Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Моё земное призвание — выявить пустоту во мне и вне меня и заполнить её»Раби Менахем-Мендл из Витебска
Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи! Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей,

И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе,

И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою!

Благословен Ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения!

Почему возвращение к Всевышнему связано с тремя именно этими просьбами?

К Отцу — возвратить. К Царю — приблизить, чтобы служить. А ещё — вернуть нас в раскаянии?

— Каждая из них касается своей, особой, грани в наших отношениях с Творцом. Отдаляясь от Б-га, еврей уподобляется троим:

  • зятю, пренебрегающему тестем;
  • работнику, сбегающему от хозяина;
  • и жене, оставляющей мужа.

Каждое из названных уподоблений соответствует определённому аспекту нашей связи со Всевышним.

В час дарования Торы, говорит Гемара[1], состоялась «свадьба» между общиной Израиля и Торой. Всевышний, отец невесты, «выдал» Тору, — любимую дочь, — «за» народ Израиля. Еврей, отвергнувший Тору, тем самым отвергает Всевышнего.

Всевышний — Властелин вселенной. Его приказы — заповеди, заключённые в Торе. Отбросив заповеди, еврей восстаёт против Хозяина мира.

Создатель заключил с народом Израиля союз любви. Цель Торы и заповедей не только и не столько сделать нас рабами Всевышнего или вручить нам Тору как Б-жественный документ. Главное назначение всего этого — прилепить нас к Нему.

Так любящий муж приближает к себе жену.

Нарушая заветы Б-га, мы разрываем «супружеский» союз. Идя против Торы, мы нарушаем брачный договор. Оставляя, не дай Б-г, еврейство, — изменяем любящему Супругу.

Раскаяние осуществляется этими же тремя путями. Мы возвращаемся к Б-гу через Его дочь — Тору. Выполняя заповеди, мы подчиняемся Его Воле, словно опомнившиеся рабы. И, наконец, просим вернуть нам Его расположение, как раскаявшаяся жена.

Три этих просьбы — три ниточки спасения, возвращающие к Нему.

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей.

השיבנו אבינו לתורתך

Отец наш, мы ушли от Торы Твоей! Ты вручил её нам, как родную дочь, а мы отдалились от неё. Пренебрегли святостью, забыв, что, теряя связь с нею, мы отказываемся от Тебя. Верни же нас к Торе, чтобы через её святость вернуться к Тебе!

И приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе

וקרבנו מלכנו לעבודתך

В Торе написаны указания Царя своему народу. Помоги нам, Царь наш, принять Твою волю, чтобы снова служить Тебе!

И верни нас к искреннему раскаянию перед Тобою

והחזירנו בתשובה שלמה לפניך

Вернувшись к Торе и заповедям, мы окажемся способными предстать «лефонэхо» — «перед Ним». Гаон из Вильны говорит, что «предстоять перед Ним», то есть достичь уровня «лефонэхо», могут только праведники, каждое мгновение жизни которых связано со Всевышним.

Это же провозглашает царь Давид[2]:

«Всегда я представлял Всевышнего перед собою».

Про наших праотцев также написано[3]:

Ходили они «лефонехо», то есть перед Всевышним.

К этому же стремимся и мы. Подобное стремление к любимому описывается в «Шир а — ширим». Мы просим вернуться к состоянию, когда каждое мгновение мы видим Его перед собою.

Благословен ты, Всевышний, желающий (нашего) возвращения.

ברוך אתה ה", הרוצה בתשובה

Всевышний жаждет нашего раскаяния. Он помогает нам отыскать верный путь назад, к Нему. И пусть эта помощь не всегда ощутима, и порой даже кажется, что её нет вообще, — это не так. Любое наше духовное достижение было бы невозможно, не будь этой незримой постоянной поддержки.

Мы хотим возвратиться к Творцу. Что же мешает, почему так необходима Его помощь?

Мудрецы часто рисуют человека в образе всадника на лошади. Лошадь — материальные запросы человека, его гордыня и похоть. Всадник — это Б-жественная душа, любящая и стремящаяся к Творцу. Когда конь сходит с ума, скачет без удержу, готовый броситься в пропасть, всадник кричит, взывает о помощи!

Так и душа наша кричит: «Спасите! От гордыни, дурных побуждений, засилья материального!»

С этим чувством молится человек, прося Всевышнего возвратить его на путь Торы!


[1] Таанит 21:2

[2] Теилим 16:8

[3] Берешит 48:15

Перевод Ривки Клейман, литературная обработка рава Александра Красильщикова


Никогда не отчаивайся

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Словами скрытые миры 1. Мир слова

Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»

Из книги «Словами скрытые миры»