Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре совета, касающиеся предупреждения ситуации, при который взятые обеты не выполняются. Почему не следует успокаивать разгневанного человека?

4:23 Раби Шимон, сын Элазара, говорит: «Не успокаивай своего товарища, когда он гневается, и не утешай его, когда его мертвый лежит перед ним, и не спрашивай его, когда он дает обет, и не старайся увидеть его, когда он поступает недостойно».

Возникает вопрос: как связаны между собой эти четыре наставления?

Следует знать, что эти четыре совета объединены общей темой. Они призывают человека быть осторожным в поступках, чтобы не вышло так, что он старается исправить что-то, а получается наоборот. Ведь получить нечто, противоположное желаемому, — это проявление крайней глупости! Поэтому мишна советует: Не успокаивай своего товарища, когда он гневается. Ведь, если ты так поступишь, он разгневается еще сильнее, ибо человек, охваченный гневом, воспринимает увещевания именно так. И по этой же причине не следует утешать его, когда его мертвый лежит перед ним. Здесь тоже проявляется та же закономерность: если человек охвачен великим страданием и трауром, всякая попытка утешить его приведет лишь к тому, что страдание станет еще сильнее. Ведь если человек полностью погружен в определенное состояние, попытки вывести его оттуда приведут к тому, что он будет сопротивляться и все больше сосредотачиваться на своем переживании.

С этим же связано и требование не спрашивать его, когда он дает обет. Имеется в виду, что человек перечисляет различные ситуации, в которых обет может действовать, и спрашивает товарища, имел ли он их в виду. Намеревается он при этом оградить товарища от ошибок, чтобы он в дальнейшем, когда придет время исполнять обет, не стал думать, что, возможно, собирался распространить обет на все эти ситуации. В таком случае ему придется вести себя так, как будто его обет действительно включает в себя их все: ведь «сомнение в обете трактуется в сторону запрета». Поэтому человек старается облегчить товарищу дальнейшую жизнь — ведь он запомнит, к каким ситуациям его обет не относится. Но на самом деле, получается так, что товарищ, наоборот, говорит: «И такой обет я на себя беру, и такой тоже!» И опять получается, что собеседник хотел одного, а получилось совсем другое. Однако более вероятным представляется другое объяснение слова спрашивай. Это слово используется по отношению к обетам, например, в трактате Шабат (157а): «Спрашивают о своих обетах». Там имеется в виду, что человек раскаивается в своем обете приходит к мудрецу просить освобождения от него. (А мудрец задает вопрос о том, продумал ли давший обет те или иные его последствия, и если ответ будет отрицательным, обет может считаться данным по ошибке и недействительным). И теперь товарищ поступает так же и делает только хуже. Он спрашивает, не раскаивается ли давший обет по такой-то или такой-то причине, а тот в ответ, наоборот, усиливает и расширяет свой обет.

И, наконец, не следует стараться увидеть его, когда он поступает недостойно, поскольку в это время он расстраивается из-за своей неудачи и хочет поразмыслить о том, что же теперь делать. В это время лишние встречи только добавят ему неудобства: в таком состоянии людям трудно общаться, поскольку им неприятно, что другие видят их неудачу. В такие моменты человек старается скрыться от других. Таким образом, все четыре совета мишны говорят об одном и том же.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?