Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Страстное желание — это заболевание души и могила для жизни»Раби Шломо Ибн-Габироль
Почему Всевышний выбрал именно Бецалеля на роль руководителя строительством Храма? О духовном смысле огненных моделей сосудов.

Поскольку обе главы рассказывают о построении переносного Храма и изготовлении одежд первосвященника, рассмотрим талмудическое разъяснение отрывка о руководителе этих работ. В начале — отрывок главы «Ваякhель», о нём говорящий.

И сказал Моше сынам Израиля: «Смотрите, назвал Б-г по имени Бецалеля (в Талмуде, трактат Санhедрин, лист 69, доказывается, что Бецалелю, когда он приступал к руководству строительством Переносного Храма, было 13 лет), сына Ури, сына Хура из колена Йеуды (Рамбан (в пред. гл.): он — мудрец большой, понимающий тайну Переносного Храма и всех его сосудов — зачем приказано их изготовить и на что они намекают). И наполнил его Духом Б-га — Мудростью (Раши (в пред. гл.): те вещи, которые человек слышит от других, и учится), Пониманием (Раши: понимает вещь сердцем своим, [выводя её] из других вещей, которые выучил), и Знанием (Дух Святости (руах hа-кодеш רוח הקדש))[1], и всяким мастерством. И думать раздумиями, делать — по золоту, по серебру и по меди. И по обработке камня — для наполнения [оправ], и по обработке дерева — делать всякую работу продуманную».

В Талмуде (трактат Брахот, лист 55) приводится: Сказал р. Ицхак: «Не ставят руководителя над общиной (парнас аль hа-цибур פרנס על הציבור), пока не посоветуются с общиной, как сказано: “Смотрите, назвал Б-г по имени Бецалеля”. Сказал Святой, благословен Он, Моше: “Моше! Пригоден, (hагун הגון) по-твоему, Бецалель?” Сказал ему: “Властелин мира! Если для Тебя пригоден, для меня — тем более!” Сказал ему: “Несмотря на это — иди, скажи им!” Пошёл и сказал им, [сынам] Израиля: “Пригоден, по-вашему, Бецалель?” Сказали ему: “Если для Святого, благословен Он, и для тебя он пригоден, для нас — тем более”. Сказал р. Шмуэль бар Нахмени, сказал р. Йонатан (т.е. от имени р. Йонатана): “Бецалель во имя Мудрости своей назван. В час, когда сказал Святой, благословен Он, Моше: “Иди, скажи ему, Бецалелю, сделать Мне Переносной Храм, Ковчег (для скрижалей) и сосуды” (Раши: поскольку так они перечислены в гл. “Ки тиса”: “Шатёр Собрания, Ковчег Свидетельства и т.д.", а Моше сказал ему: “Сделай Ковчег и сосуды: стол, менору а после этого — Переносной Храм”, ибо считал р. Йонатан, что Моше сказал Бецалелю в том порядке, который приводится в гл. “Трума”), пошёл Моше, и перевернул [порядок], и сказал ему: “Сделай Ковчег, и сосуды, и Переносной Храм!” Сказал ему [Бецалель]: “Моше, учитель наш! По обычаю мира — человек строит дом, а после этого заносит в него сосуды, а ты говоришь: “Сделай мне Ковчег, и сосуды, и Переносной Храм”? Сосуды, которые я сделаю, куда занесу? Может, так сказал тебе Святой, благословен Он: “Сделай Переносной Храм, Ковчег и сосуды”?” Сказал ему [Моше]: “Может, в Тени Б-га (бе-цель Эль בצל אל) был ты, и знал (как было сказано)?” Сказал р. Йеуда, сказал Рав: “Знающим был Бецалель, как соединять буквы, с чьей помощью созданы небеса и земля (Раши: с помощью соединения их, и в “Книге Создания (сефер йецира ספר יצירה)”[2] учили о них). Написано тут: "И наполнил его Духом Б-га — Мудростью, Пониманием и Знанием”, и написано там (Мишлей, 3): “Б-г с помощью Мудрости основал землю, установил небеса с помощью Понимания”, и написано (там же): “С помощью Знания Его бездны раскололись”[3].

Этот отрывок Талмуда издавна привлекал особое внимание. Что именно подразумевается под вопросом “пригоден ли Бецалель”, о каких именно качествах “руководителя общины” следует “советоваться с народом”? Почему вопрос о “пригодности Бецалеля” сначала был задан одному Моше, и только потом передан всему народу? Зачем, получив вроде бы ясные инструкции свыше, Моше перевернул порядок в перечислении и начал с сосудов, а не с помещения? Почему в самой Торе сначала (в гл. “Трума”) приводится перечисление, где сосуды — в начале, а потом (в гл. “Ки тиса” и в нашей главе) — порядок изменён, и на первом месте — помещение Переносного Храма?

Раби Шломо-Элиэзер Эдлис (Маhарша — один из величайших толкователей Талмуда, родившийся близ Кракова и живший почти пять веков назад) прокомментировал, что “пригодность” руководителя общины связана с другим известным талмудическим отрывком — из первой гл. трактата Санhедрин, где объяснено, почему в Торе при установлении судей упомянуто два приказа: один — самим судьям, другой — народу. Существуют “два предостережения” (две повелительных заповеди): для общины, чтобы был на них “страх перед судьёй”, т.е., глубокое уважение к судье как к “главе народа”, и для судьи — “чтобы терпел бремя общины”, т.е., чтобы не наводил на них лишнего страха и выносил их утруждения, как будто несёт их на себе. Поэтому надо было спросить общину: “Пригоден ли человек, предлагаемый в руководители, для того, чтобы народ относился к нему с требуемым уважением?". И община ответила: если Сам Вс-вышний считает, что тринадцатилетний Бецалель будет идеальным руководителем строительства Храма, не будет заноситься и злоупотреблять властью, то и община, со своей стороны, проявит к нему необходимое уважение.

Раби Яшия-Йосеф Пинто (живший 5 веков назад выдающийся комментатор Талмуда, представитель одной из самых родовитых семей евреев из Марокко) разъяснял, что вопрос “пригоден ли Бецалель” был обращён сначала к Моше, чтобы, прежде всего, воздать почёт Господину пророков, и дать ему возможность показать, что он не против назначения кого-то другого на пост руководителя строительства Храма. И только после того, как Моше сказал: “Если для Тебя он пригоден, для меня — тем более”, Творец передал данный вопрос народу.

Раби Яаков Райшер (законодатель и каббалист, живший более трёх веков назад в Праге) в книге "Июн Яаков” объясняет, что Моше, конечно, имел серьёзную причину, чтобы “перевернуть порядок вещей” при изложении приказа Бецалелю. В другом месте Талмуда (трактат Менахот, лист 29) приводится, что Вс-вышний показал Моше при объяснении формы и смысла предметов Храма “огненные модели Ковчега, Стола и Меноры”. Однако, как объясняет р. Райшер, ссылаясь не только на Талмуд, но и на отрывок Книги Зоhар (из гл. Берешит), Вс-вышний не показал Моше “огненную модель” самого Переносного Храма (всего помещения), потому что “не устанавливается Храм Верхний (в высшем мире), пока не установится Храм Нижний” (цитата из Зоhара). Т.е. в “Верхнем Храме” помещение появилось после Ковчега, Стола и Меноры.

Поэтому Моше решил, что надо начать строительство с сосудов, а не со стен и крыши: ведь Творец показал ему, что “огненные модели” сосудов были сделаны раньше, чем помещение. При этом Господин пророков стоял перед выбором, на что полагаться — на высказанный Вс-вышним порядок изготовления (где сначала — помещение) или на показанные модели (из которых ясно, что сначала — сосуды)? И Моше выбрал второе, опираясь на галахический принцип “действия раввина и его высказывания” (”маасэ Рав” — по этому принципу, как правило, действие значительней слов).

Юный руководитель строительства, однако, не согласился с Моше, сказав, что "не Его Мысли — наши мысли» (цитата из пророка Йешаяу), и происходящее «сверху» имеет отличие от того, что «внизу» (ведь в другой, нематериальной реальности, где находится «Верхний Храм» — всё свято, и к святым предметам не проявляется неуважение, если они пребывают какое-то время вне помещения). Людям же (в процессе «нижнего» строительства) следует полагаться именно на «обычай мира» (нашего мира), согласно которому сначала строят помещение, чтобы было куда занести утварь. Не так ли сказал Творец? И Моше принял мнение Бецалеля, сказав: «Может быть, ты стоял в Тени Б-га и слышал, как Он давал указания?»

Раби Яшия-Йосеф Пинто добавляет, что, хотя в главе «Трума» перечисление начинается с сосудов, а не с помещения (и, казалось бы, — почему надо полагаться на другое перечисление из гл. «Ки Тиса»?), даже там есть намёк на верный для нас порядок — в следующем в стихе: «Подобное всему, что Я показываю тебе — вид Переносного Храма и вид всех сосудов его, так сделают», из чего видно, что делать нужно именно начиная с помещения.


[1] Три качества, следующие друг за другом (Хохма, Бина, Даат), чьи первые буквы образуют популярное сокращение, объясняются в комментарии Раши именно так: получение от учителей, самостоятельное развитие и — казалось бы, странное объяснение третьей ступени — «Дух Святости». Почему именно этот «дух», который сродни пророчеству, венчает процесс Учения, завершает интеллектуальное познание мира? Поделюсь тем, что слышал об этом в Святом Городе от одного из авторитетных раввинов. Главная беда второй стадии процесса («Понимания») в том, что самостоятельному мышлению человека часто сопутствуют ошибки и заблуждения, что оно легко покидает границы Заповеданного, Традиционного, превращаясь в личное и потому сомнительное. Поэтому едва ли не самое важное — точно чувствовать, когда именно следует прекратить развивать полученное Знание, своевременно осознавать, где заканчивается правильное, необходимое развитие воспринятой Мудрости и начинаются необязательные самодельные изыскания. И вот для того, чтобы всегда ощущать, где эта грань (тонкая и малозаметная) нужен "Руах hа-Кодеш", то есть, Б-жественное Вдохновение, а упрощённо говоря — подсказка свыше.

[2] Самая древняя книга по каббале (краткое зашифрованное описание Миротворения), составитель которой, как традиционно считается, — праотец Авраам.

[3] Объяснение того, почему именно земля «основана с помощью Мудрости» (бе-Хохма בחכמה), именно небеса «установлены с помощью Понимания (би-Твуна בתבונה)», а «с помощью Знания Его (бе-Даато בדעתו)» именно «раскололись бездны», равно как и толкование выражения «Тень Б-га» находятся далеко за границами компетенции автора этих строк, да и не вписываются в формат простого русскоязычного комментария к недельной главе.

Из «Книги для изучения Торы»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.