Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора сравнивается с виноградником, а ее нарушители — с лисятами. Хафец-Хаим приводит еще одно глубокое сравнение.

И сказал царь Шломо в книге Когелет: «Не слишком злодействуй, чтобы не умереть тебе безвременно». Стих имеет в виду, что человеку не следует совершать слишком много злодеяний, иначе он проживет лишь половину отпущенного ему срока и умрет не в свое время. Объясним это притчей.

У одного знатного человека был сад, искусно засаженный разными плодовыми деревьями, притягивавшими взгляд всякого прохожего. В глубине сада выстроил он великолепную башню. Однажды увидел этот господин из окна своей башни, как некий человек воровски забрался в сад, обрывает понемногу плоды с каждого дерева и складывает в корзину. Решил он, что не стоит поднимать шума, и промолчал. Прошло немного времени, и услышал он, как вор говорит сам себе: «Чего ради я трачу столько времени, обрывая по веточке? Лучше выдеру с корнем все дерево, заберу его домой, а там сделаю с плодами все, что пожелаю». Когда хозяин виноградника услышал, что дерзкий собирается выкорчевывать целые деревья, он подумал: «Не время сейчас молчать и терпеть. Еще чуть-чуть — и мой виноградник превратится в пустыню, а от любимых деревьев не останется и следа!» И закричал он: «Эй, ты, злодей, мерзавец, убирайся отсюда! Я видел, как ты пробрался в мой сад и рвешь там плоды. Но я смолчал, потому что подумал: “Ну, ладно, я вижу, как ему хочется поесть фруктов: ведь “на мои деревья приятно смотреть, а о плодах их приятно размышлять”. Но когда стало ясно мне, что ты злонамеренно собираешься порубить мои деревья и уничтожить мой чудесный сад, — вот тогда-то я разгневался на тебя! Мало тебе того, что было тебе позволено, ты решил уничтожить весь сад, вырвать все посадки — и плоды, и корни! Больше не станут я сдерживать гнева своего: я отплачу тебе, и злонамеренность твоего сердца падет на твою же голову!”

Виноградник из этой притчи символизирует нашу святую Тору, в которой насадил Святой, благословен Он, всякое дерево, приятное взгляду, и с плодами, достойными размышления, и каждое дерево сада этого для тех, кто держится за него, — Древо Жизни. Ведь говорит Писание: “Ибо не пустое дело это для вас: это жизнь ваша…” И из-за многих грехов наших встречаются сегодня “лисята, портящие виноградник” Б-га. Начинают они с того, что подстрекает их злое начало проломить ограду сада, то есть нарушить постановления и ограждающие запреты, установленные мудрецами прежних поколений ради того, чтобы не потоптали сад волы и ослы (то есть люди, подобные животным). Затем уговаривает их злое начало рубить сами посадки, то есть решаются они нарушить заповеди собственно Торы: и запрещающие, и требующие. Но и этого им мало: проходит время, и появляется у них желание вырвать все с корнем, и с наслаждением попирают они ногами самые строгие запреты Торы, сравнимые по значимости с Торой в целом — такие, как суббота, запретные связи и другие запреты, про которые сказано: “Даже если ему грозит смерть, не преступит их”.

Но на самом деле у сада есть хозяин — Г-сподь Б-г, Который сторожит сад и охраняет плоды его, и не позволит он, чтобы хоть какой-то ущерб был нанесен Его винограднику, нашей святой Торе: ведь настолько любит Он ее, что назвал ее “предметом желаний”. Не будет Он больше сдерживать ярость Свою на этих разрушителей: возгорится гнев Его и ревность Его на них, и падут на них все проклятия, что записаны в книге Торы. Пока они еще в самой поре, в расцвете сил, придется им оставить все, что они любят, и все сокровища, которые успели они скопить, как сказано в книге Псалмов (37): “И еще немного — и нет злодея”.

И все, о чем мы рассказали, содержится в стихе из Коэлета: «Не слишком злодействуй (то есть не вырывай корней вместе с ветвями), чтобы не умереть тебе безвременно», ибо не станет Он столь долго сдерживать Свой гнев; и вдруг смотришь — «и нет злодея…».

Нидхей Исраэль, введение


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.