Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер

[1] До сих пор мы объясняли законы Провидения. Сейчас же поговорим о путях Провидения. Этот вопрос разделяется на две части: первая — осуществляемый Творцом надзор, и вторая — Его воздействие.

[2] Относительно Его надзора мы уже знаем, что Он, благословенно Его Имя, знает все, и в Его знании вообще нет никакого недостатка, будь-то о будущем, о настоящем или о прошлом; и все, что было и будет, уже провидено Им извека, и не скрыто от Него ничего. И все сущее открыто перед Ним, известно Ему во всех своих аспектах и совершенно не скрыто от него.

Но мы называем «Его надзором» над вещами то, что Он судит их и выносит о них постановления, ограниченные рамками времени, в течение которого Он хочет их обновления. Мы еще поговорим об этом, с Б-жьей помощью, далее.

[3] А Его воздействие — это реализация Его воли, в том порядке и в той последовательности, которые Он желает. И поскольку Он выстроил Свои творения в определенную иерархию порядка и развития одного из другого, соответственно Своему желанию, так же как Он возжелал такую цепную последовательность в бытии вещей, так Он желает ее и в поддержании их существования и их функционировании. И в этом же порядке Он поддерживает существование всех деталей Бытия и воздействует на них и на отношения между ними.

Творец воздействует на ангела, а ангел — на ангела низшей ступени, и так ступень за ступенью, пока последний ангел не произведет действие в материальном: поддержит или обновит существование чего-либо согласно постановлению Творца.

Но осуществление всего Бытия на всех ступенях — только от Б-га. Ибо Он Своей силой осуществляет творения и их развитие одно из другого, каждое — по-своему. Воплощение же действий в материю, согласно вышеупомянутому порядку объектов и их отношений, происходит по ступеням, как мы упомянули.

[4] И заложил Господин, благословен Он, в природу каждого слуги — стоять на своем посту и отважно выполнять то, что вверено ему. Он может быть смещен со своего поста только согласно порядку, установленному Творцом.

Например, ангел, управляющий деревьями будет стараться и прилагать силу, чтобы держать свои деревья. Но когда выйдет от Всевышнего постановление, ангел, назначенный над ветрами, усилит ветер, соответственно постановлению. Ангел, управляющий деревьями, будет отодвинут, и некоторое число деревьев будет вырвано силой ветра.

И есть во всем этом развитая иерархичность и большая детализация. Ибо есть ангелы, назначенные над материальной природой, поддерживающие все части материальных явлений в пределах их естественных законов; и над ними — ангелы, реализующие постановления о награде и наказании, побуждающие ангелов природы устраивать все дела согласно этим постановлениям. Во всем этом есть множество деталей, согласно чудесным тайнам Его управления.

[5] Однако Творец Сам надзирает надо всем: низшими и высшими, «корнями» и «ветвями», и всегда направляет к всеобщему совершенству, и к этому ведет все Творение. И в разных частях Творения происходят разные процессы согласно их готовности: одно отталкивают, а другое приближают, одно очищают, а другое оставляют в покое; каждую часть постигает то, что должно постигнуть, чтобы установить все Творение в совершенстве.

[6] И Всевышний по Своему желанию изменяет порядок мироздания в любой момент, когда захочет, и делает знамения и чудеса в различных вещах по Своему желанию, как посчитает нужным для пользы Творения соответственно обстоятельствам и времени. А как же быть с тем, что сказали наши Мудрецы (Берешит раба 5): «Условия поставил Святой, благословен Он, всему, сотворенному в Шесть дней творения, (что они не будут отклоняться от путей, которые предписал им Творец)»? Это высказывание не означает, что Всевышний ничего не изменит с тех пор, ибо, конечно, Он полностью изменяет всегда, когда захочет. Но дело в том, что в момент творения Он показал и дал знать всем корням творений их природу и их истинную сущность и цель, во имя которой были созданы, к чему должны они будут придти в своих воплощениях и каков будет конец их. И постигли они и познали, что все движется к цели истинного блага, возжелали и возрадовались. Об этом сказали Мудрецы в другом месте (Рош ашана 11 а; Хулин 60а): «Все творения были созданы с их согласия». Но когда Творец дал им знать их истинную сущность, закон и все их превращения на самом деле, Он показал им также, что одно из необходимых условий их совершенства, чтобы через них произошли известные чудеса для всего Израиля или для праведников из Израиля в различные времена.

Все сказанное выше касается высших «корней». После того, согласно всему этому, из этих «корней» последовательно развились и зафиксировались в подобающем им виде материальные явления; над ними были поставлены служители, поддерживающие их по природному закону. И когда Всевышний пожелает, Он прикажет служителям, и те перестанут выполнять свое назначение, и материальные явления изменят течение своих природных процессов согласно приказу.

Приказ же может придти к ним различными путями. То есть, говоря иносказательно, как указ царя или как окрик сердящегося правителя, как сказано (Теилим 106:9): «Он прикрикнул на море Суф, и оно высохло, провел их через бездны, как по пустыне», и тому подобными путями, согласно обстоятельствам каждого времени.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?