Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моше Гесс и Леон Пинскер подготовили историческую почву для еврейских социалистических движений. В Западной Европе еврейское население надеялось на равноправие.

В новом мире чувства европейских масс стали вырываться наружу. Социальная революция, экономические перемены, непрочные альянсы и новые идеи — одни блестящие, другие плохие — все стало повседневной реальностью. Большие изменения — дипломатические, политические и технологические — двадцатого века еще были скрыты от глаз. Но в конце предыдущего столетия уже было их предчувствие, которое волновало умы. Многое в новом мире определили три еврея: Карл Маркс, Зигмунд Фрейд и Альберт Эйнштейн. Хорошо или плохо, но они глубоко повлияли на зарождающийся 20 век, где еврейский народ стал катализатором и жертвой, творцом и продуктом, агрессором и пережившим террор.

Две маленькие книги, вышедшие в 19 веке, сильно повлияли на еврейский мир: Рим и Иерусалим Моше Гесса1 и Автоэмансипация Леона Пинскера2. Обе прилагали идеи, принятые в 19 веке, к евреям, утверждая, что они сами определят свое будущее. Наша судьба — в наших руках.3 «Еврейскую проблему» не решит ни Б-г, ни благосклонность властей, только еврейские усилия и улучшение себя. Развитие еврейского рабочего класса, сильного, динамичного и идеалистического среднего класса, чувство национальной задачи и цели — все это выраженное в светских терминах — побудит народы мира воспринять еврейский народ объективнее и положительнее.

Это мировоззрение отражало наивный взгляд светского гуманизма 19 века: образование, продуктивность и идеалы могут преодолеть беды и зло человеческого общества. Фактически, это было развитием и приложением мифа, принятого убийцами и насильниками о том, что жертва сама во всем виновата.4 Теперь новое решение еврейский национализм, со всей присущей ему гордыней и продуктивностью должен был решить извечную еврейскую проблему. Этот призыв сильно и радостно отозвался в сердцах евреев Восточной Европы.

Хотя архитекторами еврейского национализма были западноевропейские евреи: Гесс, Герцль,5 Зангвиль6 и другие, само движение было, в основном, восточноевропейским феноменом. Евреи Западной Европы не чувствовали, что у них есть «еврейская проблема». Несмотря на явные проявления антисемитизма в конце 19 века, они были уверены, что это временная ситуация, которую можно преодолеть гуманизмом и просвещением.

Дарование гражданских прав евреям Западной Европы, рост богатства, улучшение положения евреев Франции, Англии и Германии и новые демократические тенденции правительств убеждали евреев: «еврейская проблема» актуальна только в царской России. Этого мнения, соответствующего еврейской Реформе и Аскале, придерживалось большинство евреев Западной Европы. Поэтому национализм не получал особой популярности. Западные евреи, убежденные в прочности своего положения в Европе, обладая интернациональным и универсальным мировоззрением, оптимистичные и уверенные в своем будущем граждан самых мощных и прогрессивных стран мира, не искали «еврейских решений», надеясь, что общий прогресс человечества принесет благо и им.


1 1812—1875. Он получил традиционное еврейское образование, учась Торе и Талмуду у своего отца, польского еврея, который эмигрировал в Германию, но присоединился к Марксу и Энгельсу. Его называли «коммунист рав Мозес». Кровавый навет в Дамаске 1840 года разбудил в нем еврейские чувства, и в 1862 году вышла его книга «Рим и Иерусалим». Вот ее основные положения:1) евреев никогда вполне не примут в Европе, 2) еврейское национальное чувство нерушимо и неотделимо от иудаизма, 3) евреям стоит пожертвовать достижениями эмансипации и Просвещения ради сохранения духа еврейского национализма. Он видел в заселении Палестины единственное решение «еврейской проблемы». Гесс был непримиримым противником реформированного иудаизма, хотя сам не был традиционным евреем.

2 1821—1891. Пинскер, из ассимилированной еврейской семьи, стал одним из лучших врачей в Одессе. Он был в отчаянии от положения русского еврейства и молил власти даровать евреям свободы и права, а с другой стороны, уговаривал евреев ассимилироваться, стать в большей мере русскими. Ни один из этих подходов не давал никаких результатов, ив 1881 году он издал свою книгу, в которой утверждал, что единственный выход из положения и реальное решение «еврейской проблемы» — обрести свою землю и поселиться на ней.

3 Это была еврейская версия превалирующей в девятнадцатом веке философии, согласно которой все зависит от усилий человека, и у жертвы всегда есть силы спастись, если она захочет.

4 Это извращение, характерное для времен Катастрофы, анализировали ученые Бруно Беттельхайм, Хана Арендт и Рауль Хиллберг.

5 Основатель политического сионизма, см. ниже, гл. 24.

6 Израиль Зангвиль (1864—1926) — известный автор, писал о еврейских вопросах. Апологет евреев и иудаизма, он специализировался на книгах о жизни в гетто. На ранней стадии развития сионизма он был одним из его лидеров, позднее возглавил собственную организацию: Еврейское землячество для поселения евреев в Британской империи

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше