Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи! Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей,

И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе,

И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою!

Благословен Ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения!

Почему возвращение к Всевышнему связано с тремя именно этими просьбами?

К Отцу — возвратить. К Царю — приблизить, чтобы служить. А ещё — вернуть нас в раскаянии?

— Каждая из них касается своей, особой, грани в наших отношениях с Творцом. Отдаляясь от Б-га, еврей уподобляется троим:

  • зятю, пренебрегающему тестем;
  • работнику, сбегающему от хозяина;
  • и жене, оставляющей мужа.

Каждое из названных уподоблений соответствует определённому аспекту нашей связи со Всевышним.

В час дарования Торы, говорит Гемара[1], состоялась «свадьба» между общиной Израиля и Торой. Всевышний, отец невесты, «выдал» Тору, — любимую дочь, — «за» народ Израиля. Еврей, отвергнувший Тору, тем самым отвергает Всевышнего.

Всевышний — Властелин вселенной. Его приказы — заповеди, заключённые в Торе. Отбросив заповеди, еврей восстаёт против Хозяина мира.

Создатель заключил с народом Израиля союз любви. Цель Торы и заповедей не только и не столько сделать нас рабами Всевышнего или вручить нам Тору как Б-жественный документ. Главное назначение всего этого — прилепить нас к Нему.

Так любящий муж приближает к себе жену.

Нарушая заветы Б-га, мы разрываем «супружеский» союз. Идя против Торы, мы нарушаем брачный договор. Оставляя, не дай Б-г, еврейство, — изменяем любящему Супругу.

Раскаяние осуществляется этими же тремя путями. Мы возвращаемся к Б-гу через Его дочь — Тору. Выполняя заповеди, мы подчиняемся Его Воле, словно опомнившиеся рабы. И, наконец, просим вернуть нам Его расположение, как раскаявшаяся жена.

Три этих просьбы — три ниточки спасения, возвращающие к Нему.

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей.

השיבנו אבינו לתורתך

Отец наш, мы ушли от Торы Твоей! Ты вручил её нам, как родную дочь, а мы отдалились от неё. Пренебрегли святостью, забыв, что, теряя связь с нею, мы отказываемся от Тебя. Верни же нас к Торе, чтобы через её святость вернуться к Тебе!

И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе

וקרבנו מלכנו לעבודתך

В Торе написаны указания Царя своему народу. Помоги нам, Царь наш, принять Твою волю, чтобы снова служить Тебе!

И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою

והחזירנו בתשובה שלמה לפניך

Вернувшись к Торе и заповедям, мы окажемся способными предстать «лефонэхо» — «перед Ним». Гаон из Вильны говорит, что «предстоять перед Ним», то есть достичь уровня «лефонэхо», могут только праведники, каждое мгновение жизни которых связано со Всевышним.

Это же провозглашает царь Давид[2]:

«Всегда я представлял Всевышнего перед собою».

Про наших праотцев также написано[3]:

Ходили они «лефонехо», то есть перед Всевышним.

К этому же стремимся и мы. Подобное стремление к любимому описывается в «Шир а — ширим». Мы просим вернуться к состоянию, когда каждое мгновение мы видим Его перед собою.

Благословен ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения.

ברוך אתה ה", הרוצה בתשובה

Всевышний жаждет нашего раскаяния. Он помогает нам отыскать верный путь назад, к Нему. И пусть эта помощь не всегда ощутима, и порой даже кажется, что её нет вообще, — это не так. Любое наше духовное достижение было бы невозможно, не будь этой незримой постоянной поддержки.

Мы хотим возвратиться к Творцу. Что же мешает, почему так необходима Его помощь?

Мудрецы часто рисуют человека в образе всадника на лошади. Лошадь — материальные запросы человека, его гордыня и похоть. Всадник — это Б-жественная душа, любящая и стремящаяся к Творцу. Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи!

Так и душа наша кричит: «Спасите! От гордыни, дурных побуждений, засилья материального!»

С этим чувством молится человек, прося Всевышнего возвратить его на путь Торы!


[1] Таанит 21:2

[2] Теилим 16:8

[3] Берешит 48:15

Перевод Ривки Клейман, литературная обработка рава Александра Красильщикова


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.