Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава
Американские евреи сразу же начали отказываться от своих традиций в пользу идеалов социализма или облегченной версии иудаизма, без кашрута, шаббата и молитв на иврите

Пертурбации начала двадцатого века были уделом и американского еврейства. Многие еврейские революционеры, когда потерпело поражение восстание против царя в 1905 году, бежали в Америку.1 Они перенесли туда семена зачаточного еврейского социализма из России и сделали его важной образующей силой жизни американских евреев. Газета Джуиш дэйли форвард, которую издавал на идиш Авраам Каган (1860-1951), стала очень популярной и влиятельной и выходила многие годы. Она была социалистической, антирелигиозной и вначале антисионистской, но время и обстоятельства изменили ее последний элемент. Фактически, большая часть еврейской культуры в Америке — театр на идиш, изобразительное искусство, танцы и литература — все было с левацким уклоном и целями.

Еврейские социалисты «приветствовали крушение еврейского мировоззрения. Выступали за разнообразие мнений и плюрализм тенденций в еврейской жизни после завершения религиозной гегемонии. Но при этом им были противны все попытки дальнейшей ассимиляции в нееврейском мире. Они хотели оставаться евреями — неверующими, радикальными, модерными — но евреями».2

Этим они повторяли цели своих собратьев из второй алии. Но в Америке достижение этой цели — быть евреями без веры — оказалось невозможным. А в Стране Израиля по разным причинам, например, из-за возникновения государства и постоянной войны, результаты попытки «быть просто евреями» были успешнее. Провал еврейского социализма был обусловлен тем, что оказалось невозможным воплотить его обещание о «новом обществе, где все люди будут жить свободно, полностью удовлетворяя свои потребности».3

Несмотря на выраженную антипатию к иудаизму, еврейский социализм в Стране Израиля поддерживали евреи, по большей части, традиционные, если и не все соблюдающие, которые хотели оставаться евреями. Этому способствовало то, что они не жили в среде доминирующей нееврейской культуры, в которой могли ассимилироваться. Поэтому, несмотря на незнание даже основ иудаизма, дети и внуки второй алии часто незаметно для себя оставались еврейскими. Этот феномен ослаб в еледующих поколениях, когда Государство Израиль стало думать, что делать с отчуждением внуков основателей государства. Верно, «еврейский социализм и сионизм изменили еврейскую жизнь, создали новый тип человека: воинственного, мирского, энергичного и стремящегося разделить будущее индустриального общества со всем миром».1 Но Гитлер, Сталин и Арафат снова и снова испытывали эффективность этой новой позиции и нового типа еврея.


1 Среди них были Давид Дубинский и Сидней Хиллман, идеалисты и социалисты, которые создавали американские профсоюзы.

2 Irving Howe, World of Our Fathers, NY, 1976, p. 293.

3 Там же, 323.

Реформистское движение

Кроме революционных левых сил, которые внутри еврейского народа действовали против него, в нем развивались и другие движения, особенно в США.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века в Америке доминировал реформистский иудаизм, если не по числу приверженцев, то по организованности и влиянию. Реформа, которая стремилась ассимилировать евреев в американское общество быстро и полностью, нашла в США благоприятный климат. Теория «плавильного котла» для ассимиляции всех иммигрантов и этнических групп была тогда в большом фаворе. Хотя религиозная свобода и толерантность были характерны для американской мысли, но практически для продвижения надо было идти в ногу с англосаксонскими, протестантскими нормами и жизненным укладом. Поэтому цели Реформы ассимиляция и отказ от еврейской идентификации — соответствовали целям социальных и экономических лидеров американского общества того времени. Первый успех Реформы в Америке естественно проистекал из этого негласного альянса.

Главной движущей силой в организации и оформлении американского реформированного иудаизма был вначале Исаак Майер Вайз (1819-1900). Он родился в Чехии, получил образование в раввинской семинарии в Праге1 и приехал в США в 1846 году. Вайз занимал несколько важных постов и приобрел известность и репутацию крайнего реформатора.

Он ввел в синагоге (нарушая вековую традицию) смешанный (мужской и женский) хор и общие скамьи, включил женщин в счет миньяна (десяти евреев, необходимых для чтения свитка Торы и Кадиша). Он модернизировал молитвенник и опубликовал его на английском языке, практически опустив все молитвы на иврите. Отменил многие основополагающие ритуалы иудаизма, такие как кашрут, религиозный развод (гет) и соблюдение субботы.2 И создал газету Исраэлит, которая стала рупором американского еврейства.

В 1875 году Вайз основал и возглавил Хибру юнион колледж в Цинциннати, штат Огайо, который остается основной семинарией реформированного иудаизма. В 1889 году он создал раввинскую ветвь Реформы — Центральную конференцию американских раввинов — и стал ее президентом. Плодовитый писатель, лектор и гениальный организатор, в 1873 году он объединил реформистские американские синагоги (темплы) всей страны в Американский союз еврейских конгрегаций.

К началу 20 века реформированное еврейство Америки было мощным, организованным, единым, с прочной инфраструктурой и ясными целями. Оно хорошо финансировалось и имело подход к самым влиятельным евреям Америки, которые почти всегда были не соблюдающими и ассимилированными, поэтому их привлекало реформистское отрицание основ Торы и иудаизма. По контрасту, ортодоксия в ашкеназском варианте прибыла в Америку на полвека позже Реформы, была разделена и дезорганизована3, слабо финансировалась и страдала от комплекса неполноценности, сталкиваясь с новой реальностью американской жизни. Поэтому неудивительно, что реформизм в Америке считал себя волной будущего, в котором традиционным формам нет места.

Реформизм официально объявил о разрыве с иудаизмом прошлого на конференции раввинов в Питтсбурге в 1885 году. Среди прочего, в его кредо, называемом Питтсбургской платформой, было сказано:

Мы считаем, что все Моисеевы и раввинские законы — типа диеты, чистоты священников, одежды устарели и полностью чужды нашему нынешнему ментальному и духовному состоянию… их соблюдение в наши дни может только помешать современному духовному подъему.

Мы больше не считаем себя народом, а религиозной общиной, поэтому никогда не собираемся возвращаться в Палестину, приносить жертвы под руководством потомков Аарона и восстанавливать какиелибо законы, касающиеся еврейского государства.1

Эта конференция также утвердила воскресные службы вместо субботних молитв «в местах, где в них есть необходимость». И наконец, отменила требование об обрезании для тех, кто переходит в иудаизм. Так Реформа переопределила свою роль и извратила уроки еврейской истории для множества своих последователей в Америке.


1 Получил звание раввина от рава Соломона Рапопорта, известного ученого раввина и маскиля, бывшего раввином Праги в середине девятнадцатого века.

2 И все это в 1850 году!

3 Ортодоксальное еврейство никогда не любило организации и союзы.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя

Читайте: полный обзор темы Америка и евреи


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?