Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Усиление болезней связано с десятиной бедняков, кражей даров, предназначенных бедным, и плодами седьмого года. Обокрасть бедняка — это совсем не то же самое, что обокрасть богача.

5:12 В четыре периода мор усиливается: в четвертый год шмиты, в седьмой год шмиты, после седьмого года шмиты и каждый год после праздника Суккот. В четвертый год — из за (пренебрежения) десятиной для бедных, которую (следует отделять) в третий год. В седьмой год — из-за пренебрежения десятиной для бедных, которую (следует отделять) в шестой год. После седьмого года — из-за (пренебрежения запретом удерживать у себя) плоды седьмого года. После праздника Суккот каждый год — из-за кражи даров бедным (которые необходимо отделять при жатве).

Предыдущая мишна рассказала, за что в мир насылается мор. И теперь мишна разъясняет, что он, кроме того, усиливается в четыре периода из-за перечисленных в мишне четырех преступлений.

Здесь может возникнуть вопрос. Предыдущая мишна утверждает, что мор приходит в мир из-за преступлений, карающихся четырьмя видами смерти, которые не передаются на рассмотрение суда, и за удержание у себя плодов седьмого года. Здесь же мишна сообщает, что мор усиливается в четыре периода по другим причинам! И еще один вопрос: почему в список этих преступлений не входит кража трумы и второй десятины?

Ответить на это следует вот как. Здесь мишна говорит о том, что мор усиливается, то есть, болезни становятся более тяжелыми, чем обычно; однако она не имеет в виду, что начинаются страшные эпидемии. А предыдущая мишна говорит о преступлениях, за которые мор приходит в мир, то есть, в мире возникают ужасные болезни.

А причину того, что усиление болезней связано именно с десятиной бедняков, кражей даров, предназначенных бедным, и плодами седьмого года, следует объяснить вот как. Эти вещи предназначены именно для бедняков, которые зависят от них и только ими могут поддержать свою жизнь. Обокрасть бедняка — это совсем не то же самое, что обокрасть богача. Если человек украл что-то у бедного, даже стоящее самую мелкую монету, он как бы украл у него саму жизнь, согласно сказанному (Мишлей 22): «Не обкрадывай нищего, ибо он нищ, и не доводи до отчаяния бедняка на площади, ибо Б-г рассудит их обиду и взыщет с обидчика (его) душу». Почему же за это Б-г накажет обидчика смертью? Потому что тот украл у бедного его пропитание: все, что есть у бедняка, служит его пропитанию, поскольку у него нет ничего, кроме самого необходимого. Поэтому вор отнял у него жизнь, и поэтому Б-г в наказание тоже забирает его жизнь. Значит, наказание здесь соответствует принципу «мера за меру»: на грешников насылается болезнь, которая отнимает их жизни. И несмотря на то, что меч (например) тоже убивает, (наказание мечом) не соответствовало бы принципу «мера за меру». Эти люди ведь (не нанесли ущерба телу бедняка), а только лишили его жизненно необходимого пропитания. Поэтому на них насылается болезнь и забирает только их душу, тело же остается нетронутым. И все (перечисленные в мишне вещи) относятся именно к беднякам — ведь это «дары бедным»! И плоды Седьмого года тоже предназначены беднякам, согласно сказанному (Шмот 23): «И седьмой год сделает их ничейными, и ты оставишь их, и съедят их бедняки твоего народа».

Таким образом, тот, кто удерживает у себя что-то из перечисленного, отнимает у бедного пропитание и саму жизнь. Однако трума предназначена коэнам (бедным и богатым), а вторая десятина (остается хозяевам), поэтому наказание за неправильное обращение с ними не должно быть таким (суровым).

А поскольку бедняк взывает к Б-гу, мор усиливается сразу же, в то самое время, когда его грабят, то есть, Б-г совершенно не откладывает наказания. Если бедняк вопиет к Б-гу о том, что его притесняют, наказание следует немедленно. Поэтому мишна говорит, что мор усиливается, то есть, в эти периоды болезни становятся сильнее, чем полагалось бы в наказание за эти кражи. (Их усиление в самый момент кражи связано именно с тем, что обокраденные бедняки взывают к Б-гу). Но за то, что преступников не предают суду, и за плоды седьмого года мор (не усиливается, а) приходит в мир. Ведь в этом случае бедные не начинают молиться, поскольку их не обкрадывают — (хозяин поля) всего лишь не исполнил заповедь (уничтожить плоды, которым вышел срок). Поэтому Б-г не насылает наказания немедленно, как в случае, если бедняки взывают к Нему. Б-г (какое-то время) проявляет долготерпение и откладывает наказание, а затем взыскивает со всех разом, то есть, посылает в мир эпидемию.

Ты можешь понять это и с другой точки зрения. Выше мишна говорит, что мор приходит в мир, поскольку, как мы уже объяснили, преступление по своей сути соответствует эпидемии. Там ведь укрывали от суда преступников, которых необходимо было казнить по суду, и сохраняли плоды седьмого года, которые нужно было уничтожить. И поскольку евреи не исполнили этого, по справедливости начинается болезнь (и преступники умирают, а плоды гниют, как разъясняется выше). Когда же люди не дают бедным того, что им положено, и лишают их жизни, их поступок не имеет столь прямой связи именно с эпидемией. Бедного лишают жизни, то есть, приводят в мир смерть, и в наказание за это мор усиливается, то есть (те болезни, которые уже были в мире) начинают убивать. И теперь это разъяснено.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?