Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Игру в детские машинки, имеющие механический завод, можно сравнить с подзаводом часов после их остановки, что запрещено по всем мнениям. Следует запретить игры, связанные со сборкой различных изделий, например машинок, лестниц и т.п.

В шабат существует множество проблем, связанных с детскими играми, и, поскольку многие из них касаются запретов строительства и исправления предметов, мы решили отвести им место среди этих законов. Хотя и в будни детские игры требуют пристального внимания, чтобы они не влияли дурно на детей, а, наоборот, прививали им хорошие качества, в шабат необходимо еще больше следить за ними, так как многие игры проблематичны с точки зрения соблюдения шабата. Есть среди них игры, не соответствующие духу святого дня, и следует удерживать детей от них в шабат. Есть игры, которые необходимо запретить, так как они похожи на будничные занятия (увда дехоль), а есть и такие, что граничат с прямым нарушением шабата, как будет объяснено ниже.

1) Игру в детские машинки, имеющие механический завод, можно сравнить с подзаводом часов после их остановки, что, как мы уже писали, запрещено по всем мнениям.

2) Следует запретить игры, связанные со сборкой различных изделий, например машинок, лестниц и т.п., как посредством свинчивания, так и посредством вставления одной части в другую, так как это похоже на изготовление предметов, которое было запрещено выше. Этот запрет усугубляется еще и тем, что подобные игрушки, как правило, скрепляются туго и, кроме того, во многих случаях остаются в таком состоянии на многие дни.

3) Что касается построек из блоков для малышей без склеивания (нет нужды и говорить, что клеить запрещено), то следует различать, о каком виде идет речь: там, где блоки просто входят один в другой, или же там, где они плотно соединяются. Если в будни принято туго скреплять, следует приравнять это к упомянутой выше сборке предметов, что запрещено делать даже тогда, когда мы не скрепляем блоки силой, как в будни. В том же случае, когда в будни не принято скреплять блоки силой, нет необходимости по основному смыслу закона запрещать игру, тем более если обычно через небольшой промежуток времени конструкцию разбирают. Все же, вследствие того, что эти игры в своем процессе приучают ребенка к строительству дома, следует, конечно, в целях воспитания избегать их, так как такие игры подобны будничным занятиям и нет в них почитания ша-бата. Таков же закон относительно игр, в которых вообще детали не вставляются одна в другую, как, например, деревянные кубики. По основному смыслу закона нет никакой причины их запрещать. Но и здесь, необходимо взвесить, насколько эта игра отвечает духу дня: ответ, разумеется, зависит от возраста ребенка и от того, в какой степени он понимает сущность шабата.

4) Составление пазеля следует приравнять к созданию изображения, что запрещено как толада мелахи письма вследствие того, что и при этой игре возникает некоторое изображение (тем более, если там есть еще и буквы). И несмотря на то, что выше было разрешено (маленьким детям) играть карточками с изображением букв и класть их рядом друг с другом, мы не можем распространить это разрешение и на составление пазе-ля, ведь там посредством карточек не создаются никакие буквы. Кроме того, они никак не соединены в отличие от пазеля, в котором возникает изображение, остающееся и после окончания игры, так как различные части пазеля скреплены между собой посредством вставления одного элемента в другой. Кроме того, пазель с собранным изображением часто оставляют на несколько дней117.

5) Как было уже написано выше (см. конец главы 35), все игры, в процессе которых в будни принято писать, запрещены.

6) Нельзя давать детям играть в игрушки, подобные колокольчику, издающие при их переносе какие-либо звуки. Если же они издают звук только после некоторого действия, например при нажатии на них, можно разрешить играть в них, так как посредством одного только перемещения никакого звука издаваться не будет. Однако если ребенок обычно, играя, нажимает на них, чтобы они издали звук, то не следует давать ему такие игрушки.

7) См. выше, в п.3, что мы писали по поводу игр в мячи и шарики.

8) Игра с механизмами, например в игрушечную железную дорогу, разумеется, не увеличивает почитание шабата, но и здесь все зависит от возраста ребенка.

9) Принято устрожать и запрещать катание на велосипедах (кроме трехколесного) даже дома. Но и в этом случае все зависит от возраста ребенка.

10) Необходимо также следить, чтобы дети не нарушили в процессе игры запрет шитья и тканья (как было уже описано выше, в главе, посвященной запрету тканья), например, когда плетут из соломы.

11) Следует запретить все игры, связанные с куплей-продажей, тем более распространенные игры с куплей-продажей имущества (Монополия), что, разумеется, очень напоминает будничное занятие, в котором нет почитания шабата. Есть еще много подобных игр, и необходимо продумать, какие из них можно разрешить детям, а каких следует избегать.

12) Следует следить, чтобы дети не накидывали простыню и т.п. на два удаленных друг от друга стула, чтобы сидеть под ней, так как такое действие напоминает запрет строительства временного шатра.

Общее правило — необходимо предложить детям такие игры, в процессе которых они чувствовали бы шабат. Очень хорошо, если они будут заняты играми, обучающими соблюдению заповедей, воспитывающими хорошие качества характера и т.п. Этим можно внести дух шабата в их самостоятельные занятия и значительно способствовать делу воспитания.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени