Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

5:15 Существуют четыре вида учеников. Быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком. С трудом воспринимает, но и с трудом забывает — убыток у него перекрывается прибылью. Быстро схватывает и с трудом забывает — это благой удел. С трудом воспринимает и быстро забывает — это дурной удел.

В этой мишне в объяснении нуждается вот что. Мишна определила, что если ученик быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком, а не назвала это «средним уделом». А она должна была бы так сделать, если уж назвала последние два случая благим уделом и дурным уделом! Кроме того, выражение прибыль у него перекрывается убытком применимо лишь в том случае, когда убыток проистекает из самой прибыли. Или, если прибыль связана с убытком и вытекает из него, можно сказать, что убыток у него перекрывается прибылью, — мы уже разъясняли это выше. Но в данном случае — почему способность быстро забывать определяется способностью быстро схватывать?! И точно такое же недоумение вызывает и определение второго случая в мишне: убыток у него перекрывается прибылью.

По-видимому (объяснение таково). Несомненно, когда человек быстро схватывает, услышанное не запечатлевается в его душе так же прочно, как у того, кто воспринимает медленно. Воспринимающий медленно должен приложить много усилий (чтобы нечто запомнить), поэтому к нему не будет относиться сказанное нашими мудрецами (Швуот 41б): «То, что человек воспринял несознательно, он не считает возложенным на себя и не помнит». Такой человек (напротив) обретает свое знание лишь через огромный труд и усилия, так что, разумеется, ощущает необходимость все помнить! Поэтому он и запоминает лучше. Но тот, кто воспринимает быстро, получает свои знания с легкостью и без усилий, а потому и не так старается удержать их в памяти, а значит, быстро забывает. Получается, что прибыль у него — то, что он быстро схватывает, перекрывается убытком тем, что он быстро и забывает. Ведь воспринятое с легкостью приходит к человеку как бы само собой, без сознательного усилия, поэтому такие знания он «не считает возложенными на себя и не помнит». Поэтому и в противоположном случае, если человек с трудом воспринимает, но и с трудом забывает, — убыток у него перекрывается прибылью: поскольку воспринимать ему трудно, он прикладывает серьезные усилия и обращает все свое внимание на то, что изучает, поэтому обретенные им знания остаются с ним.

с разрешения издательства Швут Ами


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его