Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а
Три опоры иудаизма. Как только еврей сходит с траектории заданной Законом, то он перестает восходить, тем самым, перестает быть евреем, в истинном смысле этого слова.

Очевидно, что начать свое исследование необходимо с самого основания — Письменной Торы, а точнее, с идей, заложенных в ней. Ведь именно эти идеи, как минимум, должны лежать в фундаменте иудаизма. О ценности ее идей, а именно, идеи единого Б-га и его Закона, никто из представителей различных течений иудаизма не спорит, хотя есть разногласия в вопросе о происхождении самой Торы. Здесь есть различные точки зрения, исходя из которых, представители разных течений иудаизма выводят различные практические следствия.

Вопрос о божественном происхождении Торы является очень интересным и актуальным вопросом, но он лежит вне рамок данной части исследования. Так что, перейду сразу к анализу основополагающих принципов иудаизма, под которыми я понимаю идеи монотеизма и Закон, данный Творцом, еврейскому народу. На основе Закона еврейскими мудрецами были выведены ритуальные и морально-нравственные законы.

Итак, на мой взгляд, получается, что центральными системообразующими идейными элементами, как минимум, являются:

  1. Единый Творец.
  2. Закон, созданный Творцом, прорастающий и проявляющийся в реальной жизни человечества в виде множества галахических заповедей и следствий из них.
  3. Еврейский народ, созданный Творцом.

Иудаизм, как сложная идейно-смысловая структура, является Храмом, защищающим Святую Святых — Слово, как Закон, данный Творцом. Евреи, люди, созданные специально для того, чтобы создать Храм и содержать его в надлежащем порядке. Для этого, они должны направлять, как можно больше своих мыслительных и физических усилий на изучение Торы и соблюдение заповедей. Именно, в этом случае, на мой взгляд, еврей становится иудеем, при чем, на то время, пока он своими действиями соответствует предписанным законам и правилам. То есть, быть иудеем это процесс, означающий восхождение — движение по особой, заданной Законом, траектории. Как только еврей сходит с этой траектории, то он перестает восходить, тем самым, перестает быть иудеем, в истинном смысле этого слова. Он перестает служить стражем Закона. Но у него всегда есть возможность вернуться на эту дорогу и продолжить восхождение. Или, по крайней мере, помогать тем, кто служит стражем Закона.

С моей точки зрения, получается, что быть иудеем это значит вступить в некую должность, взяв на себя обязанности по наполнению ее своими усилиями, чтобы соответствовать ей. Также как, например, человек, занявший должность полицейского (прокурора, директора завода, президента страны), должен наполнить ее содержанием — своими умственными и физическими усилиями, соответствующими данной должности. В противном случае, если этот человек, например, за взятки отпускает преступника (разворовывает имущества завода или всей страны), то он, даже, занимая эти должности формально, по сути, не будет являться ни полицейским, ни директором завода, ни президентом страны.

Очевидно, что далеко не все евреи двигаются, в полной мере, по заданной иудаизмом траектории. В организме еврейской нации, с одной стороны, есть те, кто почти все свое время посвящает изучению Торы и соблюдению заповедей, а с другой стороны, есть те, кто это делает по минимуму. И есть те, кто находится между двумя этими полюсами. Их подавляющее большинство. При этом, в принципе, быть иудеем может человек любой национальности, если он двигается по заданной Торой траектории и проходит необходимую процедуру — Гиюр.

Ближайшая цель каждого еврея от рождения — создавая усилия и преодолевая сопротивление, следовать, как можно больше, Закону, доказывая, тем самым, изо дня в день, свою способность быть иудеем. Это создает своеобразную синхронизацию между евреями (как на духовном, так и на физическом уровне) и, тем самым, создает единый организм еврейской нации. Я думаю, примером наивысшей синхронизации и объединения еврейской нации является момент, когда Моисей взошел на гору Синай, а Б-г «спустился» к Моисею и народу, который собрался вокруг горы.

Дальняя цель — это приведение всех народов к познанию и признанию единого Творца. При достижении этой цели уже все нации должны будут сорганизоваться вокруг единого центра в целостный организм человеческой цивилизации. Каждая нация займет тогда свое, присущее ей функциональное место. Только, в этом случае, не будет никаких войн, столкновений и конфликтов.

Продолжение следует


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?