Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не справляется со своим гневом — не справится и с людьми»Раби Шломо Ибн-Габироль

Великий рабби Моше Зеев Вольф, широко прославившийся своим выдающимся умом и познаниями в Торе, был одним из претендентов на пост раввина в городе Белостоке. Двое из наиболее влиятельных парнасов (деятелей общины) — р. Зимель Эпштейн и р. Коппель Гальперин — приложили немалые усилия и использовали всю силу своего влияния, чтобы р. Моше утвердили на этой должности. Эти двое были компаньонами, государственными подрядчиками по строительству шоссе и железных дорог, и очень богатыми людьми. Кроме этого, они были видными филантропами и много занимались благотворительностью и поддержанием всего, что связано с Торой и еврейской жизнью — микв, синагог и ешив. Их доля в процветании всех еврейских заведений была очень велика. При всей своей занятости, они регулярно учили Тору. Все это вызывало у жителей города огромное уважение к ним.

Однажды между партнерами возникла тяжба, связанная с бизнесом и финансами, и они решили обратиться к раввину — р. Моше — для того, чтобы он их рассудил согласно закону Торы. Перед этим каждый из них тщательно изучил разделы Шулхан Аруха, связанные с финансами и судопроизводством, чтобы как можно убедительнее обосновать свою правоту перед раввином.

Когда два парнаса появились в прихожей раввинского суда, перепуганный служка тут же бросился к раву докладывать об их прибытии. Раввин спокойно выслушал его и послал спросить у них, с какой целью они пришли — по делам общины или судиться между собой. Когда служка вернулся и сообщил, что они пришли судиться, рав так же спокойно приказал передать им, чтобы подождали в очереди вместе со всеми судящимися.

Когда же они наконец зашли в зал суда, раввин опустил свой талит на глаза, и так, не глядя на посетителей, не поприветствовав их и не пригласив сесть, перешел сразу к делу. «Зимель и Коппель, — спросил он, — кто из вас истец? Он должен первым изложить свои претензии к ответчику». Парнасы, привыкшие, что все вокруг обращаются к ним не иначе как с почтительным титулом «рабби», почувствовали себя глубоко уязвленными такой бесцеремонностью…

Когда же они наконец зашли в зал суда, раввин опустил свой талит на глаза, и так, не глядя на посетителей, не поприветствовав их и не пригласив сесть, перешел сразу к делу. «Зимель и Коппель, — спросил он, — кто из вас истец? Он должен первым изложить свои претензии к ответчику». Парнасы, привыкшие, что все вокруг обращаются к ним не иначе как с почтительным титулом «рабби», почувствовали себя глубоко уязвленными такой бесцеремонностью…

Обычно рав всегда приветствовал их и обращался к ним с большим уважением. От обиды они чуть не забыли, из-за чего пришли судиться. Р. Зимель, истец, говорил первым, но все красивые доказательства, выученные им вчера вечером, вылетели у него из головы, и он изложил суть дела сухо и лаконично. Когда он закончил свою речь, рав обратился к ответчику: «Теперь ты, Коппель, приведи свои возражения на претензии Зимеля». Р. Коппель говорил так же кратко и исключительно по делу. После этого рав приказал им выйти из зала и подождать за дверью, пока судьи будут совещаться. После совещания рав снова позвал судящихся в зал и объявил о решении суда. И затем, как полагается по закону, спросил, принимают ли они приговор суда и готовы ли выполнять его решения. Оба ответили утвердительно.

И тут раввин открыл свое лицо, протянул руку навстречу посетителям и тепло приветствовал их: «Шалом алейхем, р. Зимель, шалом алейхем, р. Коппель, добро пожаловать!». И приказал служке принести угощение для гостей. Те, изумленные, спросили: «Рабби, минуту назад мы были Зимель и Коппель, а теперь вдруг стали р. Зимель и р. Коппель? И почему Вы не поприветствовали нас, как только мы вошли сюда?». Раввин ответил: «Ведь написано в Мишне (Авот, 1:8): “Когда будут судящиеся стоять перед тобой, пусть будут в твоих глазах подобны преступникам”. А у пророка сказано (Йешаяу, 48:22): “Нет мира (шалом), сказал Ашем злодеям”. Но когда вы приняли приговор суда, вы снова стали праведными и честными, и достойными всех благословений, что есть в Торе».

Когда парнасы прощались с рабби, они хотели оплатить судебные издержки, как принято, но он отказался: «Слава Б-гу, община обеспечивает меня всем необходимым, а излишества мне не нужны».

Таков путь праведников: вершить суд не лицеприятствуя, как сказано в Мишлей (24:23): «Лицеприятствовать в суде — нехорошо». И написано в Торе: «Не лицеприятствуй в суде, ибо суд — Б-гу».

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

Уровень человека 15. Оттачивание характера. Глава 1

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»