Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещено снимать в шабат перегородку, возведенную для алахического разрешения определённого действия (мехица матэрет), даже если это перегородка временного жилища.

14. Разрушение

Как мы уже писали, те временные жилища, которые запрещено строить, запрещено и разрушать. Если же к постройке не относится название «временного жилища», то при ее ликвидации не нарушается запрет разрушения. Поэтому запрещено снимать в шабат перегородку, возведенную для алахического разрешения определённого действия (мехица матэрет), даже если это перегородка временного жилища. Запрещено также разбирать такой временный шатер, который запрещено и строить, например навес от солнца, дождя и т.п., а также разбирать кровать с перегородками. Соответственно, предметы, которые разрешено устанавливать в шабат, как, например, перегородка для обеспечения скромности, покрытие, не предназначенное для пользования под ним, разрешено и убирать. Разрешается также убирать мехицу матэрет, если оставляют от нее тефах. Поскольку в этом случае нет запрета устанавливать перегородку, так как мы только добавляем к уже построенному, нет также запрета и убирать. И бочку, о которой шла речь выше (п.13), которую запрещено накрывать, запрещено и открывать, кроме случаев, когда ее не открывают полностью, оставляя покрытие, размером не менее тефаха. Тот же закон относится к возвращению выдвижного ящика стола или шкафа, поэтому, по мнению устрожающих, приведенному выше (п.13), запрещено и выдвигать его полностью.

Все же есть одно отличие между строительством и разрушением временного шатра: несмотря на то, что было разрешено установить крышу, если перегородки были установлены до начала шабата, запрещено эту крышу убирать затем в шабат (даже если перегородки остаются стоять).

15. Строительство (изготовление) и разрушение предметов

Как мы уже писали выше, есть спор между авторитетами Торы, относятся ли понятия строительства и разрушения к предметам или нет. По мнению полагающих, что есть строительство и разрушение в предметах, изготовление новых предметов в ша-бат или их полный ремонт запрещены. И соответственно, предметы запрещено разрушать в шабат (не с целью окончательной порчи). Но ломающий предметы просто так патур, хотя, как и в других случая порчи, это запрещено мудрецами. Однако по мнению считающих, что нет строительства и разрушения в предметах, изготовивший какой-либо предмет нарушает не запрет строительства, но запрет маке бэпатиш. Мы уже писали, что, по их мнению, к предметам понятие разрушения не относится вообще. Несмотря на то, что основным мнением в алахе является подход, что строительство и разрушение относится и к предметам, иногда опираются и на противоположное мнение, как это объясняют ахроним.

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре