Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Америка, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
С 1881 года до начала первой мировой войны в 1914 году Америка оставалась целью миллионов евреев в Воеточной Европе. Были евреи, которые не могли прижиться в новой обстановке и возвращались в Европу. Было много других, которых разочаровала «голдене медина», у них возникала горечь и отчуждение, и они выражали эти негативные чувства в письмах своим семьям. И все же почти ничто не влияло на общий энтузиазм по поводу Америки. Еврейские циники даже не чувствовали кощунства, когда заканчивали седер (в Песах) словами: «В будущем году в Америке». Знаменитый идишистский писатель Шолом Алейхем14говорил в одном из романов: ...Легко было догадаться, что это эмигранты, по их словам: «эскорт», «Гамбург», «билет на пароход», «Америка». Слово «Америка» слышалось значительно чаще других. Оно обладало для них особой притягательностью, было каким-то магическим заклинанием, идеалом, о котором мечтали очень многие. Они представляли Америку некими небесами, разновидностью рая.
Толчком и движущей силой этой иммиграции служила, конечно, тяжелейшая ситуация в России. Погромы, нищета и страх, характерные для положения евреев России, убеждали сотни тысяч «голосовать ногами». Но в исторической перспективе ясно, что лишь разрушение ждало восточноевропейское еврейство. Америка предоставляла возможности, о которых мечтала еврейская Россия, и этот факт скоро восприняли массы евреев, изнывающие под игом царя. Поток иммиграции в Америку остановили только меры для ограничения иммиграции, принятые США в 1920 году. Прошло это время для миллионов евреев, заключенных в новой России и преследуемых в возродившейся Польше.
14 Псевдоним Соломона Рабиновича (1859—1916). Он уехал из России в 1905 году, умер и похоронен в Нью-Йорке. Его называли «еврейский Марк Твен», он был очень популярным писателем. Хотя по взглядам и поведению он был светским человеком, настроенным против традиции, но отразил в своих произведениях многие важные черты традиционной жизни восточноевропейского еврейства.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо