Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему наши мудрецы сравнивают этот мир с прихожей? Подробное объяснение духовной подготовки.

4:21 Раби Яаков говорит: «Этот мир подобен прихожей перед Будущим миром. Подготовь себя в прихожей, чтобы ты смог войти в парадный зал».

Здесь возникает такой вопрос. Раби Яакову не было необходимости говорить о том, что этот мир подобен прихожей. Нужно было сказать короче: «Подготовь себя в этом мире, чтобы смочь войти в Будущий мир»! Или нужно было добавить, что Будущий мир подобен парадному залу!

Объяснение этих слов очень глубоко, но поскольку они необходимы для того, чтобы человек знал свое предназначение, мы дадим это объяснение. Знай, что наши мудрецы узнали от пророков о существовании Будущего мира, и никто, даже среди неевреев, не оспаривает этого и не сомневается в этом. Мудрый человек, обладающий разумом и пониманием, способен и сам осознать это, и мы уже подробно это разъясняли.

Под Будущим миром понимается тот мир, который будет существовать после воскресения из мертвых. Только этот мир называется Будущим, и никакой другой. И у тебя не должно остаться ни малейшего сомнения и ни малейшей неуверенности в том, что Будущий мир — это именно тот мир, что наступит после воскресения из мертвых. В главе Хелек (Санхедрин 90а) в мишне сказано: «У всего Израиля есть удел в Будущем мире. А вот у кого нет удела в Будущем мире: у того, кто отрицает воскресение из мертвых…» А Гемара объясняет: «Причина в том, что тот, кто отрицает воскресение из мертвых, не заслуживает удела в воскресении из мертвых». То есть, там ясно сказано, что, говоря о Будущем мире, мишна подразумевает то время, когда воскреснут мертвые. Будущий мир наступит, когда Б-г завершит Суд и определит, кто из людей воскреснет, — и тогда одним будет определена вечная жизнь, а другим — вечное отчаяние. Поэтому Талмуд и говорит: «Он отрицает воскресение из мертвых и не заслуживает удела в воскресении из мертвых», — то есть, в Будущем мире. А в последней главе трактата Хулин (182) говорится: Раби Акива говорит: «Нет ни одной заповеди, награда за которую записана в Торе, с которой не было бы связано воскресение из мертвых. О почитании отца и матери сказано (Дварим 5:16): “Чтобы продлились твои дни, и чтобы было тебе благо”, — а о заповеди “прогнать птицу от гнезда” (Дварим 22:7): “Чтобы было тебе благо, и продлились твои дни”.»

(Но представим себе), что отец попросил сына: «Поднимись на башню и принеси мне птенцов!» И сын поднялся, прогнал птицу, взял птенцов, но, спускаясь, сорвался и погиб. Где же обещанная этому человеку долгота дней, и где же обещанное ему благо?! Поэтому (эти обещания следует понимать так): «чтобы продлились твои дни» — в мире, который по сути своей длится, «и чтобы было тебе благо» — в мире, который по сути своей есть благо (Раби Акива имеет здесь в виду Будущий мир). Таким образом, отсюда тоже следует, что награду за исполненные заповеди человек получает после воскресения из мертвых. И нет никакого сомнения, что Будущий мир — это тот мир, в котором после воскресения из мертвых выплачивается награда за исполненные заповеди. В противном случае как раби Акива доказал бы, что воскресение из мертвых связано с исполнением заповедей?

И очевидно и несомненно, что это будет мир, полностью совершенный, поскольку мир, сотворенный совершенным Творцом, и сам должен быть совершенным — уровень творения соответствует уровню Творца. А если награда за заповеди давалась бы в этом несовершенном мире, это не было бы достойно совершенного Творца, благословенного Б-га. Ведь существует множество неопровержимых доказательств того, что результат действия связан с тем, кто это действие производит. Даже в природе это постоянно видно: если действующий агент горяч, он порождает теплоту, а если холоден — холод, и всегда подобное порождает подобное. Поэтому разве может быть, чтобы наш мир был единственным миром, который сотворил Б-г? Он ведь не подобен Ему и не подобает Ему! Ведь творения этого мира смертны, а благословенный Творец существует вечно. Творения этого мира едят, пьют и размножаются, а у Творца, благословенного Б-га, ничего такого нет. И даже если ты скажешь, что творение не может быть полностью подобным Творцу, Б-же упаси, — все же столь разительное несоответствие остается невозможным.

Мидраш (Ялкут Шимони, Бехукотай) говорит на стих «И Я буду ходить среди вас» (Ваикра 26:12): Это можно сравнить с царем, который пришел в свой виноградник и увидел, что издольщик прячется от него. Царь сказал ему: «Почему ты меня боишься? Ведь я — такой же, как ты!» Так и Б-г в будущем будет прохаживаться среди праведников, и праведники будут дрожать перед Ним, а Вездесущий будет говорить им: «Почему вы дрожите? Я ведь такой же, как вы!» Но, возможно, вы не должны будете испытывать трепета передо Мной? Об этом — продолжение стиха: «И Я буду вам Г-сподом». Мидраш разъясняет, что в Будущем мире отношение между праведниками и Б-гом будет таким, какое должно быть между Творцом и творением, и все же Творец, то есть, Б-г, останется отделенным от них. Поэтому Мидраш добавляет, что трепет перед Б-гом сохранится и праведники по-прежнему будут относиться к Б-гу так, как творению подобает относиться к Первопричине. Таким образом, неиспорченный разум должен с неизбежностью заключить, что существует Будущий мир, в котором творение подобно Творцу. Поэтому наши учителя благословенной памяти сказали то, что мы уже упомянули выше: что в Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли. Они хотели подчеркнуть, что в Будущем мире творение будет в определенной степени подобно Творцу и что без этого никак невозможно.

И не верь тому, кто попытается сбить тебя с толку, говоря, что творение (которое подобно Творцу) — это создания высших миров, то есть, ангелы. Это совершенно не так. Ведь если главное творение — это ангелы, почему тогда Тора, рассказывая о сотворении мира, ничего о них не сказала? И в самом деле: суть и цель сотворения мира — это человек, и поэтому непременно существует Будущий мир, в котором все будет совершенно и в котором творение будет подобным Творцу. А этот мир, тоже сотворенный Б-гом, служит местом подготовки к Будущему миру; таким образом, главной частью Творения является именно Будущий мир. Как главной частью дома является парадный зал, а прихожая — это лишь «комната перед залом» и не имеет самостоятельной ценности в сравнении с залом, так и наш мир не имеет самостоятельной ценности в сравнении с Будущим миром.

Здесь может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужен этот мир? Б-гу достаточно было бы сотворить только мир Будущий! Ответ состоит в том, что в этом мире проявились недостатки сотворенного, которые в Будущем мире должны быть исправлены. Хотя мы и сказали, что творение должно полностью соответствовать Творцу, — это верно лишь с точки зрения Творца, поскольку результат любого действия должен быть связан с тем, кто его произвел. Но если посмотреть с точки зрения творения, окажется, что ему по самой его природе присущ недостаток: ведь его существование последовало за несуществованием! Поэтому самое начало его существования уже сопряжено с недостатком. Именно таков наш мир. Поэтому человек рождается из зловонной капли, то есть, с самого рождения связан с исчезновением, и существование его завершается полным исчезновением, то есть, смертью, — и такова сама суть этого мира. Но после него начинается Будущий мир, в котором связь творения и Творца достигает полноты. Все это напоминает стадии жизненного пути человека. Он появляется в мире после несуществования, то есть, обретает существование после исчезновения, — поэтому в начале жизненного пути он мал и низок. Но затем он начинает расти, пока не обретет величия. Точно так же обстоит дело и с миром в целом: не должно быть так, чтобы его существование началось сразу с Будущего мира. Ведь разве может быть, чтобы жизнь человека сразу началась с совершенства или чтобы дерево выросло сразу полностью совершенным? Вначале оно мало, ибо еще не достигло той высокой ступени, к которой придет в конце.

Теперь, возможно, у тебя возник такой вопрос. Если так, в конце жизненного пути человек не должен умирать: он должен постепенно переходить с одного уровня на другой, более высокий, а не умирать, чтобы затем снова оживать! Однако это совсем нетрудный вопрос для того, кто понимает суть дела. Достижение высочайшего уровня возможно именно тогда, когда прежняя жизнь полностью прекращается. Ведь как человек, сотворенный из презренной капли, плоть и кровь, может надеяться достичь высших уровней?! Его материальность не позволит ему этого!

Поэтому он должен освободиться от материальности через смерть, а затем ожить. И все это понятно обладающему мудростью, и здесь не место говорить об этом более подробно. Возможно, с помощью Оживляющего мертвых, мы удостоимся когда-нибудь разъяснить это.

Таким образом, тебе стали ясны слова мишны, что этот мир подобен прихожей перед Будущим миром и что должно подготовить себя в прихожей, чтобы ты смог войти в парадный зал. Мы ведь уже сказали, что Будущий мир не может быть началом Творения, поскольку, начав существовать после несуществования, он на первом этапе связан с исчезновением и недостатком. Поэтому мишна назвала этот мир именно прихожей, поскольку прихожая ведет в парадный зал. Ведь неправильно строить парадный зал, в который входят сразу с улицы: следует строить так, чтобы вначале входить в служебную комнату, а из нее уже в зал. И это — символ этого мира, который не является чем-то самостоятельным, а представляет собой вход в другой мир. Будущий мир не может быть самым началом (пути человека) — его путь должен начинаться в этом мире, в котором можно подготовиться к вступлению в Будущий мир. Поэтому мишна и требует: Подготовь себя в прихожей, чтобы ты смог войти в парадный зал. Дело в том, что подготовка — это всегда начало того, что за ней следует. И поскольку наш мир — это начало, а Будущий — продолжение, мишна и говорит: Подготовь себя в прихожей, — то есть, в начале пути, чтобы ты смог войти в парадный зал, — то есть, достичь конца пути. К пребыванию в парадном зале, то есть, на последнем, завершающем этапе пути, можно подготовиться только в прихожей, то есть, на начальном этапе пути; и все это ясно.

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.