Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Результаты работы, совершенной в шаббат, запрещены и после окончания субботы. Человек, который нарушил шаббат, должен искупить грех раскаянием.

12. Швут

Есть действия, разрешённые Торой (так как они не похо­жи на работы, которые делались при строительстве Мишкана, или по другим причинам не подходят под определение млехет махшевет), но тем не менее на них наложен запрет мудрецов. То есть как и во всех заповедях, где мудрецы видели необходи­мость «оградить» закон Торы от нарушения, так и законы шаба­та во многих случаях нуждались в установлении оберегающих «оград», носящих название швут. (См. комментарий Рамбана на Тору /Ваикра 23:24/, который от имени Мехильты приводит обоснование для установления швута из Торы. Дело в том, что о Йом кипуре написано в ней шабатон (а все праздники и ша­бат связаны друг с другом), что значит «день отдыха и покоя, проводимый без тягот труда». Если разрешить совершать в ша­бат все действия, которые не попадают в разряд запрещённых мелахот, то может случиться, что человек, ничего не нарушая, будет, тем не менее тяжко трудиться весь шабат или праздник.

См. сам комментарий Рамбана, который объясняет все это более пространно).

В большинстве мест, где мудрецы хотят указать нам на дей­ствие, разрешённое Торой, но запрещённое мудрецами, они ис­пользуют слово патур, То есть хотя и свободно (патур) от на­казания, запрещено мудрецами21.

Несмотря на то, что нарушение запрета мудрецов является очень тяжелым проступком, часто важно знать на деле, что за­прещено Торой, а какие запреты установили мудрецы, так как часто это различие влияет на исполнение закона. Например, хотя в случае опасной для жизни ситуации разрешается нарушить даже запрет Торы, все же, если есть выбор между нарушением запрета мудрецов или запрета Торы, предпочтительней сначала нарушить запрет мудрецов, прежде чем нарушать запрет Торы (есть исключительные случаи, когда не делают различия между теми и другими запретами, смотрите главу 44)22.

Например, если можно сделать мелаху неудобным или изме­нённым способом (что запрещено мудрецами), следует сперва избрать такой путь ее исполнения. И так во всех подобных слу­чаях. Также в случае обращения к нееврею с просьбой сделать для еврея что-то запрещённое тому в шабат23 иногда различают между действием, запрещённым Торой, и запретом мудрецов.

13. Наказание и искупление

Тот, кто по ошибке совершил работы из числа авот или то­ладот (см. п.2), искупает свою вину принесением грехоочисти­тельной жертвы. Тот же, кто сделал это намеренно, заслуживает смертной казни (если нарушившего предостерегли о нарушении непосредственно перед ним и есть два свидетеля, видевшие все своими глазами) или наказания карэт. Законоучители устано­вили также, какое искупление требуется в наше время за то или иное нарушение шабата, даже если это запрет мудрецов24. Все это справедливо, когда жизни человека не угрожает опасность. В случае же опасности для жизни человека, тот, кто совершает мелаху, не только не нарушает никаких запретов, но, напротив, считается исполнившим заповедь, даже если впоследствии ока­залось, что в его действиях не было нужды…

14. Работа, сделанная в шабат

Есть вещи, хотя и сделанные в шабат с нарушением, все же, несмотря на это, разрешённые к пользованию. Есть вещи, запрещённые только в этот шабат, а есть такие, что запрещены на исходе шабата все то время, которое необходимо для выполнения данной работы, если бы ее начали делать с исходом шабата. Есть вещи, запрещённые навсегда. Иногда такую вещь запрещают только тому, кто ее делал, а иногда и другим. Закон может изменяться в зависимости от того, запрещена ли была работа мудрецами или Торой, сделана по ошибке или умышленно, евреем или неевреем, для больного или для здорового и т.д. В каждом конкретном случае решение может быть иным, поэтому нельзя автоматически распространять закон на подобные ситуации, но следует обращаться за наставлением к раввину.

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза