Из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом», темы: Современность и Тора, Иудаизм, Мировоззрение, Рустем Ибрагимов, Ортодоксальный модернизм, Единство еврейского народа
Очевидно, что начать свое исследование необходимо с самого основания — Письменной Торы, а точнее, с идей, заложенных в ней. Ведь именно эти идеи, как минимум, должны лежать в фундаменте иудаизма. О ценности ее идей, а именно, идеи единого Б-га и его Закона, никто из представителей различных течений иудаизма не спорит, хотя есть разногласия в вопросе о происхождении самой Торы. Здесь есть различные точки зрения, исходя из которых, представители разных течений иудаизма выводят различные практические следствия.
Вопрос о божественном происхождении Торы является очень интересным и актуальным вопросом, но он лежит вне рамок данной части исследования. Так что, перейду сразу к анализу основополагающих принципов иудаизма, под которыми я понимаю идеи монотеизма и Закон, данный Творцом, еврейскому народу. На основе Закона еврейскими мудрецами были выведены ритуальные и морально-нравственные законы.
Итак, на мой взгляд, получается, что центральными системообразующими идейными элементами, как минимум, являются:
Иудаизм, как сложная идейно-смысловая структура, является Храмом, защищающим Святую Святых — Слово, как Закон, данный Творцом. Евреи, люди, созданные специально для того, чтобы создать Храм и содержать его в надлежащем порядке. Для этого, они должны направлять, как можно больше своих мыслительных и физических усилий на изучение Торы и соблюдение заповедей. Именно, в этом случае, на мой взгляд, еврей становится иудеем, при чем, на то время, пока он своими действиями соответствует предписанным законам и правилам. То есть, быть иудеем это процесс, означающий восхождение — движение по особой, заданной Законом, траектории. Как только еврей сходит с этой траектории, то он перестает восходить, тем самым, перестает быть иудеем, в истинном смысле этого слова. Он перестает служить стражем Закона. Но у него всегда есть возможность вернуться на эту дорогу и продолжить восхождение. Или, по крайней мере, помогать тем, кто служит стражем Закона.
С моей точки зрения, получается, что быть иудеем это значит вступить в некую должность, взяв на себя обязанности по наполнению ее своими усилиями, чтобы соответствовать ей. Также как, например, человек, занявший должность полицейского (прокурора, директора завода, президента страны), должен наполнить ее содержанием — своими умственными и физическими усилиями, соответствующими данной должности. В противном случае, если этот человек, например, за взятки отпускает преступника (разворовывает имущества завода или всей страны), то он, даже, занимая эти должности формально, по сути, не будет являться ни полицейским, ни директором завода, ни президентом страны.
Очевидно, что далеко не все евреи двигаются, в полной мере, по заданной иудаизмом траектории. В организме еврейской нации, с одной стороны, есть те, кто почти все свое время посвящает изучению Торы и соблюдению заповедей, а с другой стороны, есть те, кто это делает по минимуму. И есть те, кто находится между двумя этими полюсами. Их подавляющее большинство. При этом, в принципе, быть иудеем может человек любой национальности, если он двигается по заданной Торой траектории и проходит необходимую процедуру — Гиюр.
Ближайшая цель каждого еврея от рождения — создавая усилия и преодолевая сопротивление, следовать, как можно больше, Закону, доказывая, тем самым, изо дня в день, свою способность быть иудеем. Это создает своеобразную синхронизацию между евреями (как на духовном, так и на физическом уровне) и, тем самым, создает единый организм еврейской нации. Я думаю, примером наивысшей синхронизации и объединения еврейской нации является момент, когда Моисей взошел на гору Синай, а Б-г «спустился» к Моисею и народу, который собрался вокруг горы.
Дальняя цель — это приведение всех народов к познанию и признанию единого Творца. При достижении этой цели уже все нации должны будут сорганизоваться вокруг единого центра в целостный организм человеческой цивилизации. Каждая нация займет тогда свое, присущее ей функциональное место. Только, в этом случае, не будет никаких войн, столкновений и конфликтов.
Продолжение следует
Валерий Каджая
О жизни евреев в России написано так много, что даже слишком. И, тем не менее, мало кто знает даже среди евреев о трагической доле кантонистов. А ведь даже погромы, как ни страшны и бесчеловечны они ни были, бледнеют перед ней.
Азриэль Казаков
Как делать людям замечания, если уж делать?
Неизвестный автор,
из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники»
Секта быстро распространялась, несмотря на активное противодействие церкви и гражданских властей. Последователи ее появились в Коломенском и в Серпуховском уездах Московской губернии.
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию
Рав Пинхас Перлов
Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Ита Минкина
Литературная страница
Рав Йосеф Менделевич,
из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях»
Н. Изаксон
Мидраши и рассказы на темы праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора.
Рав Пинхас Перлов,
из цикла «О «христианском милосердии к еврею»»
Из воспоминаний русского чиновника
Толдот Йешурун
«Только Всевышнему известно, зачем Он посылает нам такие испытания...»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из ближайших учеников р. Хаима Воложинера. Уже в годы юности по поручению р. Хаима давал уроки в ешиве.