Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что над тобой, — глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются»Пиркей Авот 2, 1
Общность состоит из отдельных людей. Если человек удостоил заслугой многих, заслуги многих связываются с ним, а если он вводит в грех многих — грех многих связывается с ним

5:22 Всякий, в ком есть эти три свойства, принадлежит к ученикам нашего праотца Авраама; а тот, в ком есть противоположные три свойства, принадлежит к ученикам злодея Билама. Добрый глаз и приниженный дух, и нетребовательная душа — ученики нашего праотца Авраама. Дурной глаз и гордый дух, и жадная душа — ученики злодея Билама. В чем различие между учениками нашего праотца Авраама и злодея Билама? Ученики нашего праотца Авраама вкушают (блага) этого мира и обретают удел в Будущем мире, согласно сказанному (Мишлей 8:21): «Чтобы дать в удел любящим Меня то, что существует, и сокровищницы их наполнить». Но ученики злодея Билама наследуют Геином и спускаются в преисподнюю, согласно сказанному (Теилим 55:24): «А Ты, Б-же, низвергнешь их в преисподнюю, людей кровожадных и лживых, не доживут они до половины своих дней; я же буду полагаться на Тебя».

Здесь следует задать вот какой вопрос. Когда мишна говорит о том, что ученик нашего праотца Авраама обладает тремя свойствами, зачем мишна говорит, что их именно три? И вот еще что вызывает недоумение: разве у нашего праотца Авраама было именно три свойства? У него же было гораздо больше похвальных черт характера: он был милосердным, например! Почему же обладания этими тремя свойствами достаточно, чтобы считаться учеником Авраама? И то же самое относительно Билама: разве не было у него других дурных черт? И еще один вопрос вызывает то, что мишна ищет различия между учениками нашего праотца Авраама и злодея Билама. Но разве мы и так не знаем, что ученики Авраама наследуют Ган-Эден, а ученики злодея Билама — Геином?! И еще вопрос: разве не было (в истории) бóльших злодеев, чем Билам? Почему мишна в качестве примера обладателя дурных черт выбирает именно этого злодея?

В первую очередь тебе нужно узнать, в чем суть нашего праотца Авраама и в чем суть Билама. Тебе следует знать, что Авраам стал началом народа Израиля. И как Авраам явился родоначальником народа Израиля, так и Билам стал родоначальником всех прочих народов, поскольку был их пророком. И поскольку главе и началу подобает наивысшая ступень, ибо глава превыше всего, мы обнаруживаем два свойства, которыми Авраам и Билам обладали в равной степени. Об Аврааме сказано (Берешит 22): «И взнуздал своего осла», — а о Биламе (Бемидбар 22): «И взнуздал свою ослицу». Об Аврааме сказано (там же): «…и двое юношей вместе с ним», — и о Биламе (там же): «…двое юношей вместе с ним». Объяснение этому следующее. Аврааму подобало величие, поскольку он стал главой и отцом множества народов (Берешит 17:5), поэтому о нем сказано, что он ехал верхом на осле.

(Осел же, как известно, символизирует материальность) поэтому Писание подразумевает, что Авраам вознесся над материальным уровнем. Однако между Авраамом и Биламом есть и различие. В рассказе об Аврааме упоминается осел, то есть, животное мужского пола, и это — доказательство того, что Авраам ни в малейшей степени не связан с материальным уровнем, но «восседает на нем», то есть, поднялся выше него, как и подобает столь великому человеку. Поэтому осел, на котором он восседал, был мужского пола, так что у Авраама не было с ним ни малейшей связи — он был полностью отделен от материи и вознесен над нею. А ослица Билама была женского пола, и нет сомнения, что (любое) существо мужского пола имеет определенную связь с существом женского пола. Это означает, что тот уровень, на котором стоял Билам, был все еще связан с материей. Это и имеют в виду наши мудрецы, когда говорят (Авода зара 4б): Билам вступил в связь со своей ослицей. Ее слова (Бемидбар 22:30) «Разве имела я обыкновение поступать с тобой так?» на святом языке созвучны выражению (I Млахим 1:4) «И стала она царю согревать постель». Здесь наши мудрецы указали на огромное различие между Авраамом и Биламом: Авраам был свободен от материальности, Билам же остался соединенным с материей. Это они и имели в виду, когда сказали, что «Билам вступил в связь со своей ослицей»: он был связан с материальностью.

И тебе следует понять, что в этом отношении и Авраам, и Билам были подобны Первому Человеку. Первый Человек был устроен так, что разум, которым он обладал, «восседал» на материи его тела. В человеке есть две силы, служащие разуму, и обе они телесны — это уже разъяснялось выше. И нет сомнения, что Авраам подобен разуму, ибо он исполнял всю Тору, (поняв ее заповеди только) с помощью разума. Поэтому стих говорит, что «его сопровождали двое юношей». Авраам сказал им (Берешит 22:4): «Сидите здесь, вместе с ослом», — и Талмуд (Бава кама 88а) (читая стих слегка по-другому) объясняет: «Вы — те, кто подобен ослу, то есть, материи». Согласно этому объяснению наших мудрецов, стих говорит здесь о том, что эти две силы, поддерживающие разум, телесны и «подобны ослу». Авраам шел, чтобы послужить благословенному Б-гу, принеся в жертву сына и преодолев собственные желания, коренящиеся в материальном теле. И тем самым он отбросил от себя всякую материальность и все телесные силы. Поэтому он и сказал: «Вы, подобные ослу, останетесь здесь, а мы с юношей дойдем туда, поклонимся и вернемся» (там же). Ведь пока телесные силы остаются связанными с разумом, они препятствуют поклонению Б-гу, так как не дают (полностью) смириться перед Ним. А когда человек отбрасывает от себя всю материальность вместе с телесными силами, тогда он идет служить благословенному Б-гу. Но, тем не менее, Авраам сказал (там же): «…и вернемся к вам». Это означает, что человек не становится полностью и окончательно духовным: он совершает служение Б-гу, а затем возвращается к (заботе о) своих материальных нуждах, то есть, возвращается к телу и его силам. Поэтому когда об этих двух юношах говорится, что они шли «с Авраамом», (на святом языке) использован предлог им, который объединяет две вещи, не становящиеся полностью единым целым, а существующие рядом друг с другом.

А другой похожий предлог, эт, на святом языке созвучен выражению «именно он», ото, и используется тогда, когда две вещи полностью объединяются в единое целое. Раши говорит об этом в своем объяснении рассказа Торы о двух дочерях Лота (Берешит 19:31-38). Там, когда рассказывается о том, что старшая дочь Лота легла со своим отцом, использован предлог эт, а в рассказе о младшей, совершившей то же самое, — предлог им. И Раши объясняет: «Младшая не сама решила совершить разврат — ее убедила старшая. Поэтому Писание скрыло ее деяние и не разгласило совершенный ею разврат. А действие старшей, которая приняла это решение, Писание назвало прямо и недвусмысленно». (Он имеет в виду) что стих, говоря о младшей, использует выражение, означающее, что два тела всего лишь находятся в одной постели, но не подразумевающее полного объединения. А выражение, использованное в рассказе о старшей, означает именно полное объединение.

От Авраама материальные силы были на самом деле отделены, хотя и присутствовали вблизи от него, поэтому во фразе «и двое юношей с ним» использован предлог им, означающий соседство, но не объединение. Но в рассказе о Биламе, в котором звучит точно такая же фраза, использован предлог эт, указывающий на объединение, так как Билам на самом деле не отказался от соединения с материальным.

По этой причине Авраам обладал тремя свойствами, характерными для духовной личности, а Билам обладал другими тремя свойствами, выявлявшими то, что его душа тянулась за материей, то есть, то, что он «вступил в связь со своей ослицей», как мы уже разъяснили. И вот, мишна их перечисляет: Добрый глаз и приниженный дух, и нетребовательная душа — ученики нашего праотца Авраама. Дурной глаз и гордый дух, и жадная душа — ученики злодея Билама. И мы действительно видим, как Авраам проявляет эти три положительных качества. Он принимал гостей и творил милосердие, и это, несомненно, проявление качества доброго глаза. Кроме того, в нем можно увидеть и скромность, то есть, приниженный дух, — (это его свойство проявилось тогда, когда) он сказал (Берешит 18:27): «…Я же — прах и пепел». Видна в нем и нетребовательная душа — она проявилась в том, что он довольствовался тем, что ему принадлежит, и совершенно не стремился приобрести что-то еще. Он ведь сказал (царю Сдома) (Берешит 14:22): «Ни нитки, ни шнурка ботинка не возьму я из того, что принадлежит тебе…» Он отказался даже от того, на что имел право, — тем более он не жаждал того, на что права не имел!

И противоположные качества проявил Билам. Мидраш (Бемидбар раба 20) объясняет это так: «Дурной глаз — “И присмотрелся, и увидел Израиль, стоящий лагерем согласно порядку колен” (Бемидбар 24:2). Билам хотел сглазить их, навредить им дурным глазом. Гордый дух — “Отказался Б-г позволить мне идти с вами…” (Бемидбар 22:13) — он готов был пойти лишь с более почитаемыми сановниками, чем эти. Именно по этой причине царь Балак послал за ним во второй раз “сановников, более почитаемых, чем те” (Бемидбар 22:15). Жадная душа — “Если наполнит мне Балак весь дом серебром и золотом” (Бемидбар 22:18)» — и этот стих объясняет Раши в комментарии на Пятикнижие. (Билам намекает, что Балак должен был бы очень дорого заплатить ему, поскольку он один способен заменить целое войско).

И все эти три дурные черты характера связаны с тем, какой была душа Билама: он «ехал на ослице» и «вступил с нею в связь», и это мы уже разъяснили. То есть, все эти черты возникли из-за того, что душа Билама осталась связанной с материей. Ведь известно, что для материи характерно исчезновение, и мы говорили об этом во многих местах. Поэтому он обладал дурным глазом, который может уничтожить что угодно, и именно поэтому носит такое название. Обладал он и гордым духом — эта черта тоже указывает на недостаток, связанный с материальностью. Талмуд говорит об этом (Мегила 29а): «Тот, кто возносится, имеет изъян. Стих говорит (Теилим 68:17): “Почему вы прыгаете, горы холмистые?” Но слово “холмистые” может обозначать и изъян, поскольку на святом языке созвучно с названием одного из изъянов». Талмуд говорит о том, что для высоких гор, таких, как Тавор или Кармель, их излишняя по сравнению с горой Синай высота стала недостатком, потому они и не были избраны для дарования Торы: вознесение само по себе есть изъян и недостаток. Причина этого состоит вот в чем. Нехватка, отсутствие чего-то (необходимого) есть изъян, и точно так же излишек и избыток «подобен отсутствию» (Хулин 58:2 о лишних органах у животных). Таким образом, ты видишь, что гордый дух, то есть, надменность и гордыня, сам по себе является (признаком) недостатка и отсутствия. И то, что душа Билама была жадной, то есть, его стремление забрать то, что принадлежит другим, тоже есть (признак) недостатка. Ведь тот, кто ни в чем не испытывает недостатка, кто самодостаточен, не принимает от других ничего, ибо сам обладает всем необходимым.

Таким образом, все эти три качества указывают на недостаточность и исчезновение, то есть, на свойства, определяющие именно материю. Билам же «вступил в связь со своей ослицей», то есть, сохранил связь с материей, которую она символизирует, поэтому и во всех его свойствах заложены недостаток и исчезновение. И противоположны им свойства Авраама, который «восседал на осле», то есть, был отделен от материи, самодостаточен и не имел никакого изъяна. Он обладал добрым глазом, а значит, был свободен от зла, то есть, от исчезновения и недостатка. Он был скромным, то есть, не возносился и тем самым и этого изъяна не имел. И (наконец) он обладал приниженным духом, то есть, не был жадным, довольствуясь имеющимся. А тот, кто довольствуется имеющимся, ни в чем не испытывает недостатка, в противном случае, он непременно желал бы чужого!

Это и имеет в виду мишна, когда задает вопрос: В чем различие между учениками нашего праотца Авраама и злодея Билама? Ученики Авраама лишены недостатка и обладают совершенством. Благодаря своему совершенству они достойны вкушать блага этого мира, и им же подобает обрести удел в Будущем мире, поскольку они свободны от недостатка и исчезновения. Слова из стиха «и сокровищницы их наполнить» сказаны именно о той сокровищнице, которая скрыта от глаз, то есть, об уделе в Будущем мире: именно эта сокровищница будет для них наполнена. И все это — благодаря их совершенству и беспорочности. Ученики же злодея Билама наследуют Геином и спускаются в преисподнюю, и это следует из их свойств.

Главная их черта — недостаток, составляющий суть всех трех их черт, перечисленных мишной. Поэтому они заслуживают низвержения в Геином, суть которого — недостаток и исчезновение. Геином называется «землей иссохшей, землей смертной тени» (Йирмия 2:6) и «страной уничтожения». «Иссохшая земля» — это нечто, чей недостаток столь велик, что вообще несовместим с существованием. А слова и спускаются в преисподнюю означают, что после Великого суда эти люди, ученики Билама, спускаются еще ниже, попадая в преисподнюю, которая еще страшнее Геинома. Таким образом, ученики Авраама наслаждаются этим миром и обретают долю в Будущем мире, а ученики Билама в обоих отношениях им противоположны.

Доказательство этому мишна усматривает в стихе (Теилим 55:24) «А Ты, Б-же, низвергнешь их в преисподнюю, людей кровожадных и лживых, не доживут они до половины своих дней; я же буду полагаться на Тебя». Это означает, что вся суть Билама — в том, что с ним неразрывно связан недостаток, как мы уже объясняли. Поэтому ученики Билама называются людьми кровожадными: они ведь из-за того, что постоянно испытывают недостаток, желают пожрать других! Кроме того, они названы лживыми, поскольку не придерживаются пути прямоты и непорочности. Поэтому стих заключает, что не доживут они до половины своих дней — это соответствует их сути, то есть, связанному с ними недостатку и исчезновению. Если бы они дожили хотя бы до половины отпущенного им срока, они хоть в какой-то степени обрели бы существование, которого на самом деле не заслуживают. В трактате Санхедрин (106) сказано, что злодей Билам был убит в возрасте тридцати трех лет, во исполнение сказанного: «Не доживут они до половины своих дней». И по этой же причине они спускаются в преисподнюю: там они окончательно уничтожаются и прекращают существовать; и все это соответствует их собственным свойствам и подобает им.

Все это неявно заложено уже в самих именах Авраама и Билама. Авраам (на святом языке) означает: «Отец множества народов». Отец же — это тот, кто дарит существование. Поэтому Авраам дал возможность существовать (не только народу Израиля, но и) прочим народам. Билам же (на святом языке) означает «бала ам», то есть, «проглотил народ». Это сказано в трактате Санхедрин (105): «Билам — то есть, “бала ам” (проглотил народ); сын Беора — тот, кто вступил в связь с беир, животным». Другими словами, его имя «Билам, сын Беора» сообщает о том, что он пожелал «проглотить народ» и что с ним было связано полное исчезновение, поскольку он вступил в связь с животным, с материей. Таким образом, все, что мы разъяснили выше, заложено в именах Авраама и Билама. Главным свойством Авраама было то, что с ним исчезновение, характерное для материальности, не было связано вовсе, потому он и был способен даровать существование и себе самому, и всем народам (за что и был назван Авраамом). Билам же был неразрывно связан с недостатком, за что и был назван Биламом, «проглотившим народ». Причина же этого состояла в том, что он вступил в связь с животным, с материальностью. Поэтому он назван «сыном Беора».

Вдумайся во все это и осознай, сколь высоко стоял Авраам и сколь низко опустился Билам!

Почему же мишна указала, что у Авраама и у Билама было именно по три главных свойства? Чтобы понять это, ты должен узнать, что тремя видами недостатков Билама исчерпываются все возможные недостатки. Первый состоит в том, что он сам по себе был дурным человеком, а это — самый большой недостаток, какой только может быть. Проявился этот недостаток в том, что Билам обладал дурным глазом. Второй недостаток связан с тем, что было в нем излишним, поскольку любой излишек — это тоже недостаток, согласно правилу «Тот, кто возносится, имеет изъян», о котором мы говорили выше. Третий же состоял в том, что недостаток имела его душа, из-за чего он был жадным и все время алкал имущества других. Авраам же обладал тремя противоположными качествами. Он был хорош сам по себе, в его душе не было недостатка, и у него не было ничего излишнего, то есть, он был полностью совершенным. Поэтому мишна говорит, что у него был добрый глаз, и в этом проявилось то, что он был хорош сам по себе. Кроме того, он обладал приниженным духом, то есть, был скромным, лишенным излишней (гордости). И, наконец, он обладал нетребовательной душой, то есть, был свободен от жадности и не желал ничего, что принадлежит другим, поскольку его душа не имела никакого недостатка. Таким образом, он отличался абсолютным совершенством, и именно это и хотела сказать мишна, подчеркнув, что у каждого из них было именно по три особых свойства.

И чтобы понять слова мудрецов и их притчи во всех их глубине, тебе следует узнать, что три перечисленные мишной свойства: добрый глаз и приниженный дух, и нетребовательная душа, — соответствуют аспектам души, которых тоже именно три. Мы уже разъясняли это, говоря о трех венцах (Авот 4:17) и о зависти, страсти и почете (Авот 4:28). У Авраама, который «восседал на осле» (то есть, подчинил себе материю), все три части души были совершенны. На это указывает стих «И двое юношей с ним» — поскольку душа Авраама была свободна от материи, «восседала» на ней, рядом с ним были двое юношей, то есть, две силы, и вместе они составляют три части души. Первая — вознесенная ввысь и восседающая на материальном, и это — сила духовного разума, а две другие силы близки к телесности. Именно такой и была душа Авраама: в ней была духовная сила, а с нею — «двое юношей». И ты можешь увидеть, что эти двое юношей сопровождали Авраама до тех пор, пока он не «увидел это место издали» (Берешит 22:4). Тогда он сказал (этим двум юношам): «Сидите здесь вместе с ослом» (там же, стих 5). Это показывает, что сила духовного разума руководит другими двумя сопровождающими ее силами. А они воспринимают святость и возвышенность той силы, которая «восседает на осле». Но когда (одна из этих двух сил души) пытается полностью объединиться с силой духовного разума, свободной от материи и стоящей на наивысшей ступени, она оказывается не в состоянии сделать это и остается с телом. Поэтому когда Авраам увидел то место, к высочайшей ступени которого стремилась его душа (то есть, место Храма), он сказал сопровождавшим его юношам: «Сидите здесь с ослом».

Но пока этого места не было видно, юноши сопровождали его и находились вместе с ним.

Таким образом, перечисленные здесь три свойства человека соответствуют трем частям души, и они же соответствуют понятиям «зависть, страсть и стремление к почету», о которых мы выше (в главе 4) сказали то же самое. Вот, дурной глаз — это и есть сила зависти, стремление к почету — это наивысшее проявление гордыни и соответствует той силе разума, которая жаждет почитания, как разъяснялось выше. А жадная душа — это любовь к имуществу, то есть, страсть, поскольку этим словом называется не только влечение к физической близости. Ведь именно это слово (на святом языке) употреблено во фразе (Дварим 5) «Не возжелай дома твоего ближнего».

И вот, двое «юношей», находившихся рядом с Авраамом, черпали святость в его силе духовного разума, так что, в конце концов, все три эти силы освятились. У Билама же, в душе которого две телесные силы существовали не отдельно, а были слиты с третьей, они принимали не святость, а скверну, и, в конце концов, все три силы оказались оскверненными (и достигли состояния), противоположного святости.

Поэтому мишна утверждает, что тот, в ком есть эти три свойства, принадлежит к ученикам нашего праотца Авраама — ведь и у Авраама есть ученики и потомки, и у Билама, склонившегося к нечистоте, тоже есть ученики и потомки. Поэтому мишна подчеркивает число три: перечисленные ею три свойства описывают всю душу в целом, поскольку охватывают все три ее силы, как мы уже разъяснили. Вкратце это можно выразить так: Авраам возвысил все стороны своей души до самого высшего уровня и тем самым обрел три свойства святости. Ведь каждое из его свойств — добрый глаз и приниженный дух, и нетребовательная душа — это уровень свободы от материи, и Авраам обрел их, когда поднялся над материальностью. И противоположностью этой святости является осквернение душевных сил Билама, который загрязнил и испортил их, прилепившись к злу. И тебе следует вдуматься в то, на что мудрецы здесь намекают тебе.

Мы уже сказали тебе выше, что все отрывки этой главы, начиная с самого первого, о том, что десятью речениями сотворен мир, говорят только об уровнях этого мира. Кроме того, ни в одном из них не сказано, кто именно из мудрецов его произнес, и это тоже доказывает, что вся глава представляет собой единое целое. И теперь мишна завершает свой рассказ тем, что всякий, в ком есть эти три свойства, принадлежит к ученикам нашего праотца Авраама; а тот, в ком есть противоположные три свойства, принадлежит к ученикам злодея Билама. После того, как предыдущая мишна рассказала об уровне общины, о тех, кто удостаивает многих или вводит многих в грех, наша мишна говорит об уровне Авраама, еще более высоком, поскольку Авраам стал «отцом множества народов» и считается началом всего мира. Мы уже разъясняли тебе, говоря о тех, кто работает ради общины и должны делать это во имя Небес, ибо заслуги их отцов будут им в помощь (Авот 2:2), что праотцы — это начало всей общины, и см. там. Поэтому после уровня общины мишна перешла к рассказу об уровне Авраама.

Авраам «восседал на осле», то есть, его уровень был совершенно духовным и свободным от материальности, (однако и это) вне сомнения, есть один из уровней этого мира, поскольку Авраам явился началом этого мира, как мы объясняли уже в огромном количестве мест. Поэтому в завершение рассказа об уровнях мира мишна рассказывает об уровне Авраама, самом высшем из мировых уровней, и говорит, что с этим уровнем связан Ган-Эден, — настолько этот уровень высок (и духовен). (Здесь же) мишна говорит и о противоположности этому уровню, то есть, открывает нам, что (самый низкий его уровень), настолько же низкий, насколько высок уровень Авраама, — это уровень Билама, относящийся к уровню Авраама так же, как (абсолютное) зло относится к (абсолютному) добру. Мишна объясняет, что уровень Авраама — это наивысший уровень, доступный в этом мире, то есть, уровень абсолютного добра, и противоположность ему — это уровень самого большого возможного в мире зла, и этот уровень неразрывно связан с Геиномом.

Тем самым мишна завершает описание мира в целом и разъяснение его состояний, и ты увидишь это, если поймешь сказанное ею в строгом порядке и во взаимосвязи. Поэтому «никто чужой не вошел» между высказываниями этой главы, и все они связаны самой прочной и крепкой связью, поскольку вся эта глава объясняет заложенный в мире порядок и описывает, как он существует, — с самого начала, с десяти речений, которыми был сотворен мир. И нет сомнений, что слова мишны невозможно разъяснить более глубоко, ибо с начала главы и до ее конца мишна рассказывает о (тайнах) мира и взаимосвязи его уровней. Но если человек обладает мудростью, все это полностью раскрыто перед ним; и обрати свои глаза и свое сердце с исключительным вниманием к тому, что мы уже разъяснили тебе и что еще будем разъяснять.

с разрешения издательства Швут Ами


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше