Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты, связанные с рабынями и домогательством чужого имущества.

261-я заповедь – запрещение тому, кто купил рабыню-еврейку, продавать ее другому хозяину. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Продать ее он не властен” (Шмот 21:8).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в первой главе трактата Кидушин (18б).

 

 

262-я заповедь – запрещение купившему рабыню-еврейку, а затем взявшему ее в жены, ущемлять ее интересы, лишая необходимой пищи, одежды и близости с целью причинить ей страдания. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пищи, одежды и близости пусть ее не лишает” (Шмот 21:10).

Этот запрет распространяется на всех мужей Израиля – им запрещено ущемлять своих жен в любом из трех указанных отношений, уязвляя их этим и причиняя им страдания. Ведь Ашем, да будет Он превознесен, запретив лишать ставшую женой рабыню-еврейку пищи, одежды и близости, сказал: “Пусть поступает с ней по закону, как с (другими) дочерями (Израиля)” (там же 21:9). Отсюда мы учим, что таков закон по отношению к любой жене – запрещено лишать ее необходимой пищи, одежды и близости. Так объяснено в Мехильте (Мишпатим).

 

 

263-я заповедь – запрещение продавать захваченную на войне пленницу – “женщину красивую видом” (Д 221) – после того, как воин вступил с ней в близость в своем доме после захвата города, как разъяснено в соответствующем месте.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда выйдешь на войну против своих врагов... и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее в жены, то приведи ее в свой дом... и пусть сидит в твоем доме и оплакивает отца и мать в течение месяца, а затем войди к ней и стань ее мужем. Если же случится, что ты не захочешь ее, то отпусти ее, куда она пожелает, но не продавай ее за серебро... поскольку ты насиловал ее” (Дварим 21:10-14).

 

 

264-я заповедь – запрещение порабощать “женщину красивую видом” после того, как захвативший ее воин вступил с ней в близость. Сказав “порабощать”, я подразумевал следующее: ему запрещено превращать ее в рабыню и оставлять у себя, чтобы она служила ему, как остальные рабыни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не порабощай ее, поскольку ты насиловал ее” (там же 21:14).

И сказано в Сифри (Ки теце): “Не порабощай ее” – не используй ее в качестве рабыни”.

Ясно, что две эти заповеди (263 и 264) запрещают два различных действия: во-первых, захватившему ее воину запрещено продавать ее другим, во-вторых, ему запрещено оставлять ее у себя в качестве рабыни. Но, как повелел Ашем, да будет Он превознесен, воин обязан “отпустить ее, куда она пожелает” (там же).

И подобно этому объяснили мудрецы стих, говорящий о похитившем человека: “Если окажется, что человек украл кого-то из братьев своих, из сынов Израиля, и поработил, и продал его...” (Дварим 24:7). Сказали мудрецы (Сифри там же): “И поработил” – т.е. ввел в свое владение и использовал в качестве раба”.

Законы, связанные с “женщиной красивой видом”, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (21б-22а).

 

 

265-я заповедь – запрещение применять различные уловки с целью приобрести нечто, принадлежащее кому-либо из наших братьев – сынов Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего” (Шмот 20:17).

Сказано в Мехильте (Итро): “Не домогайся...” – может быть, даже на словах? Тора говорит: “Изваяния их богов сожгите в огне, не домогайся серебра и золота, что на них, и не бери себе” (Дварим 7:25), – как нарушитель закона, домогающийся серебра и золота, украшавших идолов, подлежит наказанию только после того, как совершил действие, взяв эти драгоценные металлы себе, так и в нашем случае: нарушитель преступает запрет только после того, как совершит действие, приобретя желанное имущество своего ближнего”.

Итак, ясно, что этот запрет предостерегает нас от использования различных уловок, направленных на приобретение чего-либо из принадлежащего нашим братьям. И даже в том случае, когда мы приобретаем предмет наших вожделений, заплатив за него – и даже заплатив очень дорого, мы тем не менее нарушаем запрет “Не домогайся...” (естественно, при условии, что владелец имущества не заинтересован продать его).

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше