Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Везот аБраха, Моше, Чудеса, Природа, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Когда ты исследуешь все чудеса, сотворенные нашим господином Моше, ты обнаружишь, что они связаны со всеми четырьмя первичными стихиями. Стихия земли была задействована в Десяти казнях, при наказании египтян вшами, а также при наказании общины Кораха, когда земля раскрыла свои уста, чтобы пожрать их. Стихия воды — при наказании кровью и жабами, а также при рассечении вод Красного моря. Стихия воздуха — при наказании градом и тьмой, при появлении западного ветра, принесшего саранчу, и восточного, унесшего ее в море, и во многих других случаях. Стихия огня была задействована в чуде с горящим кустом, с огненным столпом, сопровождавшим евреев, с огнем, спускавшимся с Небес на жертвенник, и так далее. Кроме того, чудеса Моше были связаны с порождениями воздуха: столб дыма, ман, молнии и звук шофара; с минеральным царством: скала возле горы Синай, тот камень, из которого полилась вода, каменные скрижали; с металлами: медный змей; с растительным царством: куст терновника, горевший и не сгоравший, и посох Аарона, на котором распустились побеги и созрел миндаль. Чудеса его были связаны и с животным царством — как с водяными животными: жабы и умершая рыба в Ниле, так и с летающими: саранча и перепела, с пресмыкающимися: змеи, кусавшие народ, и со зверями: наказание дикими зверями и мором, который Б-г наслал на лошадей и ослов в Египте; были и чудеса, связанные с человеком: казнь первенцев, утопление египтян в Красном море, наказание жаловавшихся и требовавших мяса, цараат (кожные поражения) Мирьям, и многие другие. Кроме того, среди его чудес были такие, в которые были вовлечены звезды и созвездия. Во время избавления из египетского рабства Б-г сказал: «И надо всеми богами Египта Я сотворю суды», — и мудрецы в МидрашеШмот раба объясняют, что речь идет о наказании, которому подверглось созвездие Овна. Более того, его чудеса были связаны даже с бестелесными, духовными сущностями: когда в пламени горящего куста ему явился ангел Б-га, и во время стояния на горе Синай, о котором сказано: «…И пришел Он с десятками тысяч святых (ангелов)». И, наконец, его чудеса были связаны с Шехиной, Б-жественным Присутствием, которое являлось на горе Синай как во время дарования Торы, так и после греха золотого тельца. И Б-г сам тоже участвовал в этом: во время беседы со всем народом «лицом к лицу» на горе Синай, затем во время многочисленных разговоров с Моше, и, напоследок, — когда Сам Б-г похоронил его в долине. Таким образом, в сотворенных им чудесах объединены все существующие уровни всех миров, и ни один не остался пропущенным. И с самим Моше тоже связано множество чудес, начиная со спасения из вод Нила, затем — пребывание на горе Синай, когда он провел там три раза по сорок дней, хлеба не ел и воды не пил, затем — свет, исходящий от его лица, и, наконец, последний день его жизни, когда он за один раз охватил взглядом всю Землю Израиля, а потом чудесным образом был похоронен. И все это доказывает, что наш господин Моше не только имел пророческий дар, превосходящий всех прошлых и будущих пророков, но и чудеса творил большие, чем кто-либо. И теперь стала ясна справедливость утверждения Торы: «Не встал больше в Израиле пророк, подобный Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, ради всех знаков и знамений, которые Б-г послал его сотворить в земле Египетской для фараона, для всех его рабов и для всей его земли, и ради сильной руки, и ради великого страха, которые сотворил Моше на глазах всего Израиля».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»