Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали наши мудрецы: «Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома».»(Ваикра Раба, 34:8)

[1] Мы уже объяснили в части 1, гл. 4, аспекты любви и страха, которые приближают и приобщают человека к Творцу, благословенно Его Имя. Это сказано об истинных любви и страхе — любви к Всевышнему Самому, а не к награде, и страхе перед Его вознесенностью, а не перед наказанием. Такой страх очищает человека от тьмы его материальности и телесности и привлекает к нему Ше-хину. Мера страха определяет меру очищения человека и привлечения Шехины. На том, кто достигнет состояния, при котором такой страх будет присутствовать у него всегда,Шехина пребудет постоянно. В совершенстве этим свойством обладал Моше-рабейну, мир ему, о котором сказали (Брахот 33а): «Для Моше страх — невеликое дело», и этим удостоился постоянного пребывания Шехины.

Другим же людям тяжело достичь этого должным образом; но мерой достижения человеком страха перед Б-гом определяется сила его чистоты и святости. И особенно во время исполнения человеком заповедей или изучения Торы: Б-гобоязненность — необходимое условие совершенства этого изучения или этой заповеди, как мы упомянули.

[2] А любовь приобщает и связывает человека с Творцом, умножает его (духовную) силу и коронует его великими венцами. Главное же — в радости сердца, в горении души перед ее Творцом и во вручении человеком всего себя освящению Имени Всевышнего, чтобы совершать угодное Ему. Это уже объяснено в своем месте, и нет нужды говорить здесь об этом подробно.

И к этому еще присоединяются вера в Него, Благословенного, и, в особенности, упование на Него и т. п. — все вещи, приобщающие человека к Творцу, благословенно Его Имя, и усиливающие в нем святость и сияние.


Какие заповеди предписывает Тора и наши мудрецы по отношению к своим близким? Кого вообще считать родственником, а кого — нет? Читать дальше