Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько возможно это понять и постичь»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 10, 6
Люди, которые отмахиваются от заповедей Торы, делают это под влиянием дурного желания. От друзей-злодеев следует отдалиться, как этому учат мудрецы.

Есть несчастье тяжелее многих других, а состоит оно в том, что каждый день мы видим жителей нашего города и нашей страны, которые считают исполнение заповедей Торы делом ненужным. Поэтому злое начало соблазняет человека, говоря ему: «Не один я таков; то, что случится с остальными моими земляками, произойдет и со мной».

И об этих людях — притча. Одного человека схватили и посадили в тюрьму по ложному обвинению. Очень плохо было ему там, и каждый день заключения казался годом. Пришли его родственники и члены семьи утешать его и рассказали ему, что буквально на днях точно такой же случай произошел в другой стране: там тоже такой-то и такой-то был арестован и страдает теперь в заключении. И воскликнул узник: «Да разве это утешит меня? Еще больше расстроило! Если бы вы рассказали мне, что тот человек избавился в конце концов от страданий своих, — возможно, я стал бы немного меньше тревожиться. Или если бы вы сказали мне, что кто-то схвачен по тому же обвинению, что и я, и будет посажен ко мне в камеру, — может быть, это немного утешило бы меня, потому что я не был бы больше одинок. Но то, что в другой стране кто-то сидит в тюрьме, — чем мне поможет, что мне даст знание о том, что еще кого-то мучают?»

Совершенно то же самое происходит и здесь. Что выиграет человек, если кто-то еще совершит то же самое преступление и будет подвергнут столь же суровому наказанию где-то в другом месте? Известно ведь, что места в аду чрезвычайно много: весь наш мир меньше него в несколько тысяч раз, как сказали мудрецы Талмуда в трактате Псахим, 94. Хватит пространства его, чтобы вместить сотни и тысячи людей, которые окажутся друг от друга на расстоянии сотни верст и не будут друг друга ни видеть, ни слышать. Да и огонь адский — не то же самое, что наш огонь, который дает и свет тоже; это — огонь тьмы (это значит, что он способен лишь жечь, но совершенно не освещает). Мид-раш говорит, что тьма, заполнявшая мир в начале его творения, сохранилась только в аду. Поэтому никто там не видит товарищей по несчастью и не слышит их; каждый плачет и рыдает: «Горе мне, горе!» в одиночестве.

Что же следует из всего этого? Не должен человек смотреть на своих товарищей, когда речь заходит о чем бы то ни было плохом, даже если их много, как сказало Писание в стихе: «Не склоняйся за большинством, чтобы делать зло». Единственный способ вести себя с такими друзьями-злодеями — отдалиться от них, насколько возможно, и не ходить с ними: тогда не случится, что привыкнет человек разговаривать с ними, сидеть с ними вместе и поступать так же, как они. Об этом говорит Писание в книге Псалмов: «Счастлив человек, который не ходил в собрание злодеев и на путях грешников не стоял». И сказали мудрецы Талмуда, разъясняя это: «Если он ходил — в конце концов будет стоять; если же стоял — в конце концов будет сидеть».

Нидхей Исраэль, 1


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.