Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

1. Сущность мелахи

После того как из зерна выбрали мелкие камушки, его отправляют на помол. В Мишкане тоже выполняли эту мелаху, когда нужно было перемолоть зерна растений, из которых изготовляли краску для тканей1. Мелахой считается не только помол, похожий на помол зерен и семян, в результате которого они распадаются на множество отдельных кусочков, как например при толчении и растирании пряных трав, но к мелахе помола относится также и нарезание овощей, например лука, на очень мелкие кусочки2. Если разминают плод на кусочки, даже остающиеся единой массой, например, яблоки, перед тем как их собираются варить (однако после того как они хорошо разварились, запрета помола не существует), или картошку, то также совершают мелаху помола. Разминание бананов также считается помолом3.

2. Определения мелахи

Не во всех случаях мы можем говорить о совершении мелахи помола, и вот ее определения:

а) Растущее из земли.
Мелаха помола относится лишь к тому, что растет из земли или

добывается из земли подобно соли, глинозему, вкраплениям золота или рудам других металлов. Также запрещается пилить дрова для получения опилок4. Но по отношению к тому, что не растет из земли и не добывается из нее, например, яйцам, мясу, сыру и т.п. нет запрета помола5. Тем не менее и эту категорию предметов не разрешили молоть любыми способами (см. ниже п.3).

б) Непосредственно перед трапезой.

Как и в случае с мелахой отбора, о которой мы писали выше, имеет значение способ выполнения мелахи: производится ли она обычным для этой мелахи способом или в процессе еды. Как там, так и здесь разрешено делать эту мелаху непосредственно перед едой без использования инструментов, специально предназначенных для ее выполнения в будни6. Хотя основной закон таков, тем не менее поскольку есть авторитеты, не проводящие этого различия и говорящие, что размалывающий непосредственно перед едой совершает мелаху помола, поским постановили, что следует соблюсти все мнения и изначально желательно не пользоваться разрешением молоть перед трапезой7. Некоторые мудрецы добавляют, что даже те, кто разрешают молоть перед трапезой, относят это облегчение к самой еде, но не к приправам (пряностям и т.п.), для которых нет различия между помолом задолго до трапезы и помолом перед самой трапезой8. (Некоторые устрожают еще больше и разрешают перед едой только нарезать на мелкие кусочки. Однако в продуктах, которые растирают до такого состояния, что они превращаются в единую массу, например, банан, не делают различия между приготовлением заранее и приготовлением перед трапезой9.)

в) Нет помола после помола.

На то, что однажды уже перемололи, даже если кусочки вновь соединились вместе, не распространяется запрет помола19.

г) Изменение.

Для других мелахот не имеет значения то, каким способом они выполнены, обычным или изменённым, так как если даже при этом не действует запрет Торы, то все-таки продолжает действовать запрет мудрецов. Но мелаху помола разрешили производить для нужд еды10 изменённым способом11. (См. ниже подробное разъяснение каждого пункта.) 3. Как в будни

Даже то, к чему не относится мелаха помола, мудрецы не разрешили измельчать предназначенным для этого в будни инструментом. Смысл запрета — увда дэхоль (будничное занятие). По этой причине во всех случаях, когда разрешили молоть, например, уже смолотое однажды, или продукты нерастительного происхождения, или непосредственно перед трапезой (здесь, возможно, пользование специальными инструментами запрещено самой Торой12), нельзя использовать те инструменты, которыми мелют в будни.

4. Продукты нерастительного происхождения

Таким образом, разрешено разминать сыр, нарезать мясо и яйца на мелкие кусочки, так как это продукты нерастительного происхождения, но нельзя использовать специально предназначенные для этого инструменты. Так запрещено натирать сыр на терке13, нарезать мясо и яйца специально предназначенным для этого большим ножом и т.п.

5. Непосредственно перед едой

Мы уже говорили о том, что лучше всего не пользоваться разрешением «непосредственно перед едой», так как многие авторитеты не делают различия между «перед едой» и «задолго до еды». Поэтому при нарезании лука утром в шабат для дневной трапезы правильно стараться не резать его мелко-мелко, а оставить кусочки достаточно крупными, чтобы не нарушить запрет помола15. Тем не менее, если постфактум возникнет особая необходимость нарезать тоненькими ломтиками перед едой, то есть мнение, на которое можно положиться16. Как и для мелахи отбора, так и здесь, в помоле, «непосредственно перед едой» — это время выхода молящихся из синагоги. Как было сказано выше, возможно по Торе запрещено готовить при помощи специальных ножей и других инструментов, используемых в будни, поэтому следует проявлять повышенную осторожность, чтобы не использовать их при приготовлении еды16. При толчении перца и других продуктов, которые предназначены не для самостоятельного употребления, а только для того, чтобы улучшить вкус еды, следует быть особо осторожным даже непосредственно перед трапезой, и поэтому при их приготовлении необходимо делать двойное изменение, т.е. толочь рукояткой ножа и на столе (а не в ступке)17.

При растирании банана, яблок, вареной картошки, вареного яблока и других подобных продуктов, нет иного пути, как только делать это непосредственно перед едой в соответствии с разрешением, которое мы обсуждали выше. Мы уже упоминали ранее, что некоторые комментаторы обязывают всегда совершать такие мелахот посредством изменения (шинуй). Далее будет разбираться, какие изменения считаются достаточными.

6. Нет помола после помола

Разрешено разламывать на кусочки хлеб, печенье, мацу, даже если эти кусочки очень маленькие, так как мука, из которой все это выпечено, однажды уже была смолота, и дополнительное измельчение не считается помолом. И в данном случае нельзя пользоваться специальным инструментом, предназначенным для перемалывания19. (Тем не менее и здесь некоторые устро-жают и рекомендуют молоть только непосредственно перед едой20).

7. Изменённый способ

Несмотря на то, что разрешено молоть для еды изменённы-ми способами, разрешены только те из них, которые изменяют форму мелахи по сути, то есть такие, которыми не пользуются в будни, так как они неудобны. Изменение места, например, не является достаточным изменением. Но можно растереть яблоко вилкой или ножом, размять банан или картошку обратной стороной вилки или ложки — в будни так не делают из-за неудобства, поэтому это является достаточным изменением21. Совер-шать эту мелаху обычным способом, но на столе (а не в посуде), не считается достаточным изменением22. Но, как уже было упомянуто, некоторые авторитеты разрешают при необходимости делать эту мелаху непосредственно перед трапезой даже без изменений. Поэтому в случае нужды следует спросить раввина23.

8. Растирание трав

Наши мудрецы запретили заниматься лечением в шабат (кроме разрешённых особо случаев: болезнь и т.п.), чтобы не пришли к растиранию специй и трав, совершая тем самым ме-лаху помола24. См. ниже главу 44, посвященную проблемам лечения в шабат.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.