Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Теневым консультантом Николая становится небезызвестный Григорий Распутин. Жизнь евреев царской России продолжает ухудшаться.

1 ноября 1894 года Александр III умер. Большинство подданных его не любили и не горевали о нем, а евреи ненавидели. Последним царем династии Романовых стал его старший сын Николай II (1868—1918). Поверхностный, слабый и тихий на публике, он любил военную помпу. Женился он на внучке королевы Виктории Английской — Александре.

Это была женщина с сильной волей, доминировавшая над слабым супругом. Фанатичка, она верила в мистику православной церкви и считала своей целью поддерживать мужа в его нереалистическом представлении о божественном праве царей и абсолютном самодержавии русских правителей. Тут она не знала компромиссов, подогревая упрямство и невосприимчивость царя к этому анахронизму в 20 веке, в который он ввел свой народ.

Кроме того, на него оказывал сильное влияние Победоносцев, учитель его отца, который активно подцерживал русское православие и самодержавие. Но Николаю и Александре даже его взгляды иной раз казались излишне либеральными. Главные министры царя были твердыми монархистами и антидемократами, но царь и царица не доверяли и им. Поэтому со временем они стали обращаться за советом и руководством к великому шарлатану Григорию Распутину. Тот факт, что их единственный сын, царевич страдал гемофилией (слабой свертываемостью крови, которая грозила ему смертью, и от которой врачи не знали лечения), побуждал их обращаться к разным знахарям и целителям, а Распутин это использовал в своих целях. Так русская монархия потеряла всякую связь с реальностью и стала клониться к распаду.

Эпидемия и война

Николай был ярым антисемитом. Поэтому даже те министры, у которых могли быть иные взгляды, старались учредить новые притеснения против евреев, чтобы выслужиться перед царем, продвинуться и обрести большую власть. Но даже самые сильные антисемиты были против выселения евреев из России, поскольку это значило бы, что они утратят такой простой способ оказывать влияние на царя. По России катились погромы, многие из которых организовало и поддерживало само правительство. Евреев гоняли с место на место, лишали основных человеческих прав, вводили и устрожали процентные нормы на прием в учебные заведения, а затем установили ограничения и на еврейское обучение и соблюдение еврейского закона, что делало еврейскую жизнь невыносимой. Все это наряду с нищетой, высокой детской смертностью и враждебным окружением побуждало многих евреев в отчаянии отворачиваться от традиционной жизни и ценностей.

Малая часть русского еврейства стала радикальной, продолжая тенденцию, возникшую при Александре III.

Чувствуя, что от смены правительства они могут только выиграть, евреи в непропорционально большом количестве включились во все революционные движения того времени. Так анархия, социализм, социальная революция и «просто» насилие проникли в жизнь восточноевропейских евреев. Это стало основой многих еврейских проблем не только в России, но и потом в Израиле и США. Радикализм естественно вел сторонников революции к дальнейшему отходу от традиции и стремлению силой раз и навсегда изменить еврейскую жизнь. Для них старый образ жизни отжил свое. Он не ассоциировался ни с какой миссией и надеждой, не имел права на существование. Новая утопия могла возникнуть только на основе разрушения старого. И они разрушали.

Две беды в России того времени ускорили насильственные перемены. В 1891 году, в конце правления Александра III, в России начался страшный голод. К нему привели ужасная погода, бездорожье, неполадки с транспортом и неэффективность во всех сферах хозяйства. По горькой иронии, крестьяне — производители пищи, страдали от голода больше всех, в 1891 году умерло больше четырехсот тысяч человек. Нищета и бедствия росли, вызывая недовольство. Эти чувства находили выход в насилии, мести и ненависти.

Второй бедой была русско-японская война 1904 года. Завершение строительства Транссибирской железной дороги сделало Россию океанской державой, что привело к соперничеству с Японией, которая тогда начинала свою экспансионистскую империалистическую политику. Россия воспринимала себя христианским барьером на пути распространения Японии. Внутренние проблемы России были такими напряженными и неразрешимыми, что царь надеялся с помощью войны усилить патриотизм, чтобы на его волне люди забыли о насущных проблемах. Напуганный стачками рабочих и революционным насилием, премьер-министр Плеве посоветовал Николаю: «Чтобы подавить революцию, нам нужна небольшая победоносная война, которая отвлечет внимание масс от политики». Но Россия проиграла эту войну,4 и Николай окончательно потерял доверие народа к самодержавию. Матросы на кораблях начали бунтовать, лояльность армии была под вопросом, а деятельность и насилие революционеров росли и крепли. Плеве, как и брат царя, великий князь Сергей Александрович, был убит заговорщиками.

В 1905 году кризис царского правительства достиг особого накала. Забастовки, гражданская война и крестьянские бунты — все это создало в России анархию. Осенью 1905 года, когда угроза революции и войны стала вполне реальной, Николай пошел на уступки демократии. Он объявил себя конституционным монархом, даровал всем русским гражданские права и согласился на избрание парламента — Думы, которая будет утверждать все законы. Этот Октябрьский манифест вызвал разные реакции. Революционеры провозглашали, что эти меры ничего не решают, что они неискренние, и требовали больше и сейчас же. Умеренные политические деятели, организованные главным образом в партию кадетов, воеприняли его с благодарностью, но и подозрением. А монархисты и консерваторы возмутились уступкам царя.


4 Яков Шиф, еврейский эмигрант из Германии, который стал одним из ведущих финансистов Уолл-стрита, значительно поддерживал своими средствами ведение японской войны, стараясь этим смягчить антисемитизм России. Это способствовало преувеличенному представлению Японии о еврейской силе, что помогло евреям во время второй мировой войны.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.