Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Недавно в новостях появилась небольшая заметка. В ней рассказывалось о том, как израильская авиация в Газе осуществляет точечную ликвидацию домов террористов и прочих объектов, находящихся под прикрытием жилых помещений. Сначала на крышу дома сбрасывают небольшую бомбу, которая не может причинить вреда. Это служит сигналом, что здание будет разрушено через несколько минут, и у его обитателей есть время покинуть его и отправиться в укрытие. Часть из них так и поступают. Другие предпочитают остаться на месте, как будто ничего не произошло, и в результате гибнут.

Не знаю, насколько достоверна информация, переданная израильскими СМИ, но этот процесс показался мне очень символичным. Разве не на нашу крышу бросают сейчас бомбы, которые каким-то удивительным образом приносят очень мало вреда? Разве для нас это не повод остановиться, поднять глаза, понять, что нас предупреждают, и что мы должны начать действовать для того, чтобы спастись? И самое главное — понять, Кто нас предупреждает. Ведь все наши ненавистники — только палка в Его руке, чтобы напомнить нам о нашем предназначении. Неужели же мы будем действовать, как собака, которая кусает палку, не думая о том, кто ее держит? Будем ли мы, услышав стук в крышу, продолжать вести себя так, как будто ничего не произошло и не должно произойти?

Но разве мы не делаем все, что от нас зависит? Разве не отправляемся в убежища при звуке сирены? Разве не защищает нас «Железный купол», сбивающий вражеские ракеты? Разве не проявляет наша армия исключительное мастерство вместе с гуманизмом, чего не скажешь о противнике?

Да, мы обязаны защищаться и делаем это. Иногда мы вынуждены использовать «руки Эсава», т. е. воевать. Но основное наше оружие — «голос Яакова». И одно из объяснений имени Ишмаэль (услышит Б-г) заключается в том, что в будущем его потомки (арабы) станут так притеснять еврейский народ, что он в отчаянии начнет взывать к Всевышнему, и тогда Он услышит наши молитвы и спасет нас (Пиркей де-раби Элиэзер). Никто не знает расчетов Всевышнего. Но можно предположить, что именно небывалое единение всего народа Израиля, проявленное в последние недели, когда весь народ молился за пропавших юношей (да отомстит Всевышний за их кровь!), а потом оплакивал их, теперь защищает нас от ракет. «Голос Яакова» — все наши молитвы, псалмы, устрожения в выполнении заповедей, усилия в изучении Торы не пропали даром.

Но можем ли мы рассчитывать на то, что эти заслуги будут защищать нас и дальше? Наступили три траурные недели «бейн а-мецарим» — время, которое считается неблагоприятным для Израиля. В это время для нас нежелательна любая конфронтация. И именно с началом этих дней появилась первая жертва ракетных обстрелов. Наверное, не случайно, что это оказался еврей, живущий по Торе и занятый выполнением заповеди. Все это должно быть для нас знаком, что нам необходимо усилить свое служение Всевышнему. Ведь это же самое время может быть особенно плодотворным для приближения Геулы — избавления, если мы сумеем сделать правильные выводы из уроков истории. Все зависит от нас.

Даже если в ближайшее время настанет очередное затишье, мы сможем только передохнуть, чтобы набраться сил для новых испытаний. Даже если нам удастся победить этого конкретного врага, на его место встанут новые. И они уже подают голоса, пока негромко — потому что сейчас они еще втайне надеются уничтожить еврейский народ нечистыми руками террористов. Но мы уже знаем, что любая победа оборачивается для нас новой вспышкой ненависти. Наша жизнь не может быть совершенно тихой и благополучной, потому что тогда мы рискуем расслабиться и забыть о том, что мы постоянно находимся на действующей службе в армии Всевышнего. Эта служба проходит не на фронте, а здесь и сейчас — каждый из нас добавляет свои заповеди и добрые дела, свою молитву и учебу в общую копилку заслуг всего народа Израиля, благодаря которым существует и весь мир.

В материальном мире трудно увидеть духовное влияние наших действий на происходящее. Нам кажется, что нас защищает «Железный купол» — на иврите «кипат а-барзель» — «железная кипа». Но может быть, настоящую защиту создает не она, а матерчатая кипа на голове еврея, а также другие заповеди, выполненные им?

В Талмуде рассказывается, что один из мудрецов удостоился побеседовать с Машиахом и спросил, когда он придет. Тот ответил: «Сегодня. Если будете слушаться Его голоса». Сейчас мы можем слышать Его голос более четко и ясно, чем когда-либо прежде. Сможем ли мы привести Машиаха?


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени