Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

5:15 Существуют четыре вида учеников. Быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком. С трудом воспринимает, но и с трудом забывает — убыток у него перекрывается прибылью. Быстро схватывает и с трудом забывает — это благой удел. С трудом воспринимает и быстро забывает — это дурной удел.

В этой мишне в объяснении нуждается вот что. Мишна определила, что если ученик быстро схватывает, но быстро и забывает — прибыль у него перекрывается убытком, а не назвала это «средним уделом». А она должна была бы так сделать, если уж назвала последние два случая благим уделом и дурным уделом! Кроме того, выражение прибыль у него перекрывается убытком применимо лишь в том случае, когда убыток проистекает из самой прибыли. Или, если прибыль связана с убытком и вытекает из него, можно сказать, что убыток у него перекрывается прибылью, — мы уже разъясняли это выше. Но в данном случае — почему способность быстро забывать определяется способностью быстро схватывать?! И точно такое же недоумение вызывает и определение второго случая в мишне: убыток у него перекрывается прибылью.

По-видимому (объяснение таково). Несомненно, когда человек быстро схватывает, услышанное не запечатлевается в его душе так же прочно, как у того, кто воспринимает медленно. Воспринимающий медленно должен приложить много усилий (чтобы нечто запомнить), поэтому к нему не будет относиться сказанное нашими мудрецами (Швуот 41б): «То, что человек воспринял несознательно, он не считает возложенным на себя и не помнит». Такой человек (напротив) обретает свое знание лишь через огромный труд и усилия, так что, разумеется, ощущает необходимость все помнить! Поэтому он и запоминает лучше. Но тот, кто воспринимает быстро, получает свои знания с легкостью и без усилий, а потому и не так старается удержать их в памяти, а значит, быстро забывает. Получается, что прибыль у него — то, что он быстро схватывает, перекрывается убытком тем, что он быстро и забывает. Ведь воспринятое с легкостью приходит к человеку как бы само собой, без сознательного усилия, поэтому такие знания он «не считает возложенными на себя и не помнит». Поэтому и в противоположном случае, если человек с трудом воспринимает, но и с трудом забывает, — убыток у него перекрывается прибылью: поскольку воспринимать ему трудно, он прикладывает серьезные усилия и обращает все свое внимание на то, что изучает, поэтому обретенные им знания остаются с ним.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»