Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет возжелать чужое имущество; запрещение оставлять без внимания потерянную кем-то вещь; запрещение оставлять без помощи путника.

266-я заповедь – запрещение привязываться в своих мыслях к чему-либо из имущества, принадлежащего другому, и страстно желать приобрести это, поскольку такое страстное желание приведет к изысканию уловок, с помощью которых можно было бы приобрести объект вожделения.

Этот запрет выражен в следующих словах: “Не пожелай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего” (Дварим 5:18).

И два этих запрета не сводятся к одной заповеди. Но первая заповедь – “Не домогайся...” (НД 265) – запрет приобретать (с помощью различных уловок) что-либо из имущества ближнего; вторая заповедь – “Не пожелай” – запрет даже мысленно стремиться обладать чем-либо из имущества ближнего (естественно, в случае, если он не заинтересован это продать).

Объясняется в Мехильте (Итро): “Не домогайся дома ближнего своего” (Шмот 20:17). Зачем же еще сказано: “Не пожелай дома ближнего своего”? Чтобы научить: тот, кто страстно желает обладать имуществом другого, преступает одну заповедь, а тот, кто действенно домогается обладания этим имуществом, преступает другую заповедь”.

И там же говорится: “Откуда известно, что, если человек вожделеет чье-то имущество, он будет, в конце концов, домогаться его? Тора говорит: “не пожелай” и “не домогайся”. Откуда известно, что, если человек домогается имущества ближнего, то, в конце концов, он ограбит? Писание говорит (Миха 2:2) : “И возжелают полей – и отнимут, и возжелают домов – и захватят, и ограбят мужа и дом его”.

Итак, если человек увидел у своего ближнего красивую вещь, и, привязавшись к ней мысленно, страстно возжелал ее, – он нарушил заповедь Ашема “Не пожелай...”. И когда вожделение возобладает над человеком, он начинает изыскивать уловки, чтобы приобрести объект своего вожделения; и он не успокоится и не отступит, пока не вынудит ближнего продать эту вещь или обменять ее на другую, возможно, даже лучшую и более дорогую вещь. И если его усилия увенчаются успехом и с помощью различных уловок ему удастся приобрести эту вещь, он нарушит также заповедь “Не домогайся” – в случае, если прежний хозяин и не думал продавать это, но, в конце концов, уступил уловкам и нажиму домогающегося. Таким образом, этот нарушитель закона преступил две заповеди “Не делай”, как мы разъясняли.

Но если хозяин откажется продать или обменять вожделенный предмет, поскольку тоже любит его, – тогда преступнику, который не сможет совладать со своим желанием, придется взять предмет силой, и он нарушит также заповедь “Не грабь”. И чтобы понять это, вдумайся в историю с царем Ахавом и виноградником Навота (I Мелахим 21).

Итак, мы выяснили различие между Его речениями “Не пожелай...” и “Не домогайся...”.

  267-я заповедь – запрещение наемному работнику есть в час работы плоды с поля или с деревьев сада, в котором он работает. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда придешь на жатву ближнего своего... серпа не заноси на жатву ближнего своего” (Дварим 23:26). И пояснено (Сифри, Ки теце): “Серп” и подобное серпу в час сбора урожая”. Т.е. в пору сбора урожая наемному работнику запрещено “собирать урожай” для себя.

И известно, что этот стих говорит именно о наемном работнике – слова “Когда придешь на жатву...” переведены на арамейский язык: “Когда наймут тебя на жатву...” (Таргум Ункелос).

А в 7-ой главе трактата Бава меция (87аб) сказано: “Но наемному работнику разрешено, согласно закону Торы, есть плоды, когда сбор урожая уже закончен”. И там же разъясняются другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.

268-я заповедь – запрещение наемному работнику уносить с собой плоды урожая, на сборе которого он работает, сверх того, что ему разрешено есть по окончании сбора на месте работы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Можешь есть виноград сколько душе твоей угодно, досыта, а в сосуд свой не клади” (Дварим 23:25).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция. И там указано, в каком случае наемному работнику разрешено есть, а в каком – запрещено; и если он ест запрещенным образом, то преступает заповедь “А в сосуд свой не клади”.

269-я заповедь – запрещение оставлять без внимания потерянную кем-то вещь. Но мы должны подобрать ее и вернуть хозяину. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда увидишь ты быка брата своего или овцу его заблудившимися, не должен ты отвернуться от них, возвратить должен ты своему брату... Так поступай и с ослом его, так поступай и с одеждой его, так поступай со всякою потерей брата своего... – нельзя тебе притворяться, что ты не видел ее” (Дварим 22:1,3).

И мы уже приводили (НД 204) высказывание мудрецов о том, что оставляющий потерянную кем-то вещь без внимания “преступает как заповедь “Делай”, так и заповедь “Не делай”. И сказано в Талмуде (Бава меция 30а): “Возвращающий потерявшему его вещь выполняет заповедь “Делай”, а тот, кто оставляет найденную вещь без внимания, преступает заповедь “Не делай”. А в Сифри (Ки теце) пояснено: “...Не должен ты отвернуться от них” – заповедь “Не делай”, а Его речение “Должен ты возвратить ему” (Шмот 23:4) – заповедь “Делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава меция.

Двести семидесятая заповедь – запрещение оставлять без помощи путника, вьючная скотина которого упала на дороге под тяжестью груза. Но мы обязаны оказать ему помощь, развьючив животное и вновь нагрузив его или переложив часть груза на спину хозяина так, чтобы они были в состоянии его нести – как это указано в законах, связанных с выполнением этой заповеди.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если увидишь, что осел твоего врага лежит под своей ношею, то не оставляй его, развьючь, разгрузи его...” (Шмот 23:5). И сказано в Мехильте (Мишпатим): “Не оставляй его, развьючь, разгрузи его” – нарушающий это преступает и заповедь “Делай” (Д 202), и заповедь “Не делай”.

Этот запрет повторен в Торе еще раз – и вот Его речение в Дварим: “Не должен ты, увидев осла твоего брата или быка его, упавших на дороге, отвернуться от них”. И пояснено в Сифри (Ки теце): “Не должен ты... отвернуться от них” – заповедь “Не делай”, а Его речение “Развьючь, разгрузи его...” – заповедь “Делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются во второй главе трактата Бава меция (31-33а).

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.