Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Таким образом, все реформы иудаизма, направленные на ослабление умственного и физического напряжения человека следует признать недопустимыми.

Вообще, можно с полным основанием признать, что все, созданное посредством разума, является искусственным, сверхъестественным образованием, для создания и поддержания которого требуется постоянное мыслительное и мышечное усилие и напряжение. Например, когда я пишу данный текст, мне приходится прикладывать мыслительные усилия для создания и поддержания правильной идейно-смысловой конструкции. Но, как только мыслительное напряжение исчезнет, так тут же начинает разрушаться и исчезать сама конструкция. Если прекратить на долгое время мыслить и рассуждать, то все труднее будет восстанавливать эту мыслительную конструкцию. Например, я сейчас не смогу решить даже простую задачу из высшей математики, так как мои «мыслительные мускулы» совершенно отвыкли от такого рода усилия и напряжения.

То же самое можно сказать и о любой материальной конструкции. Например, возьмем дом или автомобиль. Очевидно, что для их создания требовались определенные мыслительные и мышечные усилия. В процессе их эксплуатации требуется также прилагать немалые, можно сказать, каждодневные, мыслительные и физические усилия (в виде соблюдения правил проведения профилактических и ремонтных работ) для того, чтобы они исправно выполняли, возложенные на них функции. В противном случае, они постепенно под воздействие естественных, природных сил будут постепенно разрушаться и, в конце концов, придут в полную негодность.

По сути, каждодневное мыслительное и физическое выполнение заповедей, идущие вразрез естественным, природным силам, есть необходимые «профилактические и ремонтные» усилия для поддержания всей конструкции человеческого общества в исправном состоянии.

Таким образом, все реформы иудаизма, направленные на ослабление умственного и физического напряжения человека следует признать недопустимыми. В этом опасность реформ не вообще, а тех, что приводят к принципиальным изменениям. Это то же самое, как убрать один камень из стены. Стена останется, но если процесс будет продолжаться, то стена рано или поздно разрушиться. Можно лишь менять один камень на другой, одну заповедь на другую и не более того. По большому счету, с течением времени, стена из заповедей должна не уменьшаться, а наоборот увеличиваться, так как возникают новые области деятельности человек, которых раньше не было. Например, область виртуального пространства интернета.

Если менять заповеди, на более легкие, более комфортные, то стена тоже в какой-то момент может разрушиться. Это то же самое, как менять гранитные камни на более легкие и менее крепкие кирпичи. Стена будет стоять только до первого более или менее сильного давления. Когда такое давление может произойти, человек в принципе не может знать. В иудаизме стена должна быть максимально крепкой, то есть настолько крепкой, насколько хватает только человеческих сил. Во многом, именно в этом проявляется отличительная особенность иудаизма, которая выделяет ее среди всех религий, в том числе и авраамических.

Итак, получается, что нельзя принципиально менять что-либо в иудаизме, оправдывая это стремлением к комфорту и удобству, так как это противоречит истинной цели иудаизма — жить согласно Закону, поднимаясь все выше и сопротивляясь естественному стремлению жить сытно, комфортно и с удовольствием. Вот здесь и возникает противоречие между иудаизмом и общечеловеческим «прогрессом», в основании которого, лежит как раз стремление к сытой, комфортной, приятной жизни. Это противоречие принципиальное, как между альпинистом, восходящим в гору, и горнолыжником, катящимся с горы. Поэтому, всякие попытки реформирования иудаизма с целью, чтобы он больше соответствовал окружающему его прогрессу, являются, в той или иной степени, разрушительными для него.

Можно что-либо менять, только если это необходимо для самого существования иудаизма. То есть, можно, например, ослабить напряжение и сопротивление, остановившись или даже, отступив на несколько шагов вниз, чтобы полностью не прервался сам процесс восхождения.

Продолжение следует


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру