Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Очень многие люди любят фрукты и ягоды. Одна беда — жучки, муравьи и червячки также не прочь ими полакомиться.

Тора запрещает евреям есть насекомых. Но, как известно, они почти всегда находятся в ягодах и фруктах. По этой причине просто необходимо проверять подобную пищу на наличие насекомых. Однако может случиться всякое.

Например, дети очистили яблоки и перемололи их в комбайне. После этого в отходах обнаружили кусочки червяка, который, скорее всего, был протерт вместе с яблоками. Или же хозяйка перемолола ягоды с сахаром, только после этого вспомнив, что не проверила их на наличие жучков. В этой статье я постараюсь объяснить, можно ли есть то, что было приготовлено таким образом. А, кроме того, ответить на вопрос, разрешено ли изначально полагаться на последующую обработку (измельчение) фруктов и ягод и не уделять проверке на наличие насекомых должного внимания. Общее правило таково: когда в еду попадает что-либо некошерное, она сохраняет статус разрешенной, если количество кошерных компонентов в составе блюда было в 60 раз больше, чем запрещенных. Но если есть причина предполагать, что червяк, попавший в приготовленную еду, все еще цел, то, несмотря на то, что занимаемый им объем в 60 раз меньше, чем объем всех остальных компонентов, мудрецы запретили есть такое блюдо. Однако в нашем случае нет смысла опасаться этого, поскольку червяк был размолот вместе с яблоками. А вот можно ли изначально положиться на то, что пищу перетрут, и ее объем будет больше, чем объем червяка в 60 раз — об этом нужно говорить более подробно.

Начнем со слов «Шулхан Аруха» («Йоре Деа», глава 99, параграф 5): «Запрещено преднамеренно отменять не-кошерность еды, размешав ее внутри кошерной так, что в готовом блюде будет содержаться меньше 60 частей некошерной пищи по отношению к кошерной». По мнению Рашбы и Рана, которых приводит «Бейт Йосеф» (там же), Тора разрешила это делать, но мудрецы «создали ограду» и запретили. Что привело мудрецов к такому решению? Раби Мордехай Яфе1 пишет так («Левуш Малхут», раздел «Орах Хаим», глава 626, комментарий 2): «Если есть возможность снять запрет с некошерной еды, например, размешав ее в 60 долях разрешенной пищи, то этот запрет может стать незначительным в глазах людей, и они позволят себе есть некошерную пищу, [даже] не отменив предварительно запрета». Однако раби Йеу-да Лейбуш Ландау («Яд Йеуда», «Йоре Деа», глава 99, комментарий 14) объясняет иначе. Он говорит: «Поскольку нужно разбавить некошерный компонент в соответствующем его объему соотношении с кошерными продуктами, очень просто ошибиться и не добавить [столько, сколько нужно]».

Раавад спорит с Рашбой и Раном. Он считает, что снимать с пищи статус запрещенной с помощью разбавления ее в 60 частях разрешенной запрещено Торой. «Быть не может, — пишет Раавад, — чтобы Тора разрешила искусственно отменять запрет, ведь если это так, то у нас просто не останется запретов. Любую запрещенную еду можно будет съесть, разбавив ее в разрешенной один к шестидесяти». Раби Шимон Софер («Хатам Софер», «Хошен Миш-пат», вопрос 22) пишет, что спор между Рашбой и Раном с одной стороны и Раавадом с другой относится только к случаю, когда мы смешиваем две жидкости, и в результате образуется новая однородная жидкость, в которой кошерного компонента содержится в 60 раз больше, чем некошерного. По мнению Рашбы, Тора изначально разрешает отменять данным способом запрет на употребление продукта в пищу, поскольку при смешении в нужной пропорции запрет считается исчезнувшим полностью. Но когда перед нами два сухих продукта, запрет обязательно остается, и лишь статус продукта изменяется — он становится разрешен ным. И поэтому даже Рашба согласится, что отменить запрет на некошерный сухой продукт нельзя согласно Торе, а иначе непонятны слова Торы о том, что падаль надо бросить собаке. Ведь Тора не повелела бы нам отдавать животному дорогой продукт2, если бы было можно спасти его для еды с помощью «размешивания» в 60 таких же кусках кошерного мяса.

Постановление Шаха соответствует мнению Раш-ба, т.е. он относит эту ситуацию к запретам мудрецов. (Шах, раздел «Йоре Деа», глава 99, комментарий 7.) Таким образом, запрещено варить кусочек некошерного мяса в овощном супе в соотношении один к шестидесяти, несмотря на то, что в результате такой варки мясо не сделает остальной суп некошерным. Также нам будет запрещено перетирать малину с целью перетереть жучков, которые находятся в ягодах, то же самое с червивыми яблоками, даже если малины или яблок в 60 раз больше, чем муравьев или червячков.

Перейдем к следующему вопросу. Если мы не бросали запрещенный продукт в приготовляемую пищу, а он упал туда случайно, и количество еды не превышало его объем в 60 раз, что делать? Если этот некошерный продукт запрещен Торой, как, например, кусок некошерного мяса, упавший в наш кошерный суп, то по всем мнениям нельзя добавлять в суп кошерные продукты, чтобы довести соотношение до одного к шестидесяти. Однако если продукт запрещен мудрецами, как, например, кошерный кусок мяса, сваренный неевреем (запрет «бишуль акум»), и упавший в кошерный суп, то здесь возникает спор между «Шулхан Арухом» и Рамо. Согласно постановлению «Шулхан Аруха», можно добавить в это блюдо такое количество разрешенных ингредиентов, чтобы их общий объем был в 60 раз больше, чем объем куска мяса, сваренный неевреем. Однако Рамо запрещает даже в этом случае.

Как поступить, если еврей все-таки сделал это? Ответ таков: тот, кто не знал, что это делать запрещено, или не знал, что продукт некошерный, и поместил его «внутри» кошерного так, что соотношение некошерного и кошерного продуктов составило один к шестидесяти, может есть это блюдо. Если человек знал, что это делать запрещено, но все же сделал это, то ему, его домочадцам, а также тому, для кого он приготовил еду, мудрецы запретили есть это блюдo. Несмотря на то, что фактически здесь нет запрещенной еды, мудрецы оштрафовали такого человека. Ему также запрещено продавать это блюдо. Однако можно отдать его третьему лицу, для которого эта еда не готовилась. Можно также продать его нееврею. Поэтому если вы не знали, что нельзя не обращать внимания на червячков, перемалывая ягоды или растирая яблоки, то вам можно есть такое фруктово-ягодное пюре. Но только сейчас, на первый раз.

Еще один вопрос:

— Как поступать, когда мы сомневаемся, есть внутри фрукта червяк или нет? Нужно отметить, что речь идет о ситуации, когда мы сделали необходимую проверку, иначе мы попадаем в закон о тех, кто знает, что есть большая вероятность присутствия жучков и преднамеренно пытается аннулировать их в этом блюде. Итак, речь идет о тех, у кого осталось сомнение в чистоте продукта даже после проверки, и мы не исключаем возможности, что в большом количестве ягод все еще находится какой-нибудь жучок. Так обычно и происходит, когда вы собираетесь заготавливать их на зиму. Или же есть подозрение, что жучок упал в вязкую жидкость, такую как варенье, но невозможно это проверить. Можно ли перемолоть эти ягоды, чтобы не оставалось ни доли сомнения в кошерности нашего продукта, так как после помола жучки будут аннулированы?

Тут мнения законодателей разделились. Раби Йо-сеф Теумим («Йоре Деа», глава 99, «При Мегадим», «Сифтей даат» комментарий 7) пишет, что запрет аннулировать некошерный ингредиент является запретом мудрецов. В данном случае, поскольку мы сомневаемся, есть ли здесь вообще эти запрещенные ингредиенты, могли бы сказать, что это «софек де-рабанан» (сомнение в отношении ситуации, попадающей под постановление мудрецов). А у нас есть важное правило: если мы сомневаемся, есть ли здесь запрет мудрецов, можно облегчить. Однако, пишет «При Мегадим», все же есть причина устрожить и отменить аннулирование, даже когда мы сомневаемся, наличествует ли здесь вообще запрет. Мы помним, что согласно книге «Левуш Малхут» мудрецы опасались разрешать разбавлять некошерный продукт, чтобы, в конце концов, не ели его неразбавленным. А по «Яд Йеу-да» мудрецы запретили из-за того, что очень легко ошибиться в расчете объема и не замешать в запрет необходимое для аннулирования количество разрешенного. Обе эти причины присутствуют и в ситуации, когда мы сомневаемся, остались ли в ягодах еще жучки. Однако раби Шабтай а-Коэн («Йоре Деа», глава 114, Шах, комментарий 21) пишет, что в данной ситуации можно облегчить, как велит нам вышеприведенное правило. Поэтому сегодня принято, что перемолоть эти ягоды разрешено.

До этого мы рассматривали только запрет смешивать некошерную еду с кошерной, с целью отменить некошерность части продуктов. Однако если вы смешиваете продукты без намерения отменить некошерность части из них, несмотря на то, что это происходит, тут нет никакого запрета! Раби Йосеф Каро приводит следующий пример («Шул-хан Арух», «Йоре Деа», глава 84, параграф 13): «Вам надо растопить мед, чтобы он стал жидким, и его можно было бы процедить через сито. В банке с медом вы видите муравьев. Хотя при варке муравьи придадут привкус меду, и этот привкус уничтожится в меду, которого больше в шестьдесят раз, разрешено растопить мед вместе с муравьями. Это можно сделать, поскольку ваша цель — сделать мед жидким, ведь иначе невозможно будет процедить его (и очистить от частичек воска и других примесей), а не для того, чтобы аннулировать муравьев внутри меда».

Но здесь есть два условия:

Если нет другого способа добиться той же цели. То есть невозможно процедить мед, предварительно не растопив его («Шулхан Арух», там же, а также «При Мегадим» «Мишбецот Заав», комментарий 18).

Если некошерная еда уже попала в кошерную, потому что добавлять ее туда своими руками нельзя. Респонсы Нода бе-Йеуда «Тиньяна», вопрос 56).

Такой подход открывает совершенно новые возможности. Если у нас есть ягоды, и мы хотим растереть их с сахаром, то нужно промыть их настолько тщательно, насколько это возможно, и замочить в воде, чтобы всплыли жучки. После этого, несмотря на большую вероятность того, что насекомые все-таки остались, можно спокойно молоть ягоды с помощью блендера. Ведь все это мы делаем не для того, чтобы «закошерить» жучков, а для того, чтобы есть блинчики с брусникой, растертой в сахаре. Или же нам надо приготовить фруктовое пюре к приходу гостей. Мы проверяем яблоки и не находим там червячка. Значит, даже несмотря на наше опасение, что он там может находиться (ведь мы нашли части червячка в очистках), нам разрешено перемолоть фрукты блендером.

Законодатели очень часто используют выученный нами закон. Особенно для того, чтобы поставить экшер на продукты, выпускаемые современными фабриками.

С разрешения журнала «Мир Торы»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.