Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

5:15 Существуют четыре вида учеников. Быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком. С трудом воспринимает, но и с трудом забывает — убыток у него перекрывается прибылью. Быстро схватывает и с трудом забывает — это благой удел. С трудом воспринимает и быстро забывает — это дурной удел.

В этой мишне в объяснении нуждается вот что. Мишна определила, что если ученик быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком, а не назвала это «средним уделом». А она должна была бы так сделать, если уж назвала последние два случая благим уделом и дурным уделом! Кроме того, выражение прибыль у него перекрывается убытком применимо лишь в том случае, когда убыток проистекает из самой прибыли. Или, если прибыль связана с убытком и вытекает из него, можно сказать, что убыток у него перекрывается прибылью, — мы уже разъясняли это выше. Но в данном случае — почему способность быстро забывать определяется способностью быстро схватывать?! И точно такое же недоумение вызывает и определение второго случая в мишне: убыток у него перекрывается прибылью.

По-видимому (объяснение таково). Несомненно, когда человек быстро схватывает, услышанное не запечатлевается в его душе так же прочно, как у того, кто воспринимает медленно. Воспринимающий медленно должен приложить много усилий (чтобы нечто запомнить), поэтому к нему не будет относиться сказанное нашими мудрецами (Швуот 41б): «То, что человек воспринял несознательно, он не считает возложенным на себя и не помнит». Такой человек (напротив) обретает свое знание лишь через огромный труд и усилия, так что, разумеется, ощущает необходимость все помнить! Поэтому он и запоминает лучше. Но тот, кто воспринимает быстро, получает свои знания с легкостью и без усилий, а потому и не так старается удержать их в памяти, а значит, быстро забывает. Получается, что прибыль у него — то, что он быстро схватывает, перекрывается убытком тем, что он быстро и забывает. Ведь воспринятое с легкостью приходит к человеку как бы само собой, без сознательного усилия, поэтому такие знания он «не считает возложенными на себя и не помнит». Поэтому и в противоположном случае, если человек с трудом воспринимает, но и с трудом забывает, — убыток у него перекрывается прибылью: поскольку воспринимать ему трудно, он прикладывает серьезные усилия и обращает все свое внимание на то, что изучает, поэтому обретенные им знания остаются с ним.

с разрешения издательства Швут Ами


Качества Творца мы познаем по Его деяниям. Для того, чтобы прилепиться к Творцу и уподобиться Ему, человеку следует уподобиться в своих поступках тринадцати высшим Качествам Милосердия Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.

Кто от кого скрывается? Где находится Б-г? Создал ли Всевышний мир таким, что в нем есть связь между Ним и людьми?

Рав Ефим Свирский

Как Тора объясняет свой феномен именно с психологической точки зрения? Из книги "Тора и психология".

Путь Творца

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".