Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раб, господин которого владеет лишь плодами его труда, не называется приобретением господина. Причина: не все его стороны и свойства находятся во власти господина

6:10 Пятерых приобрел Б-г в Своем мире, и вот их перечисление: Тора — одно приобретение, небеса и земля — одно приобретение, Авраам — одно приобретение, Израиль — одно приобретение, Храм — одно приобретение. О Торе — откуда это выводится? Из сказанного (Мишлей 8:22): «Б-г установил меня началом Своего пути, предшественницей Своих созданий, с древних времен». О небесах и земле — откуда это выводится? Из сказанного (Йешая 66:1): «Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моих ног. Какой же дом вы выстроите Мне, и каким же будет место покоя Моего?» И еще сказано (Теилим 104:24): «Сколь многочисленны Твои деяния, Б-же, все их в мудрости сделал Ты, полна земля Твоими приобретениями!» Об Аврааме — откуда это выводится? Из сказанного (Берешит 14:19): «И он благословил его, и сказал: “Благословен Аврам Б-гу Всевышнему, Который приобрел небеса и землю”. Об Израиле — откуда это выводится? Из сказанного (Шмот 15:16): “Покуда не перейдет народ этот, покуда не перейдет народ, который Ты приобрел”. И еще сказано (Теилим 16:3): “Для святых, которые в земле; и для мощных, к которым — все желание Мое”. О Храме откуда это выводится? Из сказанного (Шмот 15:17): “Место для Своего пребывания сделал Ты, Б-же; Храм, Б-же, основали Твои руки”. И сказано (Теилим 78:54): “И Он привел их в пределы Своей святости, к той горе, что приобрела Его десница”.

Следует задаться вопросом: зачем нужно знать число этих приобретений? И еще вопрос: ведь все, что есть в мире, принадлежит Б-гу, согласно сказанному (Теилим 24): “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”! И еще вопрос. Доказательство того, что земля и небо принадлежат Б-гу, мишна усматривает в стихе (Йешая 66:1): Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моих ног.

Однако лучшим доказательством был бы стих (Берешит 14:19) “…Б-гу Всевышнему, Который приобрел небеса и землю”! И еще более тяжелый вопрос: именно этот стих мишна приводит в доказательство того, что одно из приобретений Б-га — это Авраам; однако стих говорит только о небесах и земле, а вовсе не об Аврааме! И еще: почему мишна не посчитала землю и небеса независимо, а объединила их в одно? Ведь в стихе (который мишна приводит) сказано вот как: Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моих ног, — о небесах и о земле сказано отдельно и по-разному! И еще вопрос. (Мы уже отмечали, что) Б-гу принадлежит все, что есть на земле, согласно сказанному (Теилим 104:24): “…Полна земля Твоими приобретениями”. И в некоторых вариантах текста мишна после того, как привела стих Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моих ног… — приводит в качестве еще одного доказательства этот самый стих (Теилим 104:24): Сколь многочисленны Твои деяния, Б-же, все их Ты совершил с мудростью, полна земля Твоими приобретениями. И этот вариант вызывает еще большее недоумение: ведь приведенный стих говорит не о небесах и не о земле, а обо всем, что есть на земле! И следует задать еще вот какой вопрос. Доказывая, что Израиль — одно из приобретений Б-га, мишна приводит стих (Шмот 15:16) Покуда не перейдет народ этот, покуда не перейдет народ, который Ты приобрел. Этот стих совершенно ясно утверждает, что народ Израиля — приобретение Б-га. Однако затем мишна приводит еще один стих (Теилим 16:3) Для святых, которые в земле; и для мощных, к которым — все желание Мое. (Но ведь он не только не нужен больше для доказательства, но и ничего не доказывает): в нем вообще не идет речи о приобретении! Еще один вопрос вызывает стих (Шмот 15:17) Место для Своего пребывания сделал Ты, Б-же; Храм, Б-же, основали Твои руки — он тоже ничего не говорит о Б-жественном приобретении! И еще вопрос. Здесь мишна перечисляет пять приобретений Б-га в мире, а в трактате Псахим (87б) перечисляются только четыре, а Авраам в качестве приобретения Б-га не упоминается?!

Тебе следует знать, что словом “приобретение” могут быть названы несколько различных вещей. Однако о “приобретении” в полном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда хозяин приобретает нечто полностью и целиком, так что уже нет возможности усилить приобретение и дополнить его. Возможно и неполное приобретение: таким образом, например, приобретается раб. Хозяин раба получает в собственность плоды его труда, однако полностью этот человек ему не принадлежит. Такое владение может быть названо приобретением лишь с оговорками. И любое приобретение, при котором в собственность владельца переходит лишь какой-то аспект приобретаемого, не заслуживает названия приобретения в полном смысле слова. Для этого необходимо, чтобы в собственность владельца вещь перешла во всех своих аспектах. Приобретение — это то, что перешло в собственность владельца целиком, так что власть его распространилась на все стороны и все свойства приобретенного — если же хоть одно из них осталось за пределами власти владельца, нельзя говорить о полном приобретении.

Поэтому мы и сказали, что раб, господин которого владеет лишь плодами его труда, не называется приобретением господина: ведь не все его стороны и свойства находятся во власти господина! Это — непременное условие: приобретение должно принадлежать хозяину целиком, без изъятия, только в этом случае он имеет неограниченную возможность распоряжаться им. И если одному владельцу принадлежат в одном и том же смысле две одинаковые вещи (он тоже не может быть назван истинным владельцем ни одной из них). Например, человек владеет двумя рабами, которые служат ему поочередно, меняясь каждый день или каждые полдня, или один служит ему в дороге, а другой дома, — ни один из них не является приобретением, полностью принадлежащим своему владельцу и находящимся под его властью. Ведь в той области, в которой хозяин не является господином каждого из этих рабов, они выходят из-под его власти! Имеется в виду, что в то время, когда ему прислуживает второй раб, первый ему не нужен, он как бы отказывается от него, а потому ни один из них не будет в полном смысле слова “приобретением”, не будет принадлежать господину безоговорочно.

Именно это и имеет в виду мишна, когда говорит, что (только) пятерых приобрел Б-г в Своем мире. Это значит, что “приобретением” Б-га будет считаться лишь то, что принадлежит Ему полностью, без изъятия, ни в чем не отступая от Него, а оставаясь все время полностью в Его владении. Таких приобретений только пять, и каждое из них совершенно уникально. Все же остальное не заслуживает названия “приобретения” Б-га. Действительно, Б-гу принадлежит все, согласно сказанному (Теилим 95): “Ему принадлежит море, и Он его сделал, и сушу Его руки создали”, — это значит, что и море, и суша принадлежат Б-гу. А другой стих (Хагай 2:8) “У Меня серебро, и у Меня золото”, — слово Б-га воинств» утверждает, что и это тоже принадлежит Б-гу. Однако все это — не «приобретения» в истинном смысле, по той причине, которую мы указали. Здесь ведь речь идет о парах «море и суша» и «серебро и золото», а не о чем-то одном, полностью принадлежащем Б-гу. Значит, и «приобретениями» их назвать нельзя: в том определенном смысле, в каком одна вещь из пары принадлежит Б-гу, другая Ему не принадлежит! Нельзя и сказать, что вся пара есть приобретение Б-га как совокупность: каждая пара состоит из двух независимых вещей, они не образуют единства, о котором можно было бы это сказать.

Итак, ни суша, ни море, ни серебро, ни золото не являются такими «приобретениями» Б-га, которые были бы полностью в Его власти, ни в чем не выходя из-под нее. Поэтому пять приобретений Б-га, которые перечисляет мишна, — это вещи, каждая из которых единственна в своем роде, не имеет пары; поэтому они и способны в полном смысле слова стать приобретениями Б-га, ни в коей степени от Него не отступая, как мы и сказали.

И тебе следует узнать еще вот что. Мишна, говоря о «приобретениях», имеет в виду только такие приобретения, которые принадлежат владельцу лично. Дом, например, может быть назван «приобретением» человека, поскольку человек нуждается в доме, чтобы жить в нем, — ведь у каждого непременно должен быть дом! А раб или какие-то предметы, хотя человек и нуждается в них, не могут считаться его «приобретениями», поскольку служат своему хозяину лишь в некоторой степени.

Приобретением же может быть лишь то, без чего совершенно невозможно обойтись. И вот, все пять вещей, которые перечисляет мишна, служат самой Б-жественной сущности благословенного Б-га, и Его Б-жественная сущность пребывает на них; поэтому они достойны именоваться «приобретениями». Тора — это Б-жественные законы, которые Он дал Своим творениям. И начинается их изложение (Именем Б-га) (Шмот 20:2): «Я — Б-г, твой Г-сподь, Который вывел тебя из земли Египта». Небеса и земля — это весь мир, и с небесами и землей Б-г тоже соединяет Свое Имя; потому и говорится (Берешит 24:7): «Г-сподь небес и Г-сподь земли». С Авраамом Б-жественное Имя также соединено; и хотя оно связывается и с другими праотцами, согласно сказанному (Шмот 3:15): «Г-сподь Авраама, Г-сподь Ицхака и Г-сподь Яакова», все же, говоря об этом в молитве, мы начинаем с Авраама и им же завершаем, произнося в самом конце слова: «защитник Авраама». Этим он отличается от других праотцев, поскольку именно ему Б-г сказал (Псахим 117б): «Тобой будут завершать (благословение), но не ими». Имя Б-га соединено и с Израилем: Б-г называется «Г-сподом Израиля» (Шмот 24:10), ангелы называли Его «Б-гом, Г-сподом Израиля» еще до того, как был сотворен человек (МидрашТанхума, Кдошим); и нет необходимости разъяснять это более подробно. С Храмом Имя Б-га тоже соединено, согласно сказанному (Диврей аямим 2 6): «Ибо Твоим Именем назван этот Дом». Таким образом, эти пять вещей служат Б-гу в Его качестве Г-спода всего мира, поэтому именно они и названы Его «приобретениями». Так же сказано и в Сифри (Аазину): «“Ибо Он — отец Твой, приобретший тебя” (Дварим 32:6). Моше сказал Израилю: “(Б-г) любит вас; вы — Его приобретение, а не наследственное владение”. И это — одна из трех вещей, названных приобретением Вездесущего…» (Отсюда тоже) следует, что названное приобретением Б-га принадлежит Ему Самому, Его Б-жественной сути, ведь и человек, приобретший вещь, в которой по своей сути не нуждается, на самом деле, не приобрел ее.

Тора сотворена ради Самого благословенного Б-га, ради Его Б-жественной сути — она представляет собой законы, которые Б-жественная суть Б-га предназначила для Его творений. Небеса и земля тоже были сотворены ради самой Б-жественной сути, поскольку Б-г есть Г-сподь небес и земли. Храм также был сотворен ради Самого Б-га, ибо там — место обитания Его Шехины, Б-жественного Присутствия, и, кроме того, Храм тоже назван Именем Б-га. Также и Израиль был сотворен ради Самой Б-жественной сути Б-га, в том смысле, что именно с этим народом Б-г связывает свою Б-жественность, поскольку именно этот народ Б-г назвал Своим именем. Стих говорит об этом (Йеошуа 7): «И (если) они сотрут наше имя с лица земли — что станет с Твоим великим Именем?!»

Таким образом, все эти пять вещей могут быть названы «приобретениями» (в том смысле, о котором мы говорили выше): то, что совершенно необходимо человеку и предназначено для того, чтобы служить ему самому, — это он приобретает себе и этим владеет. Вот что сказано в Сифри (там же): «Это можно сравнить с человеком, который получил в наследство от отца десять полей, а затем сам приобрел еще одно. Это поле он ценит больше всех тех, что получил в наследство!» Смысл этих слов Сифри состоит в том же, о чем мы говорили: вещь, которая нужна самому человеку, он приобретает для себя и вступает во владение ею; то же, что ему не особенно нужно, он не приобретает в полном смысле. Однако по наследству человек может получить и то, в чем особо не нуждается.

Но можно разъяснить смысл мишны и согласно первому нашему объяснению. Мы начали с того, что человек особенно нуждается в таких вещах, которые не имеют пары, а если у вещи, которой он владеет, есть парная, то сама эта вещь уже не настолько ему необходима — ее ведь можно заменить другой! Итак, мишна говорит, что Тора — это первое приобретение Б-га в этом мире. Тора может быть только одна, и именно поэтому она является приобретением Б-га. Мы уже разъясняли выше совершенную уникальность Торы и сказали, что именно по этой причине Десять заповедей начинаются с буквы алеф, первой буквы еврейского алфавита, мир же сотворен буквой бет, то есть, второй буквой алфавита. Это показывает, что нет ничего столь же уникального, как Тора. Об этом говорит мидраш: «Я един, и Тора единственна, и буква алеф — единственна». Тора ведь включает в себя все, а значит, невозможно, чтобы существовало еще что-либо, кроме нее. Ведь если нечто представляет собой часть целого, может существовать и нечто другое, представляющее собой другую часть этого же целого; но если вещь сама является целым, другой подобной ей быть уже не может. И поскольку Тора уникальна, она — приобретение благословенного Б-га в полном смысле этого слова. Ты не можешь сказать, что Тора не принадлежит Б-гу целиком из-за того, что Он владеет еще чем-то, подобным ей: ничего подобного ей ведь не существует!

Небеса и земля тоже уникальны в том отношении, что не существует ничего, что можно было бы поставить с ними рядом. То, что наполняет небеса и землю, никак не может быть одного с ними порядка: все эти вещи называются «воинством» или «порождением» земли и неба, согласно сказанному (Берешит 2:4): «Вот порождения небес и земли…», — или (Берешит 2:1): «И были завершены небеса и земля и все их воинство». Так что нет сомнения, что ничто из того, что наполняет небеса и землю, не может с ними сравниться, а потому сами небеса и земля единственны в своем роде. А если ты скажешь, что небеса и земля сами по себе образуют пару (а потому и то, и другое — часть целого, а не само это целое) — это не будет серьезным возражением. Ведь небеса и земля вместе составляют единое целое, подобно тому, как окружность и ее центр объединены в одну фигуру. Наши мудрецы объясняют, что небеса и земля были сотворены совокупно и не существуют порознь, согласно сказанному (Йешая 48:13): «Я взываю к ним, и они восстанут вместе», — так говорится в трактате Хагига (12а). Таким образом, они (не могут считаться парой, состоящей из двух независимых вещей, ибо) не существуют по отдельности; они являются единым целым, что еще будет разъясняться. Поэтому небеса и земля как совокупность единственны в своем роде, а потому могут быть приобретением Б-га в полном смысле: ведь не существует ничего такого, чем Б-г владел бы наряду с ними.

Здесь ты мог бы задать такой вопрос. Тора ведь тоже является приобретением Б-га в этом мире — у Него, как известно из мишны, есть в этом мире пять приобретений.

А это (на первый взгляд) должно означать, что ни одно из этих приобретений не уникально! Однако это возражение совершенно безосновательно. Небеса и земля, с одной стороны, и Тора — с другой, никак не связаны друг с другом и не имеют между собой ничего общего, так что оба они уникальны и единственны в своем роде. Когда же мы сказали, что если человек владеет двумя вещами, ни одна из них не есть его истинное приобретение, мы говорили о двух подобных между собой вещах: например, о двух рабах, каждый из которых служит господину в свой день. В этом случае, действительно, ни один из них не является истинным приобретением господина. Однако нет никакого сомнения, что человек может в полном смысле слова владеть и домом, и рабом — эти две вещи не связаны друг с другом. Дом нужен для того, чтобы хозяин жил в нем, а раб — для того, чтобы прислуживать хозяину, и никакой связи с домом у него нет. Поэтому небеса и землю в совокупности можно с полным правом назвать единственной в своем роде вещью, которую Б-г «приобрел» в истинном смысле этого слова.

Именно по этой причине мишна не хотела привести в качестве доказательства стих (Берешит 14:19) «…Который приобрел небеса и землю». Если бы она основывалась на этом стихе, ее доказательство можно было бы оспорить, сказав, что ни небеса, ни земля не является приобретением Б-га в полном смысле слова, так как это — две отдельные, но сходные между собой вещи: стих ведь ставит их рядом! Но в стихе (Йешая 66:1) Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моих ног небеса названы престолом, а земля — его подножием. И ясно ведь, что сам престол и его подножие — это единое целое, что оба они вместе создают трон, пригодный для того, чтобы восседать на нем! Поэтому они в совокупности с полным правом могут быть названы приобретением: они действительно служат единым приобретением, ибо не существуют друг без друга и представляют собой единое целое, как только что было разъяснено. Таким образом, этот стих доказывает, что небеса и земля предназначены для того, чтобы Б-г восседал на них, и в этом своем качестве они могут как единое целое служить приобретением Б-га. Однако сам этот стих слова «приобретение» не использует! Поэтому мишна вынуждена продолжить доказательство и привести еще один стих (Теилим 104:24), в котором прямо использовано слово «владеешь». При этом мишна понимает стих не так, что «земля полна тем, чем Б-г владеет», а так, что «земля и все, чем она полна, есть Б-жественное приобретение». А значит, Небеса тоже суть Б-жественное приобретение: земля ведь стала им потому, что она — подножие Б-жественного трона, а без самого трона, то есть, небес, и подножия быть не может!

То понимание стиха, на котором основывается мишна, подтверждается самой его грамматикой. Ведь выражение «то, чем Ты владеешь» стоит в единственном числе, а если бы оно относилось к тому, что «наполняет землю», число должно было бы быть множественным: «те деяния, которыми…» Ведь говоря о вещах, наполняющих землю, стих использует множественное число: «все их в мудрости создал Ты…» Но даже если признать, что выражение «то, чем Ты владеешь» относится к многочисленным вещам, наполняющим землю, все равно все они будут считаться Б-жественными приобретениями лишь потому, что таким приобретением стала сама земля.

Только потому, что они находятся на земле и связаны с ней, а земля — приобретение Б-га, они также становятся приобретениями Б-га. Но изначальным приобретениям является только сама земля.

Кроме того, то понимание стиха, из которого исходит мишна, подкрепляется и порядком слов. Если бы стих следовало понимать так, как он обычно понимается: «полна земля тем, чем Ты владеешь», его нужно было бы сформулировать по-другому: «Земля и то, что ее наполняет, — это Твое приобретение». Земля ведь тоже является приобретением Б-га, согласно сказанному (Теилим 24:1): «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет», — и ее саму стих тоже обязан был упомянуть! Поэтому стих, несомненно, имеет в виду, что ни земля сама по себе, ни ее наполнение само по себе не являются приобретениями Б-га: на самом деле, земля со всем, что ее наполняет, принадлежит Б-гу как целое. Поэтому стих следует понимать так: «Земля и все, что ее наполняет, есть в совокупности Б-жественное приобретение».

Затем мишна говорит: Авраам — одно приобретение. Дело в том, что Авраам был первым праведником. Талмуд в трактате Авода зара (9а) говорит, что в течение первых двух тысячелетий мир «пребывал в хаосе, лишенном формы, пока не появился Авраам», и мы разъясняли в главе 5, что он считается первым представителем человеческого рода на земле. А в этом своем качестве Авраам — единственный в своем роде. Писание говорит об этом прямо (Йешая 51): «Взгляните на Авраама, вашего отца, и на Сару, вашу прародительницу, — ведь Я назвал его единственным!» В книге Гвурот Ашем мы очень подробно разъяснили, что Авраам явился началом, а всякое начало уже в силу самого своего положения уникально. По этой причине стих и рассказывает, что Б-г «назвал его единственным» — ни об одном нашем праотце, кроме Авраама, такого не сказано. Так что он по самой своей сути, являясь единственным в своем роде, стал приобретением Б-га. Поэтому отрывок из Талмуда, который мы уже приводили (Псахим 117б) говорит, что Б-г пообещал Аврааму: «Тобой будут завершать (благословение в молитве), но не ими (твоими детьми)». Почему же в завершении благословения может звучать только имя Авраама? Дело в том, что в завершение благословения можно упомянуть только одного, но не двоих — это объясняется в том же отрывке Талмуда. Поэтому там упоминается Авраам, который стал началом (человечества), а всякое начало уже по одному этому единственно.

Мишна доказывает это на основании стиха (Берешит 14:19) И он благословил его, и сказал: «Благословен Аврам Б-гу Всевышнему, Который приобрел небеса и землю». Несмотря на то, что слово «приобретение» этот стих относит только к небесам и земле, все же, если бы Авраам тоже не был «приобретением» Б-га, стих и к небесам и земле не стал бы относить этого слова — в этом не было бы необходимости, поскольку это совсем не связано с темой стиха. Поэтому мишна понимает стих следующим образом: «Авраама благословил Б-г, Который приобрел небеса и землю; и так же, как Он приобрел небеса и землю, так и Авраама Он приобрел для Себя».

Мишна продолжает: Израиль — одно приобретение. Не вызывает сомнений, что народ Израиля — единственный в своем роде, согласно сказанному (IIШмуэль 7): «Кто, как народ Твой, Израиль, единственный народ на земле?»

Никто не может сравниться с Израилем или встать с ним рядом! А всякое единственное в своем роде явление может стать приобретением Б-га, как мы уже разъяснили выше. О том же, что не является уникальным, невозможно сказать, что оно становится Б-жественным приобретением. Поэтому (первый) стих, который мишна приводит в обоснование своих слов — Покуда не перейдет народ этот, покуда не перейдет народ, который Ты приобрел (Шмот 15:16), не служит (исчерпывающим) доказательством того, что народ Израиля действительно является Б-жественным приобретением. Этот стих можно понять так, что Б-г, выведя народ Израиля из египетского рабства, получил права на него в определенном смысле. Но отсюда еще не следует, что они стали «приобретением» в полном смысле этого слова. Чтобы доказать это, мишне необходим второй стих (Теилим 16:3): Для святых, которые в земле, и для мощных, к которым — все желание Мое. Слова Б-га к которым — все желание Мое лучше всего доказывают, что они, то есть, Израиль, поистине Б-жественное приобретение. Тем не менее, мишна приводит и первый стих, поскольку в нем использовано слово «приобрел». Но теперь, после того как уже приведен и второй стих, нам следует истолковать это слово согласно его буквальному значению и сказать, что народ Израиля является «приобретением Б-га».

Затем мишна говорит: Храм — одно приобретение. Нет сомнений, что Храм только один и что второго Храма в мире нет. Ведь сразу же после того, как Храм был построен, все другие места для жертвоприношений, бамот, стали запрещены, так что Храм остался единственным местом, где разрешено приносить жертвы. По этой причине он тоже достоин именоваться Б-жественным приобретением. Доказательство этому мишна находит в стихе (Шмот 15:17) Место для Своего пребывания сделал Ты, Б-же; Храм, Б-же, основали руки Твои. Состоит это доказательство в том, что Храм имеет бóльшую ценность, чем небеса и земля. Объясняется этот вывод в трактате Ктубот (5а): «Вот как разъяснял стихи Бар Капара: Создание (Храма) есть более великое (Б-жественное) деяние, чем сотворение небес и земли. Небеса и землю Б-г сотворил одной рукой, согласно сказанному (Йешая 48:13): “Моя рука основала землю, Моя десница распростерла небеса”; О (Храме) же сказано: “Храм, Б-же, основали Твои руки”, — то есть, две руки». А поскольку небеса и земля — Б-жественное приобретение, Храм, еще более близкий к Б-гу, тем более будет им!

Однако тебе следует знать, что возможно и другое понимание приведенного в мишне доказательства из стиха Место для Своего пребывания сделал Ты, Б-же; Храм, Б-же, основали Твои руки. То, что Б-г создал Храм двумя руками, уже само по себе доказывает, что Храм уникален. Вещь называется уникальной, если нет никакой другой, подобной ей. Если бы Б-г создал Храм одной рукой, ты мог бы предположить, что он — часть некоего целого, потому и сотворен одной рукой; другой же рукой Б-г сотворил другую часть этого же целого. Так произошло с небесами и землей: небеса были сотворены правой рукой Б-га, а земля — левой, согласно сказанному: «Моя рука основала землю, Моя десница распростерла небеса».

Однако, на самом деле, Храм был сотворен двумя руками, и это говорит о том, что не существует ничего, что дополняло бы его до целого, что он сам является целым. А мы уже объясняли тебе, что все, что цельно и при этом уникально, (может) стать Б-жественным приобретением, так как принимает на себя Его власть во всех отношениях и смыслах. Поэтому мишна приводит стих Храм, Б-же, основали Твои руки; и это — доказательство ясное и несомненное для того, кто в этом разбирается. И мы уже разъясняли это во введении, комментируя стих (Йешая 60:21) «Мои драгоценные насаждения, деяние Моих рук, (созданное) ради (Моего) прославления»; прочти этот комментарий и увидишь, что все станет понятно. И небеса, и землю Б-г творил одной рукой, а потому, если бы они не объединялись в единое целое, они не могли бы называться Б-жественным приобретением, как мы выше уже разъяснили. Мы ведь говорили, что небеса и земля подобны окружности и ее центру! Поэтому (на самом деле) оба они в совокупности были сотворены двумя руками Б-га.

Однако в первом стихе, приведенном мишной, слово «приобрести» в явном виде не встречается, поэтому мишна приводит и второй стих (Теилим 78:54) И Он привел их в пределы Его святости, к той горе, что приобрела Его десница. Однако одного этого стиха было бы недостаточно, поскольку слово «приобрела» (может) относиться здесь ко всей Земле Израиля. Ведь вся Земля Израиля называется «горой», например, в стихе (Шмот 15:17) «Приведи его и укорени его на горе Твоего удела…» Но поскольку первый стих говорит именно о «Храме, который основали руки Б-га», можно сделать вывод, что и во втором стихе под «горой» подразумевается именно Храм. (Таким образом, второй стих является основой доказательства. А то, что он приведен вторым, имеет свою особую причину). Когда (Мишна или Талмуд) нуждаются в двух стихах одновременно, причем, один стих — из Торы, а второй — из Танаха, вначале всегда приводится стих из Торы.

Итак, тебе стало ясно, что эти пять вещей называются Б-жественными приобретениями, поскольку они во всех отношениях принадлежат своему Хозяину и полностью находятся в Его власти: это и есть «приобретение». Ведь приобретением вещь может стать лишь тогда, когда это — единственная вещь такого рода, которой человек обладает, и другой такой же у него нет. И тебе уже стало ясно, что каждая из этих пяти вещей — единственная в своем роде, не связанная ни с чем ей подобным. Кроме того, каждая из них представляет собой нечто совершенно особое и никак не связана и с другими четырьмя, и это — (еще одна) причина того, что каждая из них может поистине стать «приобретением».

Теперь тебе следует понять, каким образом каждая из этих пяти вещей становится особым приобретением Б-га. Тора духовна, и на уровне духовных явлений она совершенно уникальна, так что с духовной Торой ничто не может объединиться и встать с нею рядом. Затем — небеса и земля. Они принадлежат к материальному миру, и на уровне материального мира нет ничего, что могло бы с ними сравниться. Затем — Авраам, который принадлежит к человеческому роду. Он — родоначальник всего человечества, именно поэтому Б-г назвал его именем, означающим «отец множества народов», то есть, начало всех народов земли.

Таким образом, он занимает свой особый уровень. Затем — Израиль, которому тоже соответствует свой уровень, не похожий на все остальные: Б-г избрал народ Израиля, чтобы он стал народом Б-га, и такой народ существует только один. И пятый уровень — это Храм, который был избран из всех обитаемых мест. Поэтому все эти пять вещей независимы друг от друга и не имеют точек соприкосновения.

В Талмуде (Псахим 87б) перечисляются только четыре Б-жественных приобретения: Тора, небеса и земля, Израиль и Храм; Авраам же там не упоминается. Дело в том, что Вавилонский Талмуд полагает, что Б-жественным приобретением достоин называться только народ Израиля в целом; но Авраам — это начало и глава народа Израиля, поэтому его не следует считать отдельным приобретением: он и так приобретение Б-га как часть народа Израиля. И порядок, в котором перечислены эти четыре приобретения, станет тебе ясен, когда ты осознаешь слова мудрости. Открывает их список Тора, стоящая на наивысшем уровне, затем — небеса и земля, затем — Израиль и, наконец, — Храм. Все эти четыре вещи расположены в строжайшем порядке, а потому могут быть названы приобретениями Б-га. И тебе следует вдуматься во все то, на что мы тебе здесь намекнули, ибо все это — совершенно ясные слова, и никаких сомнений это объяснение не вызывает.

А из комментария Раши на нашу мишну следует, что в его варианте трактата Псахим перечислены всего три приобретения: Тора, небеса и земля и Земля Израиля. И в некоторых мидрашах прямо сказано, что приобретений Б-га в мире насчитывается три. И этот подход тоже имеет свое объяснение, однако здесь не место приводить его. Кроме того, сам же Раши в комментарии на Талмуд согласился с тем вариантом, который приведен в наших книгах, поэтому нет необходимости распространяться об этом последнем варианте.

Тебе следует знать, что первое данное нами объяснение совершенно ясно и не вызывает сомнений. Однако чтобы лучше понять слова мишны, тебе следует узнать, что «приобретение» происходит тогда, когда человек завладевает некоторой вещью, взяв ее у другого, то есть, когда вещь передана ему, покинула своего прежнего владельца и перешла во владение нового хозяина. И мишна имеет в виду, что эти пять вещей отделились от мироздания и перешли во владение Б-га; именно это дает им право именоваться «приобретениями Б-га». (И дело не в том, владел ими кто-либо прежде или нет): ведь серебро, золото и все прочее имущество человека называется его «приобретением», даже если он не приобрел его ни у какого человека, — только потому, что оно теперь уже находится не там, где было раньше, а перешло к нему как к новому владельцу. И нет сомнения, что все эти пять вещей благодаря своей значительности и возвышенности отделились от мироздания в целом и перешли под власть Б-га, а потому могут быть названы Его приобретениями. И тебе следует осознать, что все эти пять вещей объединяет одна общая черта, благодаря которой все они отделились от мироздания и перешли под власть Б-га. Ты можешь заметить, что если некое явление становится началом чего-то другого, оно отделяется от того, началом чему послужило, и переходит под власть Б-га. То есть, само то, что эта вещь стала началом чего-то, придает ей значительность и ценность, благодаря которым она становится Б-жественным приобретением.

В Торе ты увидишь множество примеров тому, что начало чего-то по Б-жественному повелению отделяется от всего остального и отдается Б-гу. Так, трума (доля урожая, отделяемая для коэна) называется «началом», хала (доля теста, отделяемая для коэна) называется началом, бикурим (первые плоды, которые приносят в Храм и тоже отдают коэну) называются «началом», первенец чистого скота называется «началом» — и все они отделяются от остального и переходят под власть Б-га, другими словами, все эти вещи обладают святостью, посвящены Б-гу. И это согласуется со здравым смыслом: ведь «начало» чего-либо само собой отделено от остального, так как имеет свое собственное название! И это ясно, и нет необходимости разъяснять это подробнее.

И ты можешь заметить, что все пять вещей, перечисленные в мишне, называются «началом»; поэтому ты можешь и понять, почему они отделились от всего остального и перешли во владение Б-га, подобно всем прочим «началам». Тора названа началом в стихе (Мишлей 8) «Б-г установил меня началом Своего пути»; кроме того, она — начало и источник всех заповедей. Небеса и земля названы «началом» в стихе (Берешит 1) «Вначале сотворил Б-г небеса и землю»; они стали началом этого, материального мира. Авраам — вне всякого сомнения, «начало». Он считается началом всего мира: до него мир пребывал в хаосе, и мироздание (в привычном нам виде) возникло лишь после его появления в мире. Кроме того, мир был сотворен ради Авраама, о чем мы говорили выше, обсуждая стих (Берешит 2:4) «Вот происхождение небес и земли при их сотворении» — наши мудрецы именно из него делают вывод, что мир был сотворен ради Авраама. Израиль назван «началом» в стихе (Йирмия 2) «Свят Израиль для Б-га, он — начало Его урожая». Народ Израиля — начало всех народов, и этим он отделен от них, подобно всякому другому началу. Храм назван «началом» в стихе (Йирмия 17:12) «Престол вышней славы, начало, место нашей святости»; Храм — начало и глава всех обитаемых мест на земле. Таким образом, все эти пять вещей, поскольку являются началом, отделились от своего продолжения и перешли под власть Б-га. Поэтому они и названы Его «приобретениями»: они, как и всякое другое приобретение, оставили то место, к которому принадлежали, и перешли во владение нового хозяина.

И в этом же ключе следует понимать и приведенный выше отрывок из Сифри. Если человек забирает некую вещь оттуда, где она была раньше, и становится ее владельцем, он «приобретает» ее. Так и эти пять вещей «приобретены» Б-гом и больше не отойдут от Него, как уже разъяснялось. (Поле) полученное по наследству, не будет в этом смысле «приобретением»: оно ведь и раньше принадлежало отцу наследника, а теперь просто перешло от отца к нему самому. Человек только то считает «приобретением» и только тем дорожит, что перешло к нему от кого-то другого. (Так и здесь): то, что отделилось (от мира) и перешло под власть Б-га, полностью входит в Его владение и становится Его приобретением; и вдумайся в это.

И знай и пойми, что эта мишна упоминает Авраама как одно из приобретений Б-га, в отличие от трактата Псахим, который не считает его одним из приобретений.

Причина здесь в том, что Авраам явился началом именно народа Израиля, именно его праотцем. А поскольку весь народ Израиля, по причинам, о которых мы уже сказали, является Б-жественным приобретением, неправильно было бы счесть Авраама особым приобретением Б-га. Ведь приобретение — это то, что отделилось, а народ Израиля отделился весь целиком, поэтому нельзя сказать, что Авраам отделился от чего-то сам по себе и сам по себе может быть назван приобретением. Поэтому Авраам (является «приобретением Б-га») вместе со всем народом Израиля, но не отдельно. Кроме того, мы уже говорили, что эти четыре вещи называются «началом» и тем самым отделены от остального мира. И ты сможешь легко объяснить это по отношению к тем четырем приобретениям, что перечислены в Талмуде, но не по отношению к Аврааму.

И чтобы понять, на чем основаны все эти слова, тебе следует осознать тот порядок, на который мы намекнули тебе выше, и вдуматься в него. Начинается он с Торы, затем — небеса и земля, затем — Израиль и затем — Храм, стоящий ниже их всех; и все это полностью принадлежит Б-гу.

Наша же мишна считает, что Авраам тоже может быть назван приобретением, поскольку также является началом — мы разъясняли это выше. И более подробно разъяснить это невозможно; тот, кто способен понимать, должен сам уразуметь слова мудрецов, знатоков истинного (Учения).

с разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.