Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если придёт царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей, и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о царях и о войне 11, 4
Моше мог напрямую сообщить фараону о том, что евреи уходят из Египта. Почему он просил отпустить народ всего лишь на три дня?

Остается еще имущественный вопрос и вопрос обмана:

Почему Моше и Аарон просили фараона отпустить народ в пустыню на три дня, чтобы принести там жертвы Б-гу — а не сказали прямо фараону, что собираются увести народ навсегда? И почему евреи, по велению Творца, просили у соседей имущество в долг — а не говорили, что просят отдать золото и серебро навсегда? И с какой стати вообще их обобрали?

На первый вопрос можно ответить вопросом: если вас схватили жестокие разбойники, должны ли вы использовать все возможности для побега или честно сообщить им, чтобы отпустили вас навсегда или что собираетесь убежать? Еврейская традиция учит вести себя со злодеем и обманщиком хитроумно. Б-г дал людям жизнь и свободу, чтобы служили Ему. Поэтому, если кто-то хочет вас лишить этой возможности служить Творцу, он идет против Б-га, а вы обязаны защищаться любыми средствами, как сказано: «Пришедшего убить тебя — убей первым»! Но все вышесказанное, по существу, не относится к истории с фараоном — потому что Моше и Аарон его не обманывали! Дело не только в том, что все и все понимали по умолчанию, поэтому фараон и крутился как уж на сковороде. Наоборот, это он обманывал Моше и Аарона десять раз (как сказал Яков Лавану), обещая отпустить, а потом не отпуская народ! Ведь если бы он считал, что вопрос только о трех днях, почему не отпустить, когда такие угрозы и такие казни? Но Моше и Аарон вовсе не обсуждали возвращение, а говорили только об уходе. И фараон понимал, что разговор идет о выходе евреев из-под его юрисдикции и переходе под власть Творца, как они говорили. И этого не желал допустить ни за что!

Пришлось Творцу прибегнуть к крайним мерам.

А на претензию о возврате одолженного имущества египтянам уже ответил простой еврей Псиса, как рассказывает Гемара, и лет десять назад такое объяснение снова повторилось с памятливым и возмущенным Египтом. Взятое у них было лишь малой долей заработной платы сотен тысяч рабов за тяжкий труд на египтян, который длился больше ста лет. Вот египтяне и не хотели терять свое имущество — бесплатную рабсилу — и не отпускали евреев.

Поэтому и учат нас мудрецы: в деньгах всегда следует уступить — ну, не стоят они всех конфликтов и трагедий. А почему евреи не сказали прямо, что берут ценности навсегда, мы уже обсуждали — не всегда, не все и не со всеми следует говорить прямо. Например, если вас расспрашивают в КГБ о ваших знакомых… И еще одна вещь, которой учат нас мудрецы — судить всех «по чаше заслуг». В первую очередь, это относится к угнетенным, к евреям в рабстве, к великим пророкам и мудрецам, и Творцу!

Как вы судите других — так и Он будет судить вас…


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?