Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
После того, как ткань соткана, из нее делают одежду, сшивая вместе отдельные ее куски. Тот, кто в шабат сшивает прочно, нарушает запрет Торы. Что называется прочным шитьем? Когда делают два стежка и завязывают на нитке узел, чтобы стежки не распустились. И не имеет значения, завязали ли два узла на разных концах или одним узлом связали оба конца. Также считается прочным шитьем, когда делают три стежка, даже если при этом не завязывают узлов. Однако за два стежка без закрепления нити узлами не предусмотрено наказание из Торы, так как шитье получается непрочным, но все же это запрещено мудрецами. Что называется двумя стежками? Когда иглой протыкают материю дважды, это два стежка, а когда трижды — три стежка.
Производным от шитья является склеивание двух кусков чего-либо вместе, например бумаги, кожи и т.д..
Не только производя новое шитье можно прийти к нарушению закона Торы, но и подтягивая нить в уже сшитой одежде. Например, если нить шва ослабла и концы одежды разошлись, даже чуть-чуть, запрещается подтянуть нить, чтобы соединить части одежды. Поэтому, когда отпоролась кайма, необходимо проявлять осторожность, чтобы не подтянуть ослабшую нить, ибо это тоже будет совершением мелахи шитья. Таков же закон и относительно пуговицы, которая повисла на ослабшей нити. И в этом случае запрещено подтягивать нить, чтобы притянуть пуговицу к одежде.
Запрет Торы не относится к нити, которую постоянно затягивают или ослабляют. Например, стягивание нити на воротнике или на манжете не является шитьем. Таков закон Торы. Однако, чтобы такое действие было разрешено и мудрецами, необходимо, чтобы отверстия, через которые проходит нить, были достаточно широкими; в противном случае это запрещено мудрецами из опасения сходства с шитьем. (И очевидно, что этот запрет относится только к нитке, но не к шнурку).
О том, разрешается ли использовать в шабат английскую булавку, есть различные мнения: одни разрешают, другие устро-жают. Все это в случае, когда булавку втыкают в ткань дважды. Если же она втыкается только в одном месте, никакого запрета нет, так же, как нет его и тогда, когда делают один стежок ниткой. Довольно сложно решить этот вопрос в пользу того или иного мнения, во всяком случае, тому, кто хочет облегчить, есть на кого положиться. Но при этом следует руководствоваться следующими правилами.
Нельзя использовать английскую булавку в таком месте, где в другое время мы стали бы сшивать нитью, например вместо шва, так как фактически это является сшиванием. Ведь мы нигде не видели разделения, какой именно нитью производится пошив. Однако если булавка нужна нам для того, чтобы соединить два части одежды на небольшой срок, и мы в любой момент можем открыть булавку и разъединить части — то можно сказать, что булавка используется здесь как пуговица, крючок и т.п., и это не является шитьем.
Как определить, что называется шитьем, а что использованием булавки в качестве пуговицы? Если булавка находится на месте долгое время и ее не собираются вынимать, то, разумеется, она не выполняет функцию пуговицы. Или если булавку используют только из-за шабата, а в другой день это место просто сшили бы ниткой, это фактически сшивание, и нет разницы, чем сшивать, ниткой хлопчатобумажной, синтетической или железной. Поэтому, если на одежде разошлись складки, нельзя скрепить их с помощью булавки, поскольку такое скрепление рассчитано на долгое время и является сшиванием. Или же, когда в шабат порвалась одежда, запрещено соединять две части булавкой, втыкая два или более раз; однако один раз можно, так как в будний день наверняка это место зашили бы.
Если одежда не порвана, но мы хотим на какое-то время соединить булавкой два конца, а потом открыть ее и разделить концы, то булавка используется в качестве пуговицы, что разрешено. Поэтому одежду, открытую на вороте, можно скрепить английской булавкой, и это не будет считаться шитьем, поскольку, чтобы снять такую одежду, нужно каждый раз расстёгивать булавку. Разрешено прикалывать булавкой различные украшения, так как мы этим не делаем украшение частью одежды. Тот же закон относится к скреплению детских подгузников, поскольку мы готовы раскрыть их в любой момент и мы также не хотим соединять края подгузников вместе.
По мнению тех, кто разрешает пользоваться в шабат английской булавкой, и в тех местах, где они это разрешают, не имеет значения, втыкается ли она в ткань один или более раз, так как в любом случае они не считают такое использование булавки шитьем.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»