Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

5:15 Существуют четыре вида учеников. Быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком. С трудом воспринимает, но и с трудом забывает — убыток у него перекрывается прибылью. Быстро схватывает и с трудом забывает — это благой удел. С трудом воспринимает и быстро забывает — это дурной удел.

В этой мишне в объяснении нуждается вот что. Мишна определила, что если ученик быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком, а не назвала это «средним уделом». А она должна была бы так сделать, если уж назвала последние два случая благим уделом и дурным уделом! Кроме того, выражение прибыль у него перекрывается убытком применимо лишь в том случае, когда убыток проистекает из самой прибыли. Или, если прибыль связана с убытком и вытекает из него, можно сказать, что убыток у него перекрывается прибылью, — мы уже разъясняли это выше. Но в данном случае — почему способность быстро забывать определяется способностью быстро схватывать?! И точно такое же недоумение вызывает и определение второго случая в мишне: убыток у него перекрывается прибылью.

По-видимому (объяснение таково). Несомненно, когда человек быстро схватывает, услышанное не запечатлевается в его душе так же прочно, как у того, кто воспринимает медленно. Воспринимающий медленно должен приложить много усилий (чтобы нечто запомнить), поэтому к нему не будет относиться сказанное нашими мудрецами (Швуот 41б): «То, что человек воспринял несознательно, он не считает возложенным на себя и не помнит». Такой человек (напротив) обретает свое знание лишь через огромный труд и усилия, так что, разумеется, ощущает необходимость все помнить! Поэтому он и запоминает лучше. Но тот, кто воспринимает быстро, получает свои знания с легкостью и без усилий, а потому и не так старается удержать их в памяти, а значит, быстро забывает. Получается, что прибыль у него — то, что он быстро схватывает, перекрывается убытком тем, что он быстро и забывает. Ведь воспринятое с легкостью приходит к человеку как бы само собой, без сознательного усилия, поэтому такие знания он «не считает возложенными на себя и не помнит». Поэтому и в противоположном случае, если человек с трудом воспринимает, но и с трудом забывает, — убыток у него перекрывается прибылью: поскольку воспринимать ему трудно, он прикладывает серьезные усилия и обращает все свое внимание на то, что изучает, поэтому обретенные им знания остаются с ним.

с разрешения издательства Швут Ами


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его