Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже достоверной, но негативной новостью делиться не следует. Разрешается использовать язык сравнений и рассказывать притчи.

1. Написано в Торе («Шмот», 23:7): «Отдаляйся от лжи». Там говорится о законах бейт-дина и лжесвидетельстве, однако, по мнению некоторых ришоним (ранних комментаторов), этот отрывок обращается ко всем людям и повелевает отдалиться и оградить себя от любого вида лжи и неправды. О многих вещах Тора говорит: «Остерегайся этого» или «Берегись, не нарушай…», но здесь используется более сильная форма «отдаляйся». Это связано с тем, что ложь — это неприятное и недостойное человека занятие.

2. Тот, кто говорит неправду, нарушает запрет Торы. Запрет нарушается, даже если при разговоре человек искажает только незначительные детали, что превращает его речь в «смесь» истинного и ложного, или даже если то, что он говорит, всего лишь выглядит, как неправда.

Лгать запрещено в любом случае, неважно, кто является «жертвой» обмана: мужчина или женщина, взрослый или ребенок, еврей или нееврей.

3. Повеление «отдаляйся от лжи» распространяется и на тех, кто слушает. Человек должен избегать слушать (предположительно) лживые речи, даже если он не уверен до конца в истинности своих предположений.

4. Тора запрещает только ложь, которая приведет к ущербу для другого человека. Но даже когда мы уверены, что никакого ущерба не будет, тоже следует отдаляться от лжи и обмана. Во-первых, чтобы не приобретать вредной привычки, а во-вторых, потому что ложь отравляет душу человека и искажает мир его внутренних ценностей.

5. Запрет нарушается, даже если слова могут восприниматься двояко, или если часть информации скрывается, и человек получает искаженное представление о ситуации.

То же касается различных жестов и мимики. Даже легкое изменение акцентов или молчание иногда расценивается как откровенная ложь, ведь главное — это то, что понял слушатель, а не то, насколько истинны изложенные факты.

16 ноября — 16 мая

6. Когда рассказывают о ком-нибудь, то, хотя сама история может быть достоверной и пересказанной правильно, следует учитывать, когда, в какой ситуации и в каком кругу вы решили поделиться ею. Например, если сказать о ком-то: «Он не продал свой хамец[1] (квасное)» — для многих это может означать, что тот, о ком идет речь, не соблюдает законов Песаха. А ведь может быть, он на самом деле не продал хамец, но лишь потому, что в доме ничего квасного не осталось! Кроме запрета злословия здесь нарушается и запрет «отдаляйся от лжи».

7. Если специально искажают вещи для того, чтобы рассмешить людей, и все об этом знают, например, в рамках развлекательной программы, запрет не нарушается. Особо праведные люди, следующие качеству хасидута, стараются отдаляться от шуток и представлений, основанных на подтасовке фактов, — ведь иногда можно воспринять шутку всерьез.

8. Праведные люди стараются следить за чистотой мысли и не позволять себе обдумывать какие-то ложные идеи и лгать даже мысленно. Ведь наши мысли постепенно превращаются в чувства, а те, в свою очередь, подталкивают нас к действию.

Раби Яаков Каменецкий был очень мудрым и порядочным человеком. Все, кто знали его, чувствовали, какое отвращение он испытывал ко лжи и обману. По его словам, с тех пор как он вырос настолько, чтобы осознавать, что такое ложь, он ни разу в жизни не сказал неправды, и именно благодаря этому Всевышний подарил ему здоровье и долголетие.

Честность была заложена в нем настолько глубоко, что ему было очень тяжело понять своего учителя в хейдере, который иногда подозревал его в обмане (как и всех других детей) и даже наказывал его за это.

Когда Яакову было шестнадцать лет, его в числе других учеников пригласил на Пасхальный седер раби Натан Цви Финкель, которого называли Альтер из Слободки. На стол подали изделия из мацовой муки. Юноша по каким-то причинам отнесся с недоверием к кошерности этих продуктов и решил их не есть. Когда его спросили, почему он не ест, он ответил, что не ест «маца шруя» — замоченную мацу. (Есть немало людей, которые устрожают и едят мацу в Песах лишь в ее исходном виде).

На самом деле в его доме никто не устрожал в вопросе «размоченной мацы», и, конечно, он сам все годы ел такую мацу. Но, поскольку он уже сказал людям, что не ест такие изделия в Песах, это стало для него новым правилом на всю жизнь. Женившись, он не требовал от домочадцев соблюдать это устрожение, но сам всегда выполнял то, что произнес когда-то, чтобы, не дай Бог, не оказалось, что он произнес неправду.

Рассказывают, что однажды рав Каменецкий получил повестку явиться в военкомат русской армии. Когда он прибыл, один из офицеров обвинил его в том, что за день до этого он уже был здесь, но под другим именем. Молодой человек ответил: «Я никогда в жизни не лгал». Его слова и серьезность настолько впечатлили офицеров, что те отпустили его.

17 ноября — 17 мая

9. Тора не запрещает преувеличений и метафор, которые принято использовать в повседневной речи, поскольку люди привычны к такого рода выражениям, и это никого не вводит в заблуждение.

10. Разрешается слегка отклоняться от истинного смысла и приукрашивать фразы различными дополнениями, если это необходимо для создания вежливой формы обращения. Если постороннего человека называют сыном или братом, выражая тем самым свое особое отношение к нему, это не запрещено. Но все эти вещи зависят от места, времени и местных традиций.

Разрешается использовать язык сравнений и рассказывать притчи (вымышленные истории, несущие в себе идею, необходимую для понимания жизненной реальности). Это не называется ложью, хоть человек и не называет вещи своими именами или говорит очень обобщенно. Например, если человек говорит: «Я видел миллион муравьев» это не значит, что там было именно такое количество насекомых. Такие выражения как «я уже сто раз…» или «видел миллион…» воспринимаются людьми стандартными преувеличениями, и поэтому запрет не нарушается.

Если человек рассказывает притчу, это не значит, что все должно быть основано на реальных событиях.

11. Иногда у торговцев принято объявлять, что цена не опустится и не поднимется. Но все знают, что эти слова являются частью рекламы или стратегии при заключении сделки, поэтому они не считаются ложью, даже если во время дальнейшего обсуждения условий цены изменились.

18 ноября — 18 мая

12. Автору книги разрешено оставаться инкогнито и подписаться другим именем (псевдонимом), если в данное время это принято у писателей. Сегодня это считается вполне приемлемым и не несет в себе ничего негативного.

13. Запрещено приписывать к своему имени титулы и звания, которые человек не получил и не заслужил. (Например, приписывать к имени «профессор» или «доктор».)

14. Разрешается пользоваться примерами, основанными на вымышленных событиях, для того чтобы помочь другим воспринять смысл сказанного прежде. Но и здесь на каком-то этапе нужно пояснить, что речь не идет о реальных событиях.

15. Разрешается пригласить своего знакомого «на чашечку кофе», даже если вы собираетесь устроить большую трапезу в честь него и подать на стол множество яств. Праведные люди всегда говорят мало, а делают много. Можно сказать, что для многих это одна из принятых форм общения.

16. Запрет лгать не ограничен временем или местом, следовательно, и мужчины, и женщины, всегда должны следить за своей речью и приучать к этому своих детей.

17. Есть множество ситуаций, когда запрет «отдаляйся от лжи» переплетается с другими запретами:

а) Человеку не возвращают залог, утверждая, что его вещи никто не брал на хранение;

б) Не платят зарплату, утверждая, что тот не работал на данного хозяина или заработал гораздо меньше;

в) Не возвращают долг, утверждая, что в долг не брали.

В Торе эти действия относят к запрету («Ваикра», 19:11) «ло текахашу». Это выражение означает: «Не отказывайте другим, обманывая их». Тора особо выделяет случаи, в которых ложь смешивается с нанесением прямого ущерба.

То же касается лжесвидетельства и обмана при заключении торговых сделок. В «Шмот» (20:13) сказано: «Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством», (23:1) «Не разноси ложного слуха; не оказывай поддержки нечестивому, участвуя в ложном свидетельстве». В «Ваикра» (25:14) сказано: «И если будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у него, не обманывайте друг друга». Здесь тоже используется особое выражение «аль тону», что означает не просто обман, но «невыгодную для партнера сделку».

18. Нельзя притворяться и выдавать себя за друга, чтобы войти в доверие к людям и пользоваться этим доверием для своих корыстных целей. Если человек войдет в доверие к кому-то, ему будет гораздо легче обманывать и вредить. Подобные действия мудрецы связывают с отрывком из книги царя Шломо «Мишлей» (12:22), где сказано: «Мерзость перед Господом — лживые уста…». «Лживые уста» — это уже определение, которое указывает на негативное качество человека: выдавать себя за кого-то другого. Даже если на данный момент он никому не наносит вреда, при этом он сам не отрицает, что при необходимости может воспользоваться своей близостью во вред.

19. Тора запрещает получать какое-либо благо, которое полагается другому, с помощью лжи и обмана. Мудрецы говорят, что каждый, кто так делает (махалиф бе-дибуро, букв. «обменивает свои слова») приравнивается к идолопоклоннику.

19 ноября — 19 мая

20. Если человек придумывает разные истории или несколько изменяет при пересказе то, что слышал, безо всякой выгоды для себя или ущерба для других, все равно он лжет, и в итоге любовь к таким выдумкам может привести его к лжесвидетельству.

21. Тот, кто говорит «Я сделаю это…» и при этом не добавляет «бли недер» (без обета), а впоследствии не делает этого, тоже нарушает запрет. Есть мнение, что это не относится к запрету обмана, а является другим нарушением, как говорится в книге Цфании[2]. В третьей главе там сказано: «Остаток народа Израиля не сделает авла, и не станут они говорить лживое, и не будет обмана на их устах…»(3:13). Слово «авла» переводят как нарушение, проступок, несправедливый поступок — все, из-за чего потом приходится возмещать ущерб обиженному. В отличие от слова ложь, оно употребляется, когда речь идет о неправильном действии.

22. Если человека спрашивают, где можно достать определенный товар, нельзя говорить: «Идите к Ицхаку, он это продает», если на самом деле у Ицхака нет такого товара.

23. Если у человека нет денег на данный момент, запрещено делать вид, что он хочет купить какую-то вещь, рассматривая выставленный товар. Запрещено также расспрашивать о ценах, если он вообще не собирается покупать эти вещи.

24. Запрещено говорить: «Приходи завтра, и я отдам тебе долг», если человеку известно, что и завтра у него не будет такой возможности. Однако если он собирается приложить все усилия, чтобы до завтра отдать деньги, и ясно говорит, что «постарается» вернуть деньги завтра, то в этом нет запрета.

25. Запрет «отдаляйся от лжи» нарушается, и когда слушают речи людей, желающих отдалить вас от традиции предков и истинной веры. Ведь, в конечном итоге, все что они говорят, сводится к ложным утверждениям о том, что Всевышнего не существует, и этим миром управляет не Он.

20 ноября — 20 мая

Когда разрешается говорить неправду

26. Иногда, для того чтобы избежать конфликтов и неприятных ситуаций, разрешается изменять некоторые вещи. В Торе большое внимание уделяется законам человеческих взаимоотношений, конечная цель — привести людей к единству и любви. Раздоры и ненависть всегда были причиной многих бед в мире, включая ассимиляцию и преследования со стороны иноверцев. Чтобы избежать этого, в разных неловких ситуациях Тора разрешает прибегать к «нестандартным» методам, то есть использовать неточную информацию, опасаясь назревающего конфликта.

Пример:

Вы очень спешите домой. По дороге один из прохожих пытается остановить вас, чтобы попросить ручку. Ему нужно что-то срочно записать. Вы отвечаете на бегу: «У меня нет ручки».

По закону разрешается сказать, что у вас нет ручки, чтобы не обидеть его, поскольку у вас сейчас нет возможности предоставить ему ручку. Есть также мнение, что, в случае необходимости, говорить неправду можно только при условии, что ваши слова могут понять двояко (например, «моя ручка дома»: первый вариант — человек забыл ручку дома; второй вариант — у него есть ручка дома, но и в кармане тоже есть.)

Тем не менее, каждый раз нужно тщательно взвешивать, стоит ли в данном случае говорить неправду.

27. В Вавилонском Талмуде, в трактате «Ктубот» обсуждается вопрос, как следует хвалить и прославлять невесту перед женихом на свадебном пиршестве. Есть такая заповедь: радовать жениха всю первую неделю после свадьбы. В том числе небходимо хвалить его невесту — ведь что может обрадовать и воодушевить больше?

Мудрецы школы Шамая говорят: «Хвалить в невесте можно только то, что есть. По их мнению, нельзя прославлять ее за несуществующие качества, поскольку лгать запрещено. Например, сварливую невесту можно хвалить за ум, хозяйственность, но не за характер». Мудрецы школы Гилеля утверждают, что любая невеста красива и добродетельна. (Так можно говорить каждому жениху.)

Но как быть с запретом «отдаляйтесь от лжи»? Дело в том, что в глазах самого жениха она, действительно, вполне прекрасна и добродетельна (или, по крайней мере, может такой стать), и он в этом искренне уверен.

Закон установлен по мнению школы Гилеля, и на свадьбе считается очень важным расхваливать невесту, даже если она не очень красивая, слепая или даже уродливая. Разрешается также говорить о внутренних качествах, которых у нее нет. Это не просто разрешено, но является прямым наставлением от мудрецов прошлых поколений.

28. Большая заповедь выступать с речью об усопшем на траурной церемонии (эспед). При этом разрешается слегка преувеличивать, рассказывая о его добрых делах и хороших качествах. Но нельзя преувеличивать слишком или говорить о тех достоинствах, которых у него совсем не было. Это может причинить вред самому оратору, а также страдания душе усопшего.

21 ноября — 21 мая

29. Если человек купил некачественную вещь, и уже нет возможности ее вернуть, не следует говорить ему о недостатках или завышенной цене. Разрешается лишь говорить ему о ее достоинствах и удачном приобретении, чтобы доставить ему радость.

30. Мудрецы учат, что всегда нужно стараться говорить людям приятное и хвалить их за хорошие качества, даже если пока подобных качеств у них нет. Такое поведение позволяет сблизиться и радоваться вместе. (Считается, что именно это пробуждает и закрепляет в человеке хорошие стремления гораздо быстрее.)

31. Разрешается искажать некоторые вещи или придумывать истории, для того чтобы успокоить другого человека в тяжелую минуту.

Однажды во время совершения покупок у госпожи Рубиной из сумки вытащили кошелек, в котором было семьсот шекелей. Она была очень огорчена и вспоминала об этом в течение многих лет. В один прекрасный день она получила письмо. В этом письме бывший вор писал о своей тяжелой жизни и о том, как сожалеет о случившемся. В завершении он сообщал, что начал соблюдать заповеди и поэтому решил вернуть деньги владельцу. В конверте находились купюры на сумму семьсот шекелей.

На самом деле это письмо написала близкая родственница госпожи Рубиной. Она знала, что случай с кошельком до сих пор причиняет ей страдания, и хотела помочь ей.

32. Разрешается изменять информацию, когда хотят сообщить человеку о смерти близких или о других тяжелых событиях.

33. Разрешается брать вину на себя для того, чтобы спасти от позора другого человека.

После Второй мировой войны, в Соединенных Штатах, при поддержке братьев Шлейзингер вышло в свет новое издание качественно и красиво оформленного Талмуда. Рав Моше Файнштейн увидел его в магазине и сразу купил.

Однажды за трапезой раввину нужно было срочно выйти, а книгу он оставил на столе. Один из учеников случайно задел чернильницу, и чернила вылились на обложку новой книги. Ученик был очень расстроен и не знал, что делать. Когда рав Моше вернулся к столу и увидел испорченный том Талмуда, то, улыбнувшись, сказал, что синий — его любимый цвет, и теперь книга выглядит даже лучше. Он сел за стол и продолжил учебу, как ни в чем не бывало.

22 ноября — 22 мая

34. Разрешается рассказать выдуманную историю или менять персонажей для того, чтобы оказать материальную помощь человеку, который стесняется брать цдаку от других. Ведь при обыкновенных обстоятельствах он не возьмет ничего и окажется в тяжелой ситуации. Например, можно сказать, что вы встретили одного богатого человека, который хотел раздать деньги нуждающимся в честь дня своего рождения.

35. Учитель или мудрец, которого из любопытства спрашивают, изучал ли он определенный трактат, может ответить, что не изучал его (даже в случае, если изучал), и это не будет считаться нарушением. Наоборот, такое поведение одобряется Торой, потому что часто спасает человека от гордыни.

Однако если, например, раввин экзаменует своих учеников, они не имеют права говорить неправду.

36. Разрешается изменять некоторые вещи и даже говорить неправду, когда человек спрашивает о вещах, о которых не принято говорить вслух.

37. Вы были в гостях, где вас хорошо приняли и щедро угостили. Если некультурный человек будет расспрашивать, где вы были и как провели время, не следует пересказывать ему, насколько все было хорошо, чтобы не привлечь туда нежеланных гостей. Но при этом запрещено плохо отзываться о хозяине и его семье.

Неожиданно ночью в свою ешиву пришел Хафец Хаим. Он искал раби Йосефа Шломо Каганемана, рава города Поневеж. Когда они встретились, Хафец Хаим рассказал о своих проблемах с должниками. Дело в том, что к нему часто приходили люди, чтобы взять в долг деньги. Недавно он реализовал определенное количество своих книг, и, узнав об этом, к нему обратилось за ссудой несколько человек. Но некоторых из них он знал, как людей нечестных, берущих, но не возвращающих долг, и поэтому не хотел иметь с ними дела. Но он также не хотел нарушить запрет обманывать, что мешало просто сказать об отсутствии денег. Поэтому Хафец Хаим решил отдать все деньги (или право на владение) раву Каганеману, чтобы его слова: «У меня нет денег» стали правдой.

23 ноября — 23 мая

38. Человеку, у которого украли вещи, разрешается использовать различные ухищрения и элементы лжи, чтобы вернуть их себе. То же касается случая, когда человека хотят обязать платить налоги, от которых он освобожден по закону. (В данном случае речь идет о коррумпированных системах.)

39. Нет запрета писать на ящиках или шкафах «опасно» или «стекло», чтобы предотвратить ущерб или кражу.

40. Разрешается обманывать человека, пытающегося обмануть вас (и причинить ущерб).

Реувен долго не возвращал Шимону ссуду размером в 100 долларов и каждый раз придумывал новые отговорки. И это при том, что все видели и знали о его высоких доходах и дорогих покупках. Шимон же был беден и ждал свои честно заработанные деньги каждый день. Когда они встретились на рынке, Шимон предложил Реувену купить какую-то вещь в его лавке, стоимостью в 100 долларов. Реувену нужна была эта вещь, и он согласился. Как только деньги оказались в руках Шимона, тот сказал, что теперь Реувен вернул ему долг, а если он все еще хочет этот товар, то должен заплатить.

Если женщина прячет от мужа его же вещи, ему разрешается предлагать «купить» их у нее только с целью выведать местонахождение этих вещей.

41. Если рабочие решили уйти посреди работы (нарушив договор), работодателю разрешается предложить им двойную плату, чтобы избежать ущерба. Сам же он не будет обязан заплатить им в два раза больше по окончанию работы, как обещал.

42. Разрешается давать неточную информацию (изначально желательно пользоваться фразами, которые можно истолковать двояко), чтобы избежать нарушения одного из запретов Торы (включая постановления мудрецов). Например, чтобы избежать запрета лашон а-ра (злословия).

43. Разрешается обманывать, когда речь идет о вещах, угрожающих здоровью человека, и, тем более, когда на чаше весов жизнь. Это также допустимо, если вы опасаетесь сглаза или зависти других людей.

44. Во всех вышеуказанных случаях, когда разрешено говорить неправду, делать это можно только не на постоянной основе, однако, есть мнения, которые спорят с данным утверждением.

Если есть способ достичь желаемой цели иным способом, или неточная информация может принести вред другим людям, необходимо избегать неправды.

45. Также во время молитвы, когда человек общается лицом к лицу с Творцом, нужно быть очень осторожным и беречь свои уста от лжи и обмана.


[1] В Песах квасное не должно оставаться во владении еврея. Избавиться от хамца можно разными способами, один из них — продажа его нееврею. После Песаха обычно неевреи с радостью продают его евреям обратно, так как получают больше того, что заплатили раньше, несмотря на это, в Песах хамец принадлежит им полностью, и они могут поступать с ним по своему усмотрению, даже если он продолжает храниться в доме еврея.

[2] Один из т.н. «малых пророков», пророчества которых собраны в книге «12 малых пророков».


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше