Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В своих повседневных трудах помни следующее: не делай ничего, что запрещено, а то, что разрешено, не делай с чрезмерной поспешностью»Раби Исраэль Рижинер
Обучаться Торе следует у пожилых мудрецов, знания которых подобны зрелому вину. Числовое значение этого слова не случайно эквивалентно значению слова «секрет».

4:26 Раби Йоси, сын Йеуды, из Кфар-Абавли говорит: «Обучающийся у детей кому подобен? Тому, кто ест незрелый виноград и пьет вино из давильни. А обучающийся у стариков кому подобен? Тому, кто ест зрелый виноград и пьет старое вино».

Следует задаться вопросом: почему раби Йоси использует сразу два сравнения, уподобляя такого ученика тому, кто ест незрелый виноград, а также тому, кто пьет вино из давильни (т.е. еще не перебродившее)?

Тебе следует знать, что существуют два вида мудрости. Первый — это явная мудрость, и ее можно сравнить с виноградиной. Виноградина груба в сравнении с вином — текучим и прозрачным. Кроме того, виноградину видно саму по себе. Второй же вид — это утонченная, скрытая мудрость, которая подобна не винограду, а вину. Мы уже говорили, что напиток, текучий и лишенный грубости плотной материи, может сравниваться с утонченной мудростью. Кроме того, вино находится в скрытом виде внутри винограда. По этим причинам скрытая мудрость может быть уподоблена вину. И числовое значение самого слова «вино» на святом языке соответствует числовому значению слова «тайна», поэтому вино символизирует тайны Торы; и все это ясно.

Мишна называет незрелый виноград «бледным», желая указать на то, чем различаются зрелый и незрелый виноград. В материи зрелого винограда все заложенные в ней возможности уже воплотились, а в незрелом винограде природные силы по-прежнему скрыты и еще пока не проявились. Поэтому он еще «бледный», непроявленный, пока не созреет и пока его вкус и запах не воплотятся в реальности. А молодое вино мишна называет «вином в давильне» по той же причине: здесь вино еще перемешано с мезгой, само прозрачное вино еще не отделилось полностью от того, что его замутняет. И у детей все обстоит сходным образом: их разум заключен в материи как возможность, но пока еще не развился, то есть, не стал отделенным от тела, каким и должен быть разум. Другими словами, в юности мудрость человека еще не отделена от его воображения. А разум старца полностью свободен от материи, поскольку к старости телесные силы слабеют, а сила разума чрезвычайно возрастает, пока он не освобождается от ограничений тела. Наши мудрецы сказали об этом (Мишна, конец трактата Киним): «С годами у мудрых старцев прибавляется мудрости», — поскольку совершенно воплотившаяся мудрость свободна от тела. Этим (совершенный) разум подобен созревшему винограду, вкус которого уже отделился от материи плода, полностью воплотился и больше не заключен в этой материи как возможность. Кроме того, он подобен и старому вину, которое уже отделилось от выжимок и стало прозрачным. И вдумайся в этот пример, поскольку он совершенно справедливо уподобляет разум ребенка, заключенный в материи, незрелому винограду, вкус и запах которого еще не выделились из материи плода, и вину в давильне, полному примесей и непрозрачному; разум же старца он уподобляет созревшему винограду, вкус и запах которого выделились из материи плода и существуют теперь самостоятельно, и старому вину, отделившемуся от мезги и прочих примесей. И это следует понять.

И еще тебе следует понять, почему мишна приводит для сравнения сразу два примера: человека, который ест незрелый виноград, и другого, который пьет молодое вино. Дело в том, что молодого человека отличают сразу две особенности. Первая из них состоит в том, что его разум погружен в материальное тело, то есть, не свободен от материальности, как уже разъяснялось. Вторая же состоит в том, что кипение его природной теплоты, никогда не успокаивающейся, замутняет его разум. И, описывая первую особенность, то есть, неразрывную связь его разума с телом, мишна сравнивает молодого человека с незрелым виноградом: мы уже разъясняли, что у такого винограда вкус и запах еще не отделились от материи плода. А о второй особенности, о замутненности его разума природной теплотой и невозможности успокоиться, мишна говорит, что она подобна вину в давильне, замутненному выжимками. Ведь оно тоже бродит, и пузырьки газа не дают примесям осесть. А противоположность разуму юноши — разум старца, отделившийся от материальности, успокоившийся и переставший бурлить. Поэтому разум старцев прозрачен и незамутнен. И это — ясное и истинное объяснение. А связь этой мишны с предыдущей нет необходимости разъяснять, поскольку она понятна сама по себе.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?