Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Амида, Разум, Мудрость, Еврейская молитва, Давид Штайнойз
Ты даруешь человеку знание
И обучаешь человека пониманию!
Даруй же нам от Себя знание, понимание и разум.
Благословен Ты, Всевышний, дарующий знание!
Понятие «даас» — «знание» обсуждается в Гемаре неоднократно, но однозначного объяснения нет. В одном месте сказано[1], что отсутствие даас опускает человека на уровень животного. В другом говорится[2]: если есть даас — есть всё.
Так что же такое «даас»? Один из ришойним[3] дал исчерпывающее определение: «Даас — это информация, получаемая человеком от своей души». Надёжность такой информации несомненна. Даас — не логическое размышление, но умение различить добро и зло. Душа — единственный достоверный источник этого знания, ибо ей точно известно желание Творца. В ситуации, когда трудно понять, где правда, а где ложь, на помощь приходит интуиция. Интуиция же — не что иное, как продукт души. Чем крепче связь с душою, тем большим уровнем «даас» обладает человек. Мудрецы нередко заменяют[4] понятие «знать» (ладаас) словом «чувствовать». Даже проучившись долгие годы в школе и ешиве, можно, разумом признавая существование Творца, не чувствовать этого в себе. Ощутить Всевышнего — значит прикоснуться к душе.
Рассказывая, как Всевышний призвал еврея по имени Бецалель и возложил на него ответственность за строительство Мишкана — переносного Храма, Тора пишет[5]: «И наполнил его мудростью, разумением и знанием (даас)». Объясняет Раши[6], что даас — это руах акодеш — духовное прозрение. Не обязательно, чтобы обладатель руах а-кодеш умел подниматься, подобно Бааль Шем Тову, в Высшие миры. По утверждению Мудрецов, руах а-кодеш присущ каждому еврею. У некоторых это выражено так сильно, что позволяет видеть вещи поверх законов природы.
Руах а-кодеш — это контакт человека с душой, благодаря которому он получает знания. Не книжную информацию, не досужие мнения других людей, не факты, выведенные путём мыслительной оценки и логического анализа, но достоверные знания души. Знания, идущие непосредственно от Всевышнего. Явление это необычайное. Всевышний, словно невидимыми нитями, связан с душой, и наши чувства отражают желание Творца. Душа — камертон, настроенный на желание Б-га.
Эта связь — подарок. Более того, Всевышний создал реальность, называемую «общность Израиля», — одну общую душу всех евреев, и установил с ней связь. У всех людей в мире есть душа. Но тот уровень связи с душой, который мы называем руах а-кодеш, есть только у евреев. И только евреям дана в подарок возможность так близко и ясно чувствовать связь со Всевышним.
В вечернюю молитву исхода Субботы включён отрывок, провозглашающий отделение святого от будничного, Шабата от дней недели. Этот отрывок включён в благословение с просьбой о даас. Почему? Объясняет Гемара: «Если нет даас — нет и этого отделения». Чтобы почувствовать разницу между будничным и святым, требуется даас, то есть знание, хранимое в душе. Недаром, говорит Гемара[7], просьбы молитвы «Амида» начинаются с даас, так как без него отсутствует необходимое чувство, а значит, нет и самой молитвы.
Соприкоснувшись с душой, сверив с ней понятия добра и зла, человек должен это логически обосновать, сделать выводы и решить, как распределить отпущенное время, как воспитывать детей, какое из занятий предпочесть. То есть, осуществить интеллектуальную корректировку своей жизни. Такое логическое осмысление обозначается словом «бина» — «понимание».
Бывает, связка »даас» — «бина» работает в обратном направлении.
Человек, возвращающийся на путь Торы, начинает с осмысления удивительных фактов, выстраивает цепочки логических объяснений окружающего мира. Всё это соответствует уровню »бина». Однако, конечная цель — всё-таки «даас» — знание. То есть логика, в данном случае, — не более чем преддверие духовного осознания. Чтобы перейти от бина к даас нужно подняться над рациональным взглядом и связать чувства с Б-жественной душой. С этого момента человек больше не нуждается в философских обоснованиях существования Творца. Ему, человеку, не нужно будет более доискиваться разумом критериев добра и зла. Всё это будет ощутимо присутствовать в нём самом. Даас — это знание души, это шестое чувство, это совесть человека, и это — надёжнейший из путей отыскания истины.
Последнее из трёх упоминаемых в благословении понятий — аскель — разум. Другими словами — умение практически воплотить в жизнь сделанные выводы. Если бина — теоретическая подготовка, то аскель — конкретная программа осуществления. Таким образом, цепочка внутренних побуждений человека такова: источник — «даас» — ясное осознание желания Творца; затем — »бина» — теоретическое обоснование жизни по Торе; и, наконец, — »аскель» — практическое осуществление заповедей.
Ты даруешь человеку знание
אתה חונן לאדם דעת
«Даруешь» — «хойнен» — происходит от выражения матнат хинам, то есть «давать даром, незаслуженно». Всевышний вкладывает в нас знание не как награду, но как милосердный дар.
Человеческая сущность под названием «адам» — по мнению мудрецов[8] — наиболее возвышенная часть души человека, имеющая прямой доступ к Творцу
Знание — даас — тончайший слой духовного восприятия, исходящий непосредственно от Б-жественной души.
И обучаешь человека пониманию
ומלמד לאנוש בינה
Свойство человека — энош — причисляется Мудрецами[9] к более приземлённой части души, теснее связанной с материальными объектами этого мира, и потому не столь одухотворённой, как «адам».
Понимание — умение логически обосновать знание, полученное душою.
Даруй же нам от Тебя знания, понимание и разум
חננו מאתך דעה בינה והשקל
Мы просим Всевышнего не отрывать нас от себя, направить на правильный путь, чтобы не потеряться в этом мире и не прилепиться к рукотворным философиям и лживым мировоззрениям. Чтобы, получив от Него истинные знания (даас) и, сделав верные выводы (бина), мы бы смогли на практике поступать в соответствие с Его волей (аскель).
Благословен Ты, Всевышний, дарующий знание.
ברוך אתה ה” חונן הדעת
Всевышний слышит нашу просьбу и отвечает на неё, в каждое из мгновений нашей жизни: учит и направляет нас.
Что же должен испытывать человек, произнося слова этого благословения?
Любая просьба вызвана болью.
В первую очередь следует отыскать эту боль в себе, раскрыть её перед Всевышним и надеяться на Его помощь.
Ежедневно и ежечасно человек находится на распутье. Чтобы сделать правильный выбор, нужна помощь Свыше. Мы словно путники на развилке дорог. Горы и пустыни, овраги и ущелья. Куда идти? Надпись на указателе стёрта. Незнание дороги, мучительное сомнение стоящего перед выбором — вот боль, вызвавшая просьбу.
И помощь приходит. Нежданно-негаданно глаза открываются, местность оказывается знакомой, цель ясна, путь прост и силы есть. Всё это дал Всевышний.
Заботы, тревоги, сомнения. Как воспитать детей? Где найти средства? Как установить прочный мир в семье? Для всего этого нужны и даас — знание истинного блага, и бина — правильный выбор средств, и, наконец, аскель — умение осуществить на деле. Об этом мы кричим: «Хотим знания, жаждем понимания, желаем разума — нам нужен путь Творца».
«Благословен Всевышний, дарующий даас!». — В сущности, это именно то, что желает Творец. Дать нам Cебя понять. Он готов поднять любого из нас на такой уровень, которого достигали лишь великие. Хотим ли мы достичь этого уровня? Вот в чём вопрос. Считаем ли мы, что нуждаемся в помощи, с достаточным ли усердием ищем её, или думаем, что справимся сами? Ведь всё, что нужно, это захотеть и попросить. Ведь это так близко, это в душе нашей. Убрать бы только преграды и прикоснуться к ней!
[1] Тана Дэбей Элияу Раба
[2] Недарим 31:1
[3] Хасид Яавец на Пиркей Авот, 3:21, 5:23
[4] Эвен Эзра, Шмот, 20:1
[5] Шмот 31:3
[6] Шмот, Раши, 31:3
[7] Ерушалми, Брахот 5:2, приведено в Шульхан Арух, Орех Хаим, симан 115:61
[8] Мидраш Шохар Тов, Теилим, 9:16
[9] Там же
Перевод Ривки Клейман, литературная обработка рава Александра Красильщикова
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»