Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и не гневливым»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
Запрещено делать бороздку, но можно передвигать скамейку, нельзя рыть яму ради ямы, но можно ради земли. Подробности субботних законов.

Давар шеэйно миткавен (Непреднамеренное действие)

Если в результате некоторого действия была произведена запрещённая мелаха, как следствие этого действия, то человек, произведший его не нарушил запрета Торы, если только это первое действие не было совершено таким образом, который с неизбежностью

повлек бы за собой совершение мелахи. Однако если мелаха не являлась неизбежным результатом действия, то оно не называется совершением мелахи, и его разрешается совершать даже изначально, когда нет намерения делать мелаху. Например, запрещено делать бороздку в земляном полу дома (делающий ее совершает мелаху строительства), но можно двигать скамейку по полу дома, даже если есть вероятность, что это приведет к появлению бороздки. Необходимо только проделать это таким образом, чтобы бороздка не стала неизбежным результатом действия.

Тогда, даже если случайно останется след, нарушения не будет, так как след не был непременным результатом передвижения скамейки и не было никакого намерения сделать борозду. Такое действие называется непреднамеренным (ло миткавен) и не считается совершением мелахи в шабат.

5. Псик рейша

Тем не менее запрещено двигать скамейку таким образом, чтобы в результате неизбежно получилась бороздка. Это запрещено даже в том случае, когда двигающий скамейку не намеревался сделать бороздку. Такое действие приравнивается к преднамеренной работе и называется псик рейша. Псик рейша переводится с арамейского языка как «отсечение головы». Это название взято из Гемары, из примера, объясняющего данное понятие: некто отрезает голову птице, чтобы дать своему сыну поиграть с ней. Даже если он не хочет, чтобы птица умерла, все же его действия являются совершением мелахи, так как невозможноотрезать голову птице, не убив ее (Псик рейша вэло ямут? — Отсечёшь голову, и она не умрет?).

6. Мелаха шеэйна цриха легуфа

Мы уже писали, что из сопряжения в Торе заповедей о шабате и о постройке Мишкана выводят, что запрещено Торой делать в шабат мелаху только таким образом, как она выполнялась при постройке Мишкана. Некоторые добавляют к этому, что совершающий подобную работу не нарушает запрета Торы, пока он не делает ее ради той же цели, для которой она выполнялась в Мишкане. В противном случае он патур, и мелаха, которую он совершил, называется мелаха шеэйна цриха легуфа(работа, которая не делается с той же целью, с какой делалась в Мишкане).

Например, человек копает яму: если ему нужна сама яма, то работа делается с целью, аналогичной цели строительства в Мишкане, и совершающий ее нарушает запрет Торы. Если же он хочет только добыть немного земли, а наличие ямы его не интересует, такая работа не совсем похожа на работу в Мишкане, и делающий ее патур. По поводу того, как устанавливается закон в этом случае, разошлись танаим (а после них — ришоним). Но так или иначе, даже те , кто считают, что подобная работа не запрещена Торой, согласны, что она запрещена мудрецами.

7. Килеахар яд и шинуй

Мы уже описывали в общих чертах понятие млехет махшевет: мелаха должна выполняться тем же способом, как и при строительстве Мишкана, а именно так, как делают ее в будни (Мишкан, естественно, строили согласно общепринятым способам строительства). Таким образом, тот, кто совершает работу неудобным или изменённым способом, патур. Например, не считается нарушившим запрет Торы человек, выносящий во рту вещь, которую обычно выносят в руке. Или в случае с мелахой замешивания: если человек перемешивает еду не так, как в будни, например, совершает ложкой не круговые, как обычно, а челночные движения, то это называется «исполнять работу изменённым способом», и такое действие не носит названия мелахи.

В некоторых случаях мудрецы запрещают даже косвенные и изменённые способы совершения мелахи, а иногда разрешают совершенно (см. ниже).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.