание» и «делание» соответствуют трем свойствам сотворенного мира, перечисленным в этом отрывке Талмуда. И все это — совершенно ясные слова, не оставляющие места ни для каких сомнений. И эти три глагола и три свойства соответствуют также трем упоминаниям слова «работа» в итоговом отрывке о сотворении мира (Берешит 2:1-3): «И завершил Б-г Свою работу…», «И упокоился от всей работы…», «Ибо в этот день упокоился от всей работы, которую творил…»

По этой причине стих, который приводит мишна (Йешая 43:7), завершается словами «…и также сделал». Не будь его, можно было бы подумать, что поскольку Он, благословенный, не ограничен никаким телом, Он не имеет отношения и к телам материальных творений. И стих говорит: да, разумеется, Б-г не имеет тела, однако Он сделал и тела, поскольку сотворил все. Таким образом, стих (состоит из двух частей). Все, что названо Моим Именем, — это человек, который, если он праведник, называется Именем Б-га в полном смысле. А во славу Мою Я сотворил — это все остальные творения, которые существуют ради почитания и прославления Б-га. В благословении, которое (мудрецы) повелели произносить во время свадьбы, так и говорится: «Благословен Ты, Б-же… Который сотворил все во славу Свою». (И все это) Я сотворил, создал и также сделал Своим Именем и ради Своей Славы.

Затем мишна приводит еще одно доказательство. Одного первого было бы недостаточно, потому что из него можно сделать ошибочный вывод о том, что означает «создание ради прославления Б-га». Не будь второго стиха, можно было бы подумать, что слова во славу Мою означают, что по творениям можно заключить, сколь велика мощь их Творца, согласно сказанному (Теилим 104): «Сколь многочисленны дела Твои, Б-же, все их в мудрости сделал Ты», — и что в том и состоит почет Творца. Поэтому мишна приводит второй стих, доказывающий, что дело не в этом, что сами творения есть Слава благословенного Б-га, согласно сказанному (Шмот 15:8): «Б-г будет царствовать во веки веков». А поскольку Б-г царствует (над Своими творениями), все они служат Его прославлению: ведь не будь подданных, и царем Б-га нельзя было бы назвать! Об этом говорится в трактате Рош ашана (31а): «В шестой день (недели) какую (главу из Теилим) произносят? “Б-г воцарился, в величие облачился” (Теилим 93), поскольку Б-г завершил творение Своих созданий и воцарился над ними». Вот, тебе объяснили, что царское величие связано с творениями, поскольку именно над ними Б-г становится царем. Поэтому и стих, который приводит мишна, призван доказать, что все, существующее в мире, предназначено для Б-жественной Славы: Б-г царствует над миром, а царская власть — это власть над подданными, и именно в ней проявляется Слава Б-га. Поэтому творения, подчиняющиеся власти Б-га, сами по себе воплощают Б-жественную Славу, и именно это мишна доказывает стихом Б-г будет царствовать во веки веков.

И тебе следует знать, что Рамбам в своей книге, в третьей ее части, в главе 13, остановился очень подробно на высказывании наших мудрецов, согласно которому человек сотворен ради Славы благословенного Б-га. Они сказали в конце трактата Кидушин (82а): «Все творения созданы для того, чтобы служить человеку, а человек создан для того, чтобы служить своему Творцу». Эти слова Талмуда позволяют разъяснить и нашу мишну о том, что все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил лишь для Своей Славы. Получается, что, согласно этой мишне, Б-г прославляется своими созданиями! Рамбам оспаривает это, ссылаясь на стих (Ийов 32), который говорит: «Ибо если человек поступит праведно, что он (тем самым) даст Ему? И если он согрешит, что (плохого) сделает Ему?» Этот стих наши мудрецы повелели вставлять в Неилу — заключительную молитву Йом кипура. И вот, на основании этого стиха Рамбам объясняет утверждение нашей мишны о том, что все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил лишь для Своей Славы. Эти слова, по его мнению, означают, что все, что существует в мире, было сотворено по воле благословенного Б-га, то есть, Б-г пожелал, чтобы все это было сотворено. И не следует задаваться вопросом, почему Б-г желает сотворения (всего в мире), поскольку Его желание и есть Его сущность. И как мы не можем задавать вопросов о Его сущности, выясняя, почему она именно такова, так не можем мы и спрашивать о Его воле, выясняя, почему Он пожелал именно этого.

В этом (по мнению Рамбама) и состоит смысл стиха Все, что названо Моим Именем, во славу Мою Я сотворил. Это означает: «Я сотворил все это по Своей воле», — поскольку Б-жественная воля и есть Б-жественная сущность. Другими словами, во славу Мою означает «по Моему желанию», то есть, «согласно Моей сути». В этом понимании слово «слава» использовано, например, в стихе (Шмот 33) (в котором Моше обращается к Б-гу с просьбой): «Покажи мне, прошу, Твою Славу» — другими словами: «Покажи мне Твою сущность». Таким же образом Рамбам понимает стих (Мишлей 16:4) «Все деяния Б-га (сотворены) ради Него», то есть, сотворены по Его воле, ибо Его воля — это и есть Он Сам.

Вот такое натянутое объяснение предлагает Рамбам, и вынуждает его к этому один-единственный вопрос: как же творение может дать Б-гу хоть что-то, пусть даже Славу? И мы уже сказали, что мнение наших мудрецов благословенной памяти не таково: они ясно сказали, что человек создан для того, чтобы служить Творцу, и понимать их следует буквально. Вопрос, который задает Рамбам, несомненно, оправдан: Б-га, разумеется, не может почтить никто, кроме Него Самого. И, разумеется, «если человек поступит праведно, что он (тем самым) даст Ему? И если он согрешит, что (плохого) сделает Ему?» Но дело в том, что человек сотворен ради того, чтобы Б-г был над ним царем. Слава же царя состоит не в том, что народ почитает его, а в самом факте власти царя над народом, в том, что царь подчиняет себе народ даже без его согласия и направляет его. Если человек (поступает как) праведник, царская власть Б-га выражается в том, что Он дает ему награду; если же не стал праведником, царское величие Б-га проявляется в том, что Он взыскивает с ослушника. Ведь когда Б-г мстит тем, кто нарушает Его волю, Его Имя тоже возвышается и освящается! Только потому, что Б-г добр, Он желает, чтобы человек творил добро (и получил награду); почет же, который Б-г получает от Своих творений, совершенно не зависит от людей. Б-г сотворил людей и воцарился над ними, и в этом и состоит Слава Его царства; все обстоит именно так, как сказано в стихе: Б-г будет царствовать во веки веков.

На вопрос Рамбама — а ему стало непонятно, как же Б-г может принять почет от Своих творений, — нашу мудрецы дали и еще один ответ. Именно на этот вопрос они отвечают словами (Авот 5:29): «Против своей воли ты был зачат, и против своей воли ты был рожден, и против своей воли ты живешь, и против своей воли ты умираешь, и против своей воли ты в будущем обязан будешь держать ответ перед Царем царей всех царей, Святым, благословен Он». Все это перечислено здесь только для того, чтобы позволить тебе осознать, что ничто не происходит по желанию самого человека, все определяется волей благословенного Б-га, а потому Б-г ничего от человека и не получает. Если бы хоть что-то происходило с человеком согласно его желанию, а не вопреки ему, могло бы оказаться и так, что человек дает что-то Б-гу. Но, на самом деле, это не так, от желания человека не зависит совершенно ничего, а потому нельзя и сказать, что Б-г получает что бы то ни было от человека; только наоборот: человек получает от Б-га.

Это и имеет в виду Талмуд, когда утверждает, что человек создан для того, чтобы служить своему Творцу: человек служит Ему тем, что Тот властвует над ним.

Возможно, здесь у тебя возникнет вопрос: «Но ведь это означает, что, в конце концов, Б-г принимает нечто от людей!?» Это совершенно не так: поскольку (здесь) все зависит от Б-га, а от человека — ничего, нельзя и сказать, что Б-г получает, а человек дает.

Может возникнуть и другой неверный вопрос: «Зачем же (в таком случае) сотворен мир? Почет Б-га заключен в Нем Самом, и нет для него никакой необходимости в том, чтобы Б-г стал царем всего мира!» Но этот вопрос тоже совершенно ни на чем не основан. Б-г полностью совершенен, настолько, что Его совершенство ни в чем не может умалиться. Но не вызывает сомнения, что нечто, существующее в реальности, более совершенно, чем то, что существует лишь как возможность. Значит, хотя Б-г и способен поступить по Своей воле, эта Его способность представляет собой лишь возможность (а потому ограничивает Б-жественное совершенство). Только когда эта возможность реализуется и воплощается, она может быть названа полным совершенством. Поэтому Б-г и воплотил мир в реальности, и тем самым Его царская власть тоже стала реальной, перестав быть просто возможностью. И нет необходимости в словах Рамбама — слова наших мудрецов ясны и чисты и не вызывают никаких сомнений; и здесь не место разъяснять это более подробно.

Я утверждаю, что причиной (этих слов Рамбама) стало то, что в его поколении многие увлеклись мнениями нееврейских мудрецов, не освещенных светом Торы, то есть, философов. И если бы Рамбам не объяснил для них стих согласно их собственному разумению, следовало опасаться худшего: того, что они, Б-же упаси, вообще откажут этому стиху в истинности! Поэтому он и объяснил его так, чтобы даже они смогли принять его объяснение; однако истинный смысл стиха никогда не был скрыт ни от кого, мудрого сердцем. Благословенно Имя Славы Его царства во веки веков, амен и амен!

с разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.