Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему не вся информация, записанная в Торе, открыта нам?

Интересно, как воспринимать через призму иудаизма всё, что касается космоса, других планет, инопланетной жизни и т.д. Дело в том, что упоминания об этом ни в каких источниках не встречаются, а из Торы понятно, что Б-г создал землю, а всё остальное?..

За поразительными тайнами мироздания не обязательно летать в космос или ждать пришествия инопланетян. Не хватит и дня, чтобы перечислить все удивительные явления, которые есть на земле: жизнь в глубинах океана и в верхних слоях атмосферы, электромагнитные и другие излучения, строение живых организмов, клеток, молекул и атомов, свойства света… Каждый камень, микроб, зелёный лист или насекомое заслуживает того, чтобы о них написали целую книгу. И таких книг написаны горы: справочники и энциклопедии, научная литература, труды по истории, медицине, психологии, социологии… Если все эти книги расставить по темам, на какую полку мы бы поставили Тору?

Всякий, кто знаком с Торой по-настоящему, знает, что в ней содержится намного больше информации, чем написано открытым текстом. Более того, сказано, что Всевышний «смотрел в Тору и творил мир». Это значит, что всё, что было, есть и будет в мире, записано в Торе. Если Вы слышали про коды, Вы можете представить себе, какие грандиозные объёмы информации могут быть по-разному зашифрованы в каждом отрывке. Некоторые намёки на устройство физического мира знающие люди находят в написании и расположении букв, в гиматриях и т.п. (например, написание слова «вода» — מים имеет поразительную аналогию с её молекулярным строением и свойствами). В Торе есть также скрытая информация обо всех людях прошлого, настоящего и будущего. Рассказывают, что Виленский Гаон однажды показал одному человеку его биографию, зашифрованную в Торе. Более того, Тора несёт в себе информацию не только о материальном, но и о духовных мирах.

Если так, то почему не вся информация, записанная в Торе, открыта нам? Попробуем ответить по-еврейски, вопросом на вопрос. Вопрос, которым мы ответим, приводит величайший комментатор Торы и Талмуда РАШИ от имени раби Ицхака: а почему Тора вообще начинается с рассказа о сотворении мира? Следовало бы начать её с первой заповеди, данной еврейскому народу, — заповеди об освящении месяца! Что бы мы ответили раби Ицхаку? — Ведь это же так интересно — узнать о сотворении мира! Вот и ответ на наш вопрос! Но Тора дана нам не для того, чтобы удовлетворять наше любопытство. Там есть вся информация, но открыта нам только та, которая сообщает о задаче еврейского народа. Все истории, которые в ней приводятся, служат именно этой цели, и рассказ о сотворении мира тоже.

Например, сведения о сотворении светил приводятся в том значении, которое они имеют для выполнения мицвот еврейским народом: «Отделять день от ночи… для знамений и праздников, для дней и лет». И только потом — «освещать землю»… А где же длинный перечень остальных функций Солнца и Луны? Думаете, древние люди о них не знали? Знали и, может быть, побольше нас! Не зря же самое древнее идолопоклонство в мире — поклонение Солнцу и другим небесным телам — именно из-за огромного значения их для существования мира. Но в Торе другие свойства не упоминаются. А значение Луны для определения начала месяца и, следовательно, дат всех еврейских праздников, и значение Солнца для определения продолжительности дня, и, соответственно, времени молитв, наступления Шабата и т.д. — указано в самом начале книги Берейшит, когда еврейского народа ещё не существовало.

В Талмуде есть намного больше сведений о космосе, что свидетельствует о том, что наши Мудрецы обладали колоссальными знаниями, которые невозможно было приобрести методами тогдашней науки. По их собственным словам, эти знания получены от их учителей, а теми — по цепочке — от самого Моше Рабейну. Некоторые сведения люди смогли проверить только с помощью современных приборов. Среди них: примерное количество звёзд в скоплении Кима (Плеяды) — больше ста, а не 7—8 видимых невооружённым глазом. Средняя продолжительность лунного месяца, рассчитанная до секунд, передавалась по традиции от учителя к ученику. Знание о том, что в атмосфере Солнца есть «футляр», защищающий нас от губительного икс — и гамма-излучения, получено современными учёными совершенно недавно. Некоторые из них, узнав, что эта информация содержится в древних еврейских книгах, несказанно удивились и решили изменить свой жизненный путь. Есть в Талмуде также сведения о влиянии разных планет и созвездий на характер и предрасположенности человека (и напоминание, что он может направить это влияние в нужное русло, а не «таким уж я уродился…»).

А что же с инопланетянами? С точки зрения иудаизма, есть они или нет? Тора говорит, что человек был создан вначале «в единственном экземпляре» — в отличие от животных, которые были сразу парами. Всё, что даётся нам открытым текстом, должно нас чему-то научить. Согласно еврейской философии, мир создан для человека, чтобы тот мог проявить в нём свою свободную волю. А то, что человек был сотворён один, учит нас, насколько велика ценность человеческой жизни, если ради одного человека был создан целый мир! Так что нет никакой причины полагать, что в мире, кроме первого человека, был ещё кто-то, подобный ему. Ни в каких источниках нет сведений об инопланетянах. Современный ажиотаж вокруг них очень хорошо выражен вопросом, которым начинаются многие передачи на эту тему: «Одиноки ли мы во Вселенной». Люди забыли о Вс-вышнем, и возникшее вследствие этого чувство одиночества и беспомощности толкает их на поиск какого-то таинственного друга или покровителя, заставляет верить всевозможным фантастическим гипотезам. Следует помнить, что для Вс-вышнего нет ничего невозможного. Он мог бы создать бесчисленное множество населённых миров, если бы захотел. Так что если Вы вдруг встретите живого инопланетянина, отведите его к компетентному раву, и рав скажет Вам, как к нему относиться.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»