Хирург в операционной еще не успел убрать скальпель, когда все, кто были в «хедер нитуах», вдруг весело запели и даже стали слега приплясывать. Радостно улыбаясь, люди поздравляли чуть смущенного, но находящегося в полном сознании пациента: «Мазаль тов вэ-симан тов, симан тов вэ-мазаль тов!». Молодой и весьма симпатичный раввин, облаченный в хирургический халат и шапочку поверх кипы, пожал руку мужчине, лежащему на операционном столе: «Поздравляю тебя, Борис, вернее, уже Берл-Дов! Вот и ты исполнил заповедь Всевышнего, благословен Он, и приобщился к союзу Авраама, отца нашего! Мазаль тов и до ста двадцати тебе!».
А еще через несколько минут этот самый Борис вышел из операционной в своей одежде и, растерянно улыбаясь, прошел в комнату, где его ждал накрытый стол и стакан с кидушным вином. Те же люди, что были в операционной, еще раз поздравили Бориса-Берл-Дова, прочитали благословения, выпили вместе с ним вина и плотно закусили. А затем закружились в веселом еврейском танце…
Так для Бориса И. — 40-летнего жителя Тверии — прошел обряд обрезания — брит-мила, который провели специалисты религиозно-медицинской амуты «Брит Авот» («Союз Праотцов») в Иерусалимском хирургическом центре «Мизгав ладах».
Руководитель амуты раввин Аарон Кремер и хирург Яков Цацкис, оперировавший Бориса, рассказали ему все, что он должен делать в ближайшие дни, ответили на вопросы и выдали справку, на основании которой Борис получит освобождение от работы.
— Запиши мой телефон и сегодня же вечером позвони мне, — сказал Яков и добавил: — Еще вопросы есть?
— Скажите доктор, — с опаской спросил Борис, — а кровотечения не может быть?
— Ой, какие страшные вещи ты говоришь! Не пугай нас, пожалуйста! — сделав строгое лицо, ответил доктор. — И чуть улыбнувшись, но уже без всяких шуток заметил: — Все будет нормально, не беспокойся. Через пять дней, начиная с сегодняшнего, прими душ, промой все хорошенько водичкой с мылом, перевяжи сухим бинтом, надень плавки и гуляй. Все, с Божьей помощью, будет о-кей, поверь мне, и не волнуйся.
Доктор Яков Израилевич Цацкис знает, что говорит. На его счету более 20 тысяч (!) успешно проведенных бритов, почти полвека он стоит за операционным столом как хирург-уролог высшей квалификации, то, что на иврите называется «мумхэ».
Выходец из религиозной семьи, жившей в местечке Меджибож — «вотчине» основателя хасидизма Баал-Шем-Това, Яков после войны окончил Казанский медицинский институт — в свое время один из лучших в России — и много лет проработал хирургом в Москве. Сблизившись с одним хабадским раввином, Яков по его просьбе стал делать обрезание взрослым евреям, которые хотели исполнить заповедь брит-милы по всем правилам иудаизма.
Интересна история первой брит-милы, которую Яков осуществил в Израиле в 1971 году — в год своего переезда в страну. Однажды на улице в Иерусалиме он столкнулся с человеком, которому не успел провести эту маленькую операцию в Москве. Тот стал упрашивать хирурга сделать ему брит здесь.
«А что, разве в Израиле это проблема?», — спросил удивленный Яков. «Да, и еще какая! Иду в раббанут, меня направляют в “Шаарей Цедек”, прихожу в больницу, там снова посылают в раббанут, говорят: приходите завтра, послезавтра, и так хожу по кругу без толку. Поэтому прошу вас, пожалуйста, сделайте мне брит-милу. Я только вам верю, о вас в Москве самые лучшие отзывы были».
— Но как же я мог ему помочь, — вспоминает Я.Цацкис, — ведь у меня ничего не было, ни инструментов, ни помещения. Я рассказал об этой встрече одному известному раввину, с которым успел здесь познакомиться. Он говорит: «Составь мне список всего необходимого для операции и приглашай своего москвича, проведем обряд у нас дома». Через пару дней рав достал в больнице набор стерильных инструментов для оказания первой хирургической помощи, я позвал этого парня, и в квартире рава с его благословением мы сделали человеку очень важную для него мицву…
Интересно, что в Израиле в те годы, да и много позже, местные врачи обрезание для взрослых делали под общим наркозом. Яков Цацкис по существу первым в стране ввел в практику местную анестезию при удалении крайней плоти. Это намного безопасней и надежней. А главное, при этом человек, которому делают брит-милу, имеет возможность осознанно участвовать в осуществлении очень важной для еврея заповеди.
Доктор Цацкис четверть века проработал в иерусалимской больнице «Адасса эйн керем» врачом-урологом. И все эти годы параллельно со своей основной работой он помогал людям приобщаться к союзу с нашим праотцом Авраамом. Яков накопил громадный и в чем-то уникальный опыт проведения брит-милы для взрослых. Его знают, к нему обращаются люди, живущие не только в Израиле, но из многих стран мира — из Аргентины и Франции, Южной Африки и Белоруссии, США и России, Украины и Молдавии, Эстонии и Литвы. Немало случаев, когда человек, которому доктор Цацкис сделал когда-то брит-милу, приводил к Якову Израилевичу своего сына или младшего брата. В его послужном списке — обрезание 76-летнему человеку, на склоне лет вспомнившему о своем еврействе, и брит-мила 10-месячным, годовалым «пациентам».
Когда лет десять назад доктор Цацкис вышел на пенсию, у него появилось больше времени и возможностей заниматься бритом. А пару лет назад к нему за «наукой» пришел молодой раввин и моэль Аарон Кремер. Они разговорились и решили совместно создать амуту, которая помогала бы людям без излишних хлопот и мытарств получать необходимые услуги. Созданная таким образом организация «Брит Авот» была признана министерством здравоохранения Израиля и главным раввинатом и получила от них разрешение на проведение обряда.
— Рав Аарон Кремер и его сотрудники — несмотря на молодость, очень серьезные, ответственные люди и хорошие специалисты, — говорит доктор Цацкис. — Наша амута работает под контролем и в полном взаимодействии с раббанутом, который субсидирует проведение каждой брит-милы, так что для людей процедура эта обходится бесплатно. И что еще очень важно: справка, которую мы выдаем после проведения брита, — достоверное подтверждение еврейства.
У нас очень хорошие условия — прекрасная операционная здесь, в хирургическом центре «Мисгав ладах», с полным набором самого современного медицинского оборудования. Мы проводим ритуал в полном соответствии с требованиями иудаизма. Здесь и раввин-сандак, и «кресло Илиягу», и все необходимые благословения, и кидуш, и праздничная трапеза, короче, все, что требуется для брит-милы, я уж не говорю о медицинской стороне дела. Кроме того, наша организация предоставляет ряд дополнительных услуг. Вот, к примеру, Борис, он приехал к нам аж из Тверии. Амута оплатит ему проезд в оба конца. Некоторые просят помочь приобрести им тфилин, талит, необходимую религиозную литературу. Мы стараемся наилучшим образом выполнять просьбы людей, обратившихся к нам.
К разговору присоединяется рав Аарон Кремер:
— Наши сотрудники делают обряд брит-милы и младенцам по всей стране, и взрослым людям, которые приезжают к нам со всех концов Израиля — от Эйлата до Маалота. Кроме того, мы помогаем в подготовке и проведении обрядов бар-мицвы и бат-мицвы. И еще ни разу, слава Богу, не имели серьезных претензий от наших подопечных, а наоборот, только благодарности и благословения. Мы очень дорожим нашим авторитетом и, может быть, именно поэтому люди предпочитают обращаться за услугами именно к нам, в амуту «Брит Авот».
Встреча подходит к концу, и я прошу главного «героя» дня — Бориса И. — рассказать, как и что привело его сюда.
— Я приехал в Израиль из Самары десять лет назад, — говорит Борис. — Там, в России, было как-то не до того, потом здесь закрутился. Пока встал на ноги, тоже об этом не думал. Но вот год назад у меня родился сын — после двух дочерей. Мы ему на восьмой день сделали брит, все как положено. И тут я стал задумываться: скоро он подрастет, все узнает и спросит меня: как же так, папа, разве ты не еврей? И что я ему скажу? Как-то по радио услышал сообщение об амуте «Брит Авот», связался с Аароном, оформил все документы в раббануте, и вскоре получил приглашение. Я даже не думал, что все произойдет так быстро и четко. Спасибо доктору Цацкису, Аарону Кремеру и вообще всем сотрудникам «Брит Авот»! Теперь не стыдно будет посмотреть сыну в глаза…
Через несколько дней я позвонил в Тверию, узнать, как чувствует себя Борис.
— Все хорошо, барух а-Шем, спасибо, — услышал в трубке его бодрый голос.
С «Брит Авот» можно связаться по телефонам: телефон 02/5022814,
факс 02/5003443> www.britavot.com
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»