Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывок о рыжей корове требует глубочайшего постижения, и раби Элиэзер был на него способен. Поэтому мидраш и объясняет, что раби Элиэзер начал говорить о ней первым и сказал, что она должна быть двухлетней.

6:6 Величие Торы больше величия священства и царской власти, ибо царская власть имеет тридцать примет, священство — двадцать четыре, Тора же приобретается исполнением сорока восьми требований. И вот их список: постоянное изучение; восприятие на слух; проговаривание вслух; понимание сердцем; разум сердца; страх; трепет; скромность; радость; чистота; прислуживание мудрецам; уточнение (изученного в обсуждении) с товарищами; разбор с учениками; спокойствие; Писание; Мишна; частичный отказ от торговых занятий; частичный отказ от всех обычных занятий; частичный отказ от наслаждений; частичный отказ от сна; частичный отказ от бесед; частичный отказ от легкомысленного поведения; долготерпение; доброе сердце; доверие к (словам) мудрецов; (безропотное) принятие страданий. (Изучающий Тору) знает свое место; радуется своему уделу; строит ограду для своих слов; (ничего) не считает своей заслугой; любим; любит Б-га; любит людей; любит (дела) милосердия; любит прямоту; любит упреки; и отдаляется от почета; и не гордится изученным; и не радуется (получению права) поучать; и тянет ярмо вместе с товарищем; и судит его в заслугу; и наставляет его на истинный путь; и устанавливает мир (в отношениях) с товарищем; и изучает Тору спокойно; задает вопросы и отвечает; узнает и добавляет; изучает, чтобы преподавать; и изучает, чтобы исполнять; прибавляет мудрости своему учителю; и восстанавливает логику услышанного; и все передает от имени того (от кого услышал). Вот, ты знаешь, что тот, кто передает нечто от имени того, кто это рассказал, приносит в мир Избавление, согласно сказанному (Эстер 2:22): «И рассказала Эстер царю от имени Мордехая».

Сорок восьмое — все говорить от имени того, кто сказал это. Эта (привычка) также теснейшим образом связана с Торой. Все отрывки из Торы ученик должен произносить, указывая, от кого он их слышал, а не крадя их (и выдавая за свои). Даже Б-г произносит слова Торы, указывая, от кого они были услышаны (Гитин 6б): «Эвьятар, Мой сын, вот что говорит…» А в мидраше (Бемидбар раба 19) говорится так: «Когда Моше (во время получения Торы на Синае) поднялся в Небеса, он услышал голос Б-га, Который сидел и занимался отрывком о “рыжей корове”. Он говорил так: “Элиэзер, Мой сын, так говорит: “Эта корова должна быть двухлетней”. Сказал Ему Моше: “Властелин мира! И Вышний, и нижний миры принадлежат Тебе, а Ты сидишь и произносишь слова Закона, услышанные из уст человека из плоти и крови?!” Сказал ему Святой, Благословен Он: “Моше! В будущем в Моем мире появится праведник, который начнет рассуждение о “рыжей корове”. Это будет раби Элиэзер, который полагает, что эта корова должна быть двухлетней”.” Этот мидраш вызывает недоумение: в чем же состоит ответ, который Б-г дал Моше? Решение заключено в словах мидраша, что раби Элиэзер “начнет” разбор отрывка о рыжей корове. Вот что мидраш имеет в виду.»

Достижения разума для каждого человека свои. Поэтому Б-г объяснил Моше, что это достижение соответствует именно раби Элиэзеру и согласуется с великой силой его разума.

Отрывок о рыжей корове требует глубочайшего постижения, и раби Элиэзер был на него способен. Поэтому мидраш и объясняет, что раби Элиэзер начал говорить о ней первым и сказал, что она должна быть двухлетней. Б-г дал каждому человеку тот разум, который был изначально предназначен именно для него, и потому сказал, что закон следует мнению раби Элиэзера. Б-г сказал Моше так: «Я сотворил в Своем мире праведника и мудреца, разум которого специально создан для того, чтобы постичь заповедь о рыжей корове и сделать вывод, что она непременно должна быть двухлетней». В этом и состояла причина того, что Б-г изрек этот закон от имени раби Элиэзера. Б-г наделил каждого человека своей особой сутью, и точно так же каждого Он наделил своим особым разумом и особой способностью к постижению. Поэтому постижение каждого человека зависит от разума, вложенного в него Б-гом, и поэтому Б-г изрекает закон от имени того, кто его произнес.

И не только об этом случае мы это знаем. Наши мудрецы сказали в трактате Хагига (15б), что Б-г произносит слова закона от имени всех мудрецов, кроме раби Меира, который обучался Торе у Элиши-чужака. Они имеют в виду, что Элиша-чужак, оставивший принятый порядок, не принадлежит более и к порядку наделения мудрецов разумом, который установил Б-г. Поэтому он и называется «чужаком», то есть, «тем, кто остался снаружи». А, значит, не подобает, чтобы из уст Б-га прозвучал закон, который раби Меир воспринял от чужака Элиши.

Когда мидраш говорит, что закон о рыжей корове Б-г произносит от имени раби Элиэзера (и больше ни от чьего), он имеет в виду, что способностью постичь его обладал только раби Элиэзер. Однако другие законы не были предназначены только для одного мудреца, поэтому высказывали их многие, и Б-г тоже произносил их от имени этих многих мудрецов. Только закон о рыжей корове был предназначен лично для раби Элиэзера, поскольку для его постижения требовалась особая сила разума. Поэтому мидраш поясняет, что раби Элиэзер был тем из потомков Моше, кому — единственному из людей — была раскрыта тайна рыжей коровы. Ведь стих (Бемидбар 19) сказал о ней: «И пусть возьмут для тебя…» А от него и раби Элиэзер унаследовал (способность постичь) эту тайну.

Тем не менее, каждый закон (сохраняет связь) с мудрецом, который его высказал. А потому каждое достижение в Торе подобает связывать с тем, кто его добился: ведь именно ему это достижение соответствует. Если человек не станет поступать так, он нарушит порядок Торы, по которому (Б-г) определил каждому мудрецу (те законы, которые будут повторяться от его имени).

Мидраш говорит: «Всякий, кто приписывает слова раби Элиэзера раби Йеошуа, а слова раби Йеошуа — раби Элиэзеру, как будто уничтожает мир». Мидраш имеет в виду то самое, о чем мы говорим: достижения раби Элиэзера (в Торе) предназначены (Б-гом) именно для раби Элиэзера, а достижения раби Йеошуа — именно для раби Йеошуа. Поэтому тот, кто их перепутал, изменил порядок Торы, который Б-г определил для мудрецов, а изменение порядка Торы, вне всякого сомнения, ведет к разрушению мира.

Однако слова мишны о том, что необходимо все говорить от имени сказавшего, имеют и другое объяснение. Если изучающий Тору (позволит себе) не обращать на это внимания, он будет невнимательным и к содержанию слов мудрецов, будет путать их. И истинность этого объяснения доказывается в другом месте.

Вот, ты знаешь, что тот, кто пересказывает нечто от имени сказавшего, приносит в мир Избавление. Здесь возникает вопрос: а откуда мишне известно, что спасение, посланное через Эстер еврейскому народу, было определено именно этим? Кроме того, награды, которые дает Б-г, всегда следуют принципу «мера за меру», — каким же образом передача услышанного от имени сказавшего позволяет удостоиться Избавления? Следует знать, что когда Б-г дарует Избавление, Он желает, чтобы все знали, что именно Он сделал это, и не говорили бы, что (Дварим 32:27) «не Б-г сделал все это», а они сами достигли избавления своей мудростью и мощью. Ты увидишь это в рассказе об Исходе из Египта (Шмот 7): «И узнают египтяне, что Я — Б-г, когда Я выведу их из земли Египетской». Поэтому, если бы Эстер не обладала этой способностью связывать каждое событие с тем, с кем его следует связать, она могла бы, Б-же упаси, сказать евреям: «Это все я сделала своей великой мудростью», — чтобы возвыситься и возгордиться. Тогда она не была бы достойна того, чтобы через нее евреи обрели Избавление: ведь Б-г желает, чтобы всем стало известно, какое добро и какое милосердие Он проявляет к Израилю! Но Эстер рассказала царю Ахашверошу (о заговоре) от имени Мордехая, хотя могла бы поставить этот рассказ себе в заслугу, чтобы подольститься к царю. Поэтому она оказалась достойной привести в мир Избавление: теперь стало ясно, что она не станет приписывать заслугу себе, а отдаст ее благословенному Б-гу. Ведь не вызывает сомнения, что Эстер понимала, что все происшедшее совершено Б-гом.

(Вывод, который делает мишна, основан на том, что в приведенном стихе есть слова, которые не требуются для передачи простого смысла). Достаточно было написать просто: «И было рассказано царю от имени Мордехая». Ведь Писание хотело всего лишь сообщить нам, что царь знал, что обязан спасением Мордехаю, и поэтому спросил царедворцев (Эстер 6:3): «Какой почет воздали и как возвеличили Мордехая за это?» Поэтому не было никакой необходимости говорить, что «Эстер рассказала царю…» Значит, все же упомянув Эстер, стих хотел раскрыть, чем Эстер заслужила то, что Избавление пришло к евреям через нее. Он дает нам понять, что причина в том, что Эстер рассказала все царю от имени того, кто рассказал ей самой, а не присвоила заслугу себе. Так стало ясно, что и за Избавление она станет благодарить Того, Кто даровал его, и не поставит его себе в заслугу.

То, что способность передавать услышанное от имени сказавшего является условием Избавления, Писание (не случайно) раскрыло нам именно в рассказе об Эстер. Причина этой связи состоит в желании Б-га, чтобы все знали о том, что Избавление приходит от Него. Во времена же Избавления от египетского рабства все и так знали, что это Избавление послано Б-гом.

Ведь это Избавление сопровождалось великими знамениями и чудесами, так что имя Б-га прославилось повсюду! Но во время чуда Пурима ни знаков, ни знамений не было вовсе, и поэтому люди могли подумать, что это Избавление послано не Б-гом, и Эстер имела возможность приписать его себе. Избавление от греческого ига во время победы Хашмонаим тоже сопровождалось общеизвестным (ханукальным) чудом с маслом для Меноры, и все поняли, что именно Б-г дал евреям силы победить греков, и никто не говорил, что (Дварим 8:17) «моя сила и мощь моей руки сделала» все это. При этом же Избавлении, во времена царя Ахашвероша, никаких чудес, как уже сказано, не происходило, поскольку Избавление это было послано евреям в изгнании, в начале эпохи «сокрытия Б-жественного лика». Поэтому оно и не могло сопровождаться явными чудесами, как более позднее Избавление во времена Второго Храма. В другом месте мы объясняли, что имя женщины, с которой связано это Избавление, Эстер, происходит от слова «сокрытие», поскольку и само Избавление было скрытым и лишенным каких бы то ни было явных признаков. Поэтому, если бы Эстер не (обладала привычкой) передавать услышанное от имени сказавшего, она не была бы достойна послужить посредником для Б-жественного Избавления. И по этой же причине во всем тексте Свитка Эстер ни разу не встречается Имя Б-га: чудо этого Избавления совершилось тогда, когда лик Б-га был скрыт от нас.

Теперь тебе стало ясно, что подразумевала мишна, сказав, что тот, кто пересказывает нечто от имени рассказавшего, приносит в мир Избавление.

И теперь у тебя есть ответ еще на один вопрос: как же получилось, что многие неизменно передавали все от имени сказавших, а Избавления в мир не привели? Мишна и не имела в виду, что каждый из них непременно должен привести Избавление; она лишь сказала, что, когда Б-г решает привести в мир Избавление, Он использует для этого тех, кто передает услышанное от имени сказавших; а причина этого тебе уже разъяснена.

Однако и без этого объяснения вопрос нетруден. Народ Израиля всегда нуждается в Избавлении, и Б-г (всегда) приводит его через такого человека, который передает услышанное от имени сказавшего.

И тебе следует знать, что слова мишны тот, кто пересказывает нечто от имени рассказавшего, приносит в мир Избавление заключают в себе глубочайший смысл. Избавление, которое такой человек приводит в мир, состоит в том, что он возвращает слова, находящиеся сейчас в чужих руках, тому, кому они по праву принадлежат. Поэтому и Израилю через него приходит Избавление: сейчас народ Израиля подвластен чужим, а через него он может выйти из-под этой чужой власти и вернуться к Тому, Кому он принадлежит поистине. А принадлежит он, несомненно, благословенному Б-гу. И даже если этот человек не приводит полного Избавления, все же благодаря ему тяготы Израиля облегчаются; а любое смягчение давления чужих народов и властителей тоже есть Избавление Израиля. И мы уже разъяснили, что Б-г определил каждому его собственную мудрость, а потому возвращение произнесенного тому, кому оно принадлежит, — это великое достижение и высшее Избавление. Поэтому мишна и утверждает, что тот, кто пересказывает нечто от имени рассказавшего, приносит в мир Избавление; и это объяснение тебе следует очень хорошо понять.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой недельной главе даются описания заповедей, связанных с Землей Израиля, таких, как приношение первых плодов (бикурим). Народу Израиля предписывается организовать церемонию проклятий и благословений на горах Гризим и Эйваль. Глава также пророчествует о невзгодах изгнания, которые обрушатся на еврейский народ за отход от Торы и заповедей Творца. Читать дальше