Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первая мировая война оставила Европу в прострации. Победители и побежденные жили в холоде, голоде, болезни и неуверенности.

Истощенное войной, революционное правительство России 3 марта 1918 года подписало невыгодное мирное соглашение с Германией в Брест-Литовске. По условиям договора, Россия потеряла 34% своего населения (среди них 3 500 000 евреев), 32% сельскохозяйственных угодий, половину промышленности и 90% угольных копей. Троцкий сказал: «Этот мир Россия, стиснув зубы, должна была принять».

Россия вернула эти территории через 25 лет, но большая часть еврейского населения Восточной Европы на этих землях была уничтожена. Даже после подписания договора Германия продолжала оккупировать значительные части России. Потом это внесло свой вклад в поражение Германии в мировой войне, поскольку ее солдаты были не на Западе, где отчаянно были нужны, и многих из них распропагандировали большевики, сделав бесполезными для кайзера и его генералов.

В марте 1918 года германская армия начала последнее большое наступление на западном фронте. Но в 1917 году в войне приняли участие США, и ввод Американского экспедиционного корпуса во Францию в 1918 году сделал победу Германии невозможной. Хотя немцы прорвались к Парижу, но лето 1918 года они потеряли. Население в Германии голодало, страдало от войны, было деморализовано и потеряло терпение.

Началась сильнейшая контратака союзников, осенью 1918 года кайзер отрекся от престола, новое правительство Германии35 подписало перемирие, которое положило конец войне. Германия была в неуправляемом хаосе, Россия — в кровопролитной гражданской войне, а Франция, Англия, Австрия и другие антагонисты, потеряв много крови, истощены. «Больше десяти миллионов мужчин и женщин были убиты во время войны. Больше шести миллионов ранены, остались инвалидами на всю жизнь. Странная победа, после 4 лет сражений, где победителем была только смерть. Возникла иллюзия, что это станет большим уроком для всего человечества».36

В начале века один из ведущих британских государственных деятелей сказал Теодору Герцлю: для возникновения еврейского государства в Палестине истории требовалось бы падение Османской, Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Герцль тоже считал, что реального шанса на это нет. Но первая мировая война разрушила все эти империи и изменила мир совершенно непредсказуемым образом. Древние и постоянные правители Европы и мира были сметены. Еврейский мир столкнулся с новой реальностью.


34 Там же, стр. 99. И стр. 153: православные священники «(молились) богу, чтобы спас нас от еврейской мести».

35 В правительстве были и евреи, это дало позднее возможность Гитлеру лгать, что евреи продали Германию в мировой войне.

36 Маршалл, стр. 398,399.

После конфликта — Новые страны, старые проблемы

Первая мировая война оставила Европу в прострации. Победители и побежденные жили в холоде, голоде, болезни1 и неуверенности. Германская армия была так истощена, что не могла даже сразу вернуться домой. Победившие союзники посылали в Германию тысячи оккупационных солдат. Их присутствие должно было сделать неожиданное2 поражение более ощутимой. «Короткая победоносная война» обернулась бесконечным кошмаром, но многие германцы думали не о мире, а о мести. Образ и карта новой Европы решались на мирных переговорах в Версале (Франция).

Конференция началась 18 января 1919 года, на ней присутствовали крупнейшие политики того времени. Вудро Вильсон, американский президент, приехал, чтобы увидеть, как претворятся его идеалы о самоопределении, защите меньшинств и открытости. Хотя большинство участников поддакивали его альтруистическим планам, никто из них не собирался ради них жертвовать национальными интересами и амбициями. Поэтому Версальский договор оказался продуктом мести, жадности, циничной политической игры, секретных соглашений и нечестной торговли между победителями за счет побежденных. Этот мстительный договор с нереалистическими фиктивными границами новой Европы гарантировал развязывание новой войны через двадцать лет. Вильсона, у которого была возможность спасти положение, обошли Ллойд Джордж из Англии, Клемансо из Франции и Орландо из Италии. Он уехал домой больной и разбитый.

В результате войны договор в Версале создал девять новых государств: Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву и Польшу (отрезанные от русской и частично германской территории), а из расформированной Австро-Венгрии возникли Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия. Значительные территориальные изменения произвели и с Румынией, Грецией и Турцией. Франция забрала назад у Германии Эльзас и Лотарингию. А колонии Германии и Османской империи поделили между Францией и главным образом Англией.

Проповедуемый идеал самоопределения разжег воображение европейских меньшинств, в том числе новых стран, представлявших собой, в основном, конгломераты разных этнических групп, многие из которых находились в антагонизме. По иронии, ряд новых стран, хотя и относительно слабых в военном и экономическом отношении, тут же столкнулся с целым спектром проблем меньшинств, фрагментацией и даже гражданской войной. За исключением Финляндии и Эстонии, во всех них было значительное еврейское население. Этот передел и беспорядок еще усугубили распад еврейских общин, смертельно ослабленных предшествующей мировой войной.


1 Страшная пандемия «испанки» — гриппа в 1919-1923 годах пронеслась тогда по всему миру, приведя к гибели сотен тысяч, если не миллионов людей.

2 Еще летом 1918 года германский генерал Стафф и народ были уверены в своей хотя бы частичной победе или, самое худшее, отступлении.

Еврейский легион

В 1917 году английский военный кабинет утвердил формирование еврейского легиона, составленного из добровольцев ишува в Палестине, чтобы сражаться за дело союзников. Этот план сначала защищал Владимир Жаботинский,19 русский еврей, основатель партии ревизионистов-сионистов, как альтернативу политическому сионизму Герцля и Вейцмана. Он ввел в сионизм новый элемент национальной воинственности, что нашло отзвук в сердцах многих евреев, уставших от пассивного принятия своей несчастной доли. Участие в отдельной боевой единице вместо бывшей разрозненности по разным частям в армиях тех стран, где они проживали, зажгло воображение евреев и стало поворотным пунктом в их отношении к будущему. Ружье стало не только реальной, но и предпочтительной возможностью для многих сионистов.

Служба в легионе воспитала офицеров для последующих еврейских отрядов милиции в Палестине. Но насилие, порожденное первой мировой войной, проникло во внутреннюю еврейскую жизнь. С тех пор историю развития еврейского ишува в Палестине сопровождали вооруженные отряды, акты насилия и постоянная необходимость оборонной бдительности.


19 1880-1940. Выдающийся журналист, литератор и политический деятель, создатель отрядов еврейской самообороны.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.