Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Милосердием и правдою очищается грех»Мишлей 16:6

[1] Служение во времени — это заповеди, которые мы обязаны (исполнять) в известные моменты времени. В их числе: покой и освящениеШабата, покой Дня Искупления (Йом Кипур) и его ограничения, покой праздников и их освящение, будни праздников (Холь амоэд) в Лесах иСуккот, хамец и маца в Лесах, трубление в шофар (рог) в Рош ашана, сукка (шалаш) и лулав в Суккот, Рош ходэш (новолуние), Ханука иПурим. Объясним суть каждого из них.

[2] Суть Шабата, в общих чертах, состоит в следующем. Мы уже объяснили выше, что объекты этого мира профанны, а не святы. Но с другой стороны, необходимо было придать созданиям некоторую святость, чтобы тьма не возобладала бы в них более, чем следует. Высшая Мудрость отмерила с предельной точностью, какова должна быть степень профанного и какова — прибавляемого к нему святого, и ограничила все это подобающими границами в аспектах количества, качества, места, времени и всех прочих аспектах, которые следует различать в созданиях.

Во времени были установлены святые и будние дни, и в самих святых днях есть различные уровни святости. И было установлено, что большинство дней будут будними, и только необходимое число — святыми.

И еще было установлено, чтобы существовал единообразный цикл дней, повторяющийся раз за разом и состоящий из семи дней. И это поскольку все Творение было создано за семь дней, и все его бытие заключено в это число. Поэтому именно этому числу подобает называться «совершенной мерой», так как все Творение должно осуществляться через него. В большем же (числе) нет нужды, ибо в нем (в семи) было завершено все Творение.

Этот цикл, таким образом, постоянно повторяется до конца 6000 лет. Более того, и во всей мировой истории существует этот (семеричный) цикл в увеличенном масштабе, т.е. все дни этого мира разделены на шесть тысяч (лет), за которыми следует тысяча (лет) «покоя». После этого все Бытие будет обновлено и установится другая система Мироздания, согласно постановлению Высшей Мудрости.

Было определено, что конец всякого цикла будет святым и это явится большим возвышением для всех дней. Ибо хотя большинство дней профанны и свят только один из семи, это как раз то, что необходимо этому миру, как мы упомянули. Но, с другой стороны, поскольку святой день — конец и завершение каждого цикла, то весь цикл исправляется и возвышается через него, и выходит, что все дни человека освящаются.

Это — великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы он был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это превосходство не подобает им и не предназначено для них.

[3] Евреям подобает вести себя в этот день соответственно тому уровню, которого они достигают. Мы уже объяснили выше, что занятия человека делами этого мира связывают его с материальностью и спускают с высоты и значимости, которые подобают ему. Поскольку в Шабатеврей возвышается над своим будничным состоянием, он должен отрешиться от занятий этого мира и держаться на уровне, подобающем святости этого дня.

Но все то время, что человек находится в этом мире и связан со своим материальным телом, он не может полностью отрешиться от телесности и ее потребностей. Высшая Мудрость отмерила, однако, и степень отрешенности (человека) от телесности, и необходимую степень привязанности к ней. И эта надлежащая степень отрешенности в Шабат от телесности была заповедана человеку, и (Тора) предостерегла его не приостанавливать этого отрешения. В этом и заключается суть всех 39 видов работы, запрещенных в Шабат.

[4] И кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через «субботнее наслаждение» (онэг шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и уходе посредством Авдалы и другие элементы, опирающиеся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему. Детали же этих вещей соответствуют особенностям этой святости, ее аспектам, путям и порождениям, каковы они по истине.

[5] Высшая Мудрость постановила дать Израилю дополнительное освящение: другие святые дни, помимо Шабата. В эти дни еврей получает различные уровни святости, но все они — ниже уровня воздействия и святости Шабата.

И чем выше уровень воздействия каждого из этих дней, тем больше необходимость отрешиться в этот день от занятий этого мира. Этому (уровню) соответствует и степень запрета работ в каждый из этих дней. Выше всех Йом Кипур, за ним следуют праздники, затем Холь амоэд, Рош ходэш, в который лишь женщины воздерживаются от работы, и, наконец, Ханука и Пурим, в которые не запрещена работа. В Хануку мыблагодарим Всевышнего, а Пурим, кроме этого, еще и радуемся. Все это пропорционально уровню воздействия и света, светящего в каждый из этих дней.

[6] Кроме этого освящения, отмеренного в соответствии со святостью дня, есть еще частные аспекты, специфические для каждого из времен. И корнем всего этого является порядок, установленный Высшей Мудростью: каждое исправление, что совершилось, и большой свет, что засветил в свое время, — при наступлении этого периода времени вновь засветит нам свет, подобный тому первому свету, и в получателе этого света обновятся результаты того исправления.

Согласно этому, нам было заповедано соблюдать Лесах во всех его деталях в память об Исходе из Египта. Поскольку во время Исхода мы получили чрезвычайно большое исправление, как мы говорили выше, было установлено, что в каждую годовщину этого события проливается на нас духовный свет, подобный свету, воссиявшему тогда, и в нас обновляется порождение того исправления. Поэтому мы обязаны совершать все предписанные действия.

То же самое происходит в Шавуот относительно дарования Торы, а в Суккот относительно Облаков Славы, и хотя в этом частном случае (мы празднуем) не в то же самое время, но Тора установила этот праздник в память о тех событиях, как написано (Ваикра 23:43): «Ибо в шалашах (Облаках Славы) поселил Я сынов Израиля». Аналогично Ханука и Пурим. То же самое верно и по отношению ко всем дням, упомянутым вМегилат Таанит{Свитке Постов) (Шабат 136). Однако эти дни были отменены, поскольку евреи не могли выполнить их и были поэтому освобождены от памятования, пробуждающего озаряющий свет.

Сейчас мы объясним каждую из этих заповедей в отдельности.


Саморазвитием называют самостоятельный процесс совершенствования себя, который реализуется путем приобретения новых и развития имеющихся навыков, а также за счет преодоления вредных привычек. Религиозные евреи считают самосовершенствование смыслом жизни Читать дальше

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Дерех Хаим 29. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:12

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Совершенство достигается в трех областях — в отношениях с другими людьми, в отношениях со Всевышним и собственное, внутреннее совершенство. Правильный вектор в отношениях с другими достигается через уважение к чужому имуществу.

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Отрывки из трактата «Авот» — «Поучения отцов»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Рав Ноах Вайнберг

Научись выражать свои мысли вслух. Слова представляют собой мост между теоретическим и практическим, с их помощью ты можешь проверить, насколько ты веришь в то, что говоришь, и насколько ты следуешь тому, во что веришь

Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...

Рав Ашер Кушнир

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира « Элуль. Пробуждение Больших Мозгов »

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Дерех Хаим 27. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:10

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться.

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Тот, кто желает возвысить и усилить свою способность к новому творению и к обновлению, должен максимально использовать духовный прилив Рош аШана.

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.