Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
1. Пахота
В эту мелаху включается любая обработка поля, будь то для посева, для выращивания трав и деревьев и ухода за ними, или даже для чисто декоративных целей. Также копание ям или выравнивание бугров в поле считается вспашкой (подобные действия в доме относятся к мелахе строительства). Сюда же относится удобрение почвы и освобождение ее от камней2. Среди перечисленных работ есть как авот, так и толадот3.
2. Борозда
Запрещено тащить (вне дома) какую-либо вещь, если она неизбежно оставит борозду4 (такую вещь и по каменному полу нельзя тащить, чтобы не разделять между различными видами полов9). Тем не менее, если возникновение борозды необязательно (см. гл.5 п.4), то тащить такую вещь можно. Все же разрешается ходить по мягкому грунту или песку, даже если в месте, куда ступает нога, образуется ямка. Поскольку эта ямка образуется в результате непреднамеренного вытеснения грунта или песка из-под ноги, в ее появлении нет запрета пахоты. Также разрешают идти по земле с детской коляской (там, где нет запрета переноса, например, в праздник или в месте, где есть эрув), хотя коляска делает при своем движении бороздки в земле (поскольку бороздки и здесь образуются за счет вытеснения земли или песка). Однако следует проявлять осторожность и не ходить там, где растет трава, если есть опасение, что при ходьбе часть травы будет вырвана.
3. Игра в орехи и т.п.
Мудрецы запретили в шабат играть в орехи на улице, так как для этой игры в будни обычно разравнивают почву, чтобы орехи лучше катились. Мудрецы опасались, что если разрешить играть в орехи и в шабат, забудутся и разровняют землю в шабат. Отсюда можем учить, что таков закон и в отношении маленьких шариков (гулот), которыми запрещено играть на улице8. (См. ниже гл.3. п.3, каков закон относительно игры в них дома).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»