Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы функционирования высшего религиозного суда Синедриона. Заповедь назначить судей приводится в Торе.

Галаха 1

Заповедь «делай» из Торы назначать судей и стражников в каждой и каждой стране и в каждой области и области, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим 17, 18). «Судьи» — это постоянные судьи в суде, и судящиеся приходят к ним. «Шойтрим» — стражники — идут с палкой и плеткой, и они стоят перед судьями, и ходят по улицам и рынкам и по магазинам, чтобы исправлять цены и меры (веса и т.д.), и наказывать каждого, кто искривляет, и все их дела по слову судей, и каждый, что увидят у него искривление в чем-либо, приводят его в бейс-дин, и судят его в соответствии с его виной.

Галаха 2

Мы не обязаны ставить суды в каждой и каждой области и в каждом и каждом городе, но только в Эрец Исроэл; но вне Эрец Исроэл не обязаны ставить суд в каждой области, как сказано «поставь себе во всех воротах твоих, которые Вс-вышний Б-г твой дает тебе по коленам твоим».

Галаха 3

Сколько судов постоянных должны быть в Израиле и каково должно быть число их судей? Устанавливают в начале Бейс Дин Годол в Храме, и он называется «Великий Сангедрин», и число их — семьдесят один, как сказано: «собери мне семьдесят человек из старейшин Израиля (Бемидбар 11, 16), и Мойше над ними, как сказано “И будут стоять там с тобой” — итого семьдесят один. Самый мудрый среди них — ставят его главой над ними, и он называется рош йешива, и его называют мудрецы всюду “носи”, и он становится вместо Мойше рабейну. И ставят самого старшего среди семидесяти вторым после главы Сангедрина, и он сидит справа от него, и он называется “ав бейс дин”, и остальные семьдесят сидят перед ним в соответствии с их возрастом и их достоинством. Каждый, кто больше своего товарища по мудрости, будет ближе к носи слева от него, и они сидят полукругом, чтобы носи и ав бейс дин видели их всех. И еще ставят два суда из двадцати трех и двадцати трех, один у входа в Азоро, и один у входа на Храмовую гору. И ставят в каждом городе в Израиле, где есть сто двадцать или больше, малый Сангедрин, и он сидит у входа в город, как сказано “и поставьте в воротах суд”(Амос 5, 15). И каково будет число их? Двадцать три судьи, и старший среди них главой над ними, и остальные сидят полукругом, чтобы глава видел их всех.

Галаха 4

Город, где нет ста двадцати, — ставят там троих судей, ибо нет суда меньше чем трое, чтобы было в них большинство и меньшинство, если будет среди них спор в суде из судов.

Галаха 5

В каждом городе, где нет двух больших мудрецов: один, достойный обучать и указывать закон во всей Торе, и один, умеющий понять и знающий, как спросить и ответить — не ставят там Сангедрин, несмотря на то, что есть там тысячи из Израиля.

Галаха 6

Сангедрин, в котором есть эти двое: один, который может понять, и один, который может говорить — это Сангедрин[1]; были в ней трое — это средняя мера; были в ней четверо, которые могут говорить — это Сангедрин мудрых.

Галаха 7

Каждый Малый Сангедрин — сажают перед ними три ряда учеников, в каждом и каждом ряду — двадцать три человека. Первый ряд — ближайший к Сангедрин, и второй ряд — ниже него, и третий — ниже него; и в каждом ряду и ряду сидят в нем в соответствии с их достоинством в мудрости.


[1] И кошер, если нет другого.


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше